Символы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Для любого современного государства его символ существует в триединстве:
герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало
складываться сравнительно поздно, с ХIХ века.
Символы России, что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека,
который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без
сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы, луга, поля,

Содержание

1. Введение
2. Герб России
3. Флаг России
4. Гимн России
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Примерные темы рефератов для всех направлений.docx

— 48.49 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  1.  Введение

     2.  Герб России

     3.  Флаг России

     4.  Гимн России

     5.  Заключение   

     6. Список литературы 

     

     

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

     Введение.

Для любого современного государства его символ существует в триединстве:

герб, флаг и  гимн. Подобное триединство в мировой  практике  начало

складываться  сравнительно поздно, с ХIХ века.

Символы России, что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека,

который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без

сомнения, будут  разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы, луга, поля,

леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные  сувениры: матрешки,

самовары. Любители русской старины расскажут о  древнем Московском Кремле, и

регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, Шапке

Мономаха и, конечно  же, не забуду и русские архитектурные  святыни,

существующие  и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор, храм Христа

Спасителя. Вспомнившие  о русском воинстве назовут «Прощание  славянки» или

Георгиевский  крест. А кто-то, возможно, обратит  свой мысленный взор к своей

«малой Родине» - городу, в котором он родился  и вырос, где остался

родительский  дом.

Каждый по-своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности  понятия

«символ» его  многомерности. Не случайно проблемами символа и символики

занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики,

психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам

советского ученого  энциклопедиста А.Н.Лосева, труды которого только сейчас в

полном объеме стали доходить до читателя, понятие «символ» является «упорным

цепким тысячелетним понятием». «Этот термин, - пишет  он, - часто употребляется

даже в самом  обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что

нечто одно указывает  на нечто другое,  т.е. употребляет  термин «символ» просто

в смысле «знак».[1]

Воздействие символа  начинается уже через его внешнюю  форму. «За элементами

понятий, выраженных в словах, стоят чувственные ассоциации. Они как бы

проецируют понятие  на наиболее «подходящие» чувственные  образы и тем самым

помогаю сформировать символ», - объясняет принцип создания символа философ

Л.В.Уваров.[2]

Несмотря на то, что теоретической основы изучения той группы символов, о которой

пойдет речь ниже, недостаточно разработаны (не очень  пока ясно, к какой сфере

деятельности  их четко можно отнести: к социально-политической, идеологической,

правовой и т.д.), совершенно очевидно, что посредством их выражены определенные

общественные  отношения, что как всякий символ, они - социальные феномены и,

следовательно, всегда несут на себе печать, «налет»  своего общества. В них явно

отражено «социальное  лицо»  эпохи, конкретного исторического  времени, через их

назначение можно  определить уровень развитие самого общества. «Едва ли требует

доказательства, - писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф.Лосев, -

что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе

отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения. История символа. ясно

обнаруживает  всю невозможность чистой символики  в ее отвлеченном виде.»

[3]

В популярном справочнике  «Международная символика и эмблематика» его автор,

характеризуя  аналогичные знаки подчеркнул, что они представляют собой

«категории из области идеологии»[4], с

чем, конечно  нельзя не согласиться. Так что к  символам «не своей» эпохи надо

относится осторожно. Однако это не значит, что они  нам не интересны. Причины и

принципы их возникновения, их эволюция  помогает не только всесторонне

представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке»

мировоззрения человека  прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл

его поступков, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных

слоев русского общества, его менталитета - вопросам недостаточно изученным, но

очень важным.

Ниже речь пойдет о символах государственного суверенитета России того периода

отечественной истории, который в последние годы особенно привлекает

общественное  внимание, - до 1917 г. С ХIХ века символы государственного

суверенитета  постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не

означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же

как во многих странах  Европы, в России эмблемы, позднее  вошедшие в

государственный герб, возникли в средневековье. И  уже в начальный период

существования единого русского государства они  сыграли важную роль в борьбе

за его упрочения. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и

отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не

было случайным. С одной стороны,  они в наглядной  форме выражали основные

идеи государственной  политики принявшего их великого князя  московского Ивана

III, воплощая  в себе определенную его ориентацию, внутригосударственные

устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой - по своей форме эти

знаки оказались  привычны и понятны жителю Средневековой  Руси.

Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее, первых

гербовых эмблем - через 200 лет после появления  последних на государственной

печати. Бело-сине-красный  флаг «подарил» России флот Петра I. В борьбе за

звание «государственного» флага ему пришлось на протяжении почти двух

столетий «конкурировать»  черно-желто-белым императорским  стягом.

Гимн появился итого позднее - в Х1Х в., так  же «пропустив впереди себя» ряд

общерусских мелодий.

Российская государственная  символика находится в ряду тех  проблем, которые

еще не та давно  казались малозначащими, не вызывали особого  интереса ни у

историков, ни у  широкого круга читателей. Теперь уже  новое поколение

«повернувшись лицом» к своей истории вспомнили  и о давно забытых,

низвергнутых  в прямом смысле этого слова эмблемах и символах, чуть ли не

возводя некоторые  из них на пьедестал.

Как когда-то Французская  революция смела королевские  лилии,  как пал

двуглавый орел австро-венгерской монархии, так и  знакам царской власти нечего

было символизировать  в нарождающемся новом мире. Историческая память,

причастность  к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых

символах, которые  важны нам прежде всего как памятники прошлого. С этих

позиций рассматривается  герб, флаг и гимн Российской империи.

     1.Герб  России.

                                        « . не безпотребно о гербе

                                        государственном от истории

                                                     воспомянуть».

Эмблемам, их  символическому смыслу в средние  века придавалось огромное

значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства,

верховную власть государя, идею его господства над  подданными. Среди

государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный

знак государства - государственный герб. Подбор эмблем государственного

герба, определение  их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции

высшей государственной  власти. Государственный герб являлся  важной частью

института внешнего оформления верховной власти.

В источниках имеется  мало письменных свидетельств о российских символах. Да они

и скудны и нечетки. Первое встречается в Ермолинской летописи, где помещено

сообщение о  том, что в 1464 г. В Москве «. месяца июля 15, поставлен бысть

святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловских, резан на камени, а

нарядом Васильевым Дмитриева сына Ермолина».

[5]  С легкой  руки историков XIX в. скульптура св. Георгия на коне,

поражающего змия - дракона, работы выдающегося русского зодчего ХV в.

В.Д.Ермолина оценивалась  в отечественной историографии  как образец

великокняжеской или даже московской геральдики.

Начало следующего этапа «реконструкции» государственного герба Российской

империи относится  к последним годам правления  Николая I. Царь неоднократно

выражал недовольство видом гербов и деятельностью  Герольдии в целом. Когда по

его распоряжению в 1848 г. Герольдия преобразовалась  в учреждение более

высокого ранга -  департамента Сената, он снова  обратил внимание на тот факт,

что гербы составляются «не по правилам геральдики». В 1851 г. Николай I  дал

указание «принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и

губернских городов, кои впредь будут представляемы  на высочайшее утверждение,

изображать всегда императорскую корону; на гербах же городов уездных ставить

ныне употребляемую  подобными городами городскую корону. По усмотрению министра

внутренних дел  императорскую корону употреблять  только тем уездным городам, кои

отличаются от прочих обширностью населения и  вообще своею значительностью в

административном, торговом и историческом отношениях».

[6]

Это только один пример из «геральдических» претензий  царя. Были и другие,

исполнение которых возлагалось на Департамент герольдии.

31 мая 1857 года  Указом Правительствующего Сената  по Высочайшему повелению

императора Александра II в России был введен Большой  государственный герб.

В нем закреплена традиция, ведущая начало от государственной  печати Иоанна IV

Васильевича, на которой вокруг гербового двуглавого орла располагались гербы

территорий, входящих в состав русского государства.

Информация о работе Символы России