Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:18, реферат
Для любого современного государства его символ существует в триединстве:
герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало
складываться сравнительно поздно, с ХIХ века.
Символы России, что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека,
который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без
сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы, луга, поля,
1. Введение
2. Герб России
3. Флаг России
4. Гимн России
5. Заключение
6. Список литературы
Содержание
1. Введение
2. Герб России
3. Флаг России
4. Гимн России
5. Заключение
6. Список литературы
Введение.
Для любого современного государства его символ существует в триединстве:
герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало
складываться сравнительно поздно, с ХIХ века.
Символы России, что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека,
который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без
сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы, луга, поля,
леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки,
самовары. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и
регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, Шапке
Мономаха и, конечно же, не забуду и русские архитектурные святыни,
существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор, храм Христа
Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или
Георгиевский крест. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей
«малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался
родительский дом.
Каждый по-своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия
«символ» его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики
занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики,
психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам
советского ученого энциклопедиста А.Н.Лосева, труды которого только сейчас в
полном объеме стали доходить до читателя, понятие «символ» является «упорным
цепким тысячелетним понятием». «Этот термин, - пишет он, - часто употребляется
даже в самом обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что
нечто одно указывает на нечто другое, т.е. употребляет термин «символ» просто
в смысле «знак».[1]
Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. «За элементами
понятий, выраженных в словах, стоят чувственные ассоциации. Они как бы
проецируют понятие на наиболее «подходящие» чувственные образы и тем самым
помогаю сформировать символ», - объясняет принцип создания символа философ
Л.В.Уваров.[2]
Несмотря на то, что теоретической основы изучения той группы символов, о которой
пойдет речь ниже, недостаточно разработаны (не очень пока ясно, к какой сфере
деятельности их четко можно отнести: к социально-политической, идеологической,
правовой и т.д.), совершенно очевидно, что посредством их выражены определенные
общественные отношения, что как всякий символ, они - социальные феномены и,
следовательно, всегда несут на себе печать, «налет» своего общества. В них явно
отражено «социальное лицо» эпохи, конкретного исторического времени, через их
назначение можно определить уровень развитие самого общества. «Едва ли требует
доказательства, - писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф.Лосев, -
что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе
отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения. История символа. ясно
обнаруживает всю невозможность чистой символики в ее отвлеченном виде.»
[3]
В популярном справочнике «Международная символика и эмблематика» его автор,
характеризуя аналогичные знаки подчеркнул, что они представляют собой
«категории из области идеологии»[4], с
чем, конечно нельзя не согласиться. Так что к символам «не своей» эпохи надо
относится осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и
принципы их возникновения, их эволюция помогает не только всесторонне
представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке»
мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл
его поступков, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных
слоев русского общества, его менталитета - вопросам недостаточно изученным, но
очень важным.
Ниже речь пойдет о символах государственного суверенитета России того периода
отечественной истории, который в последние годы особенно привлекает
общественное внимание, - до 1917 г. С ХIХ века символы государственного
суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не
означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же
как во многих странах Европы, в России эмблемы, позднее вошедшие в
государственный герб, возникли в средневековье. И уже в начальный период
существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе
за его упрочения. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и
отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не
было случайным. С одной стороны, они в наглядной форме выражали основные
идеи государственной политики принявшего их великого князя московского Ивана
III, воплощая
в себе определенную его
устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой - по своей форме эти
знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси.
Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее, первых
гербовых эмблем - через 200 лет после появления последних на государственной
печати. Бело-сине-красный флаг «подарил» России флот Петра I. В борьбе за
звание «государственного» флага ему пришлось на протяжении почти двух
столетий «конкурировать»
черно-желто-белым
Гимн появился итого позднее - в Х1Х в., так же «пропустив впереди себя» ряд
общерусских мелодий.
Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые
еще не та давно казались малозначащими, не вызывали особого интереса ни у
историков, ни у широкого круга читателей. Теперь уже новое поколение
«повернувшись лицом» к своей истории вспомнили и о давно забытых,
низвергнутых в прямом смысле этого слова эмблемах и символах, чуть ли не
возводя некоторые из них на пьедестал.
Как когда-то Французская революция смела королевские лилии, как пал
двуглавый орел австро-венгерской монархии, так и знакам царской власти нечего
было символизировать в нарождающемся новом мире. Историческая память,
причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых
символах, которые важны нам прежде всего как памятники прошлого. С этих
позиций рассматривается герб, флаг и гимн Российской империи.
1.Герб России.
Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное
значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства,
верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди
государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный
знак государства - государственный герб. Подбор эмблем государственного
герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции
высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью
института внешнего оформления верховной власти.
В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они
и скудны и нечетки. Первое встречается в Ермолинской летописи, где помещено
сообщение о том, что в 1464 г. В Москве «. месяца июля 15, поставлен бысть
святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловских, резан на камени, а
нарядом Васильевым Дмитриева сына Ермолина».
[5] С легкой руки историков XIX в. скульптура св. Георгия на коне,
поражающего змия - дракона, работы выдающегося русского зодчего ХV в.
В.Д.Ермолина оценивалась в отечественной историографии как образец
великокняжеской или даже московской геральдики.
Начало следующего
этапа «реконструкции»
империи относится к последним годам правления Николая I. Царь неоднократно
выражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в целом. Когда по
его распоряжению в 1848 г. Герольдия преобразовалась в учреждение более
высокого ранга - департамента Сената, он снова обратил внимание на тот факт,
что гербы составляются «не по правилам геральдики». В 1851 г. Николай I дал
указание «принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и
губернских городов, кои впредь будут представляемы на высочайшее утверждение,
изображать всегда императорскую корону; на гербах же городов уездных ставить
ныне употребляемую подобными городами городскую корону. По усмотрению министра
внутренних дел императорскую корону употреблять только тем уездным городам, кои
отличаются от прочих обширностью населения и вообще своею значительностью в
административном, торговом и историческом отношениях».
[6]
Это только один пример из «геральдических» претензий царя. Были и другие,
исполнение которых возлагалось на Департамент герольдии.
31 мая 1857 года
Указом Правительствующего
императора Александра II в России был введен Большой государственный герб.
В нем закреплена традиция, ведущая начало от государственной печати Иоанна IV
Васильевича, на которой вокруг гербового двуглавого орла располагались гербы
территорий, входящих в состав русского государства.