Молния как символ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:51, доклад

Описание работы

Молния — впечатляющий разряд «небесного» электричества, который приносит на землю огонь и разрушение и является во всех древних культурах выражением и символом сверхъестественных сил.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 173.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сообщение по культурологии

на тему: «Молния как символ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 

Молния — впечатляющий разряд «небесного» электричества, который приносит на землю огонь и разрушение и является во всех древних культурах выражением и символом сверхъестественных сил. 

Чаще всего —  это действие бога неба или царя богов, который с помощью топора или молота уничтожает на земле вражеские  создания или наказывает непослушных  людей. Из-за своего небесного происхождения  молния играет роль символа озарения. В засушливых местностях, которые были зависимыми от дождевых осадков, молния увязывалась с плодородием полей и считалась символом жизненной силы. У этрусков созерцание молнии (бронтоскопия) считалось важным подспорьем у оракулов; молнии на востоке служили добрым предзнаменованием, на Западе — недобрым, на Северо-Востоке воспринимались как оптимальное явление; на Северо-Западе считалось, что они приносят несчастье. Такой способ толкования был заимствован у римских жрецов-оракулов. Молния была творением Зевса Керауноса (лат. Юпитер Фульгур, Jupiter Fulgur), как и славянского бога грома Перуна (по-латышски — Перконс, по-литовски — Перкунас) или в более древние эпохи — восточного Хадада. Люди, пораженные ударом молнии насмерть, считались чаще всего как отмеченные Божеством и должны были быть погребенными на том же самом месте.

В христианскую эпоху  молния в символическом мире образов  считалась знаком непосредственного  присутствия Бога (Откровение заповедей  на горе Синай) или его наказания (Страшный суд). В эмблематике Ренессанса молния становится предостерегающим знаком невыясненного для человека провидения («Что помогает при сооружении крепости, возведение укреплений, валов и рвов / Когда Бог из вышины лучами зажигает. Стражи не утруждают себя заботой и прилежанием / Лишь Бога забота может предотвратить несчастье», Хоберг, 1675). У североамериканских индейцев молния возникает из сверхъестественных «птиц грома», и там молния изображается в виде известной нам зигзагообразной стрелы. У мексиканских ацтеков молния представлялась богом Холотлом в образе собаки, который одновременно был сопровождающим умерших. Молния раскалывает землю и открывает тем самым дорогу в преисподню для богов и людей. 

В Древнем Перу во времена инков гром и молния назывались одним и тем же словом «иллапа», и это имя индейцы дали также слову «пушка» испанских завоевателей. По сведениям Гарсиласо де ла Вега (1539—1616), гром и молния, однако, не почитались как боги, а считались слугами святого Солнца, которые проживали не на небе, а в воздушном пространстве. 

В глубинно-психологической  символике молния связывается преимущественно  с мужской жизненностью. Зажженный ею «огонь страсти, как и увлеченность идеями, — это также пламя, в котором можно сжигать... Струя огня может мощно поражать из ясного и хмурого неба» (Э. Аеппли).

Во многих культурах  молния считается также «низвергающейся  с неба змеей», называемой Итцкоатл — наряду с упомянутой собакой Ксолотл, а в древнескандинавской мифологии — «пестрой змеей». О ней рассказывают, что она упала в морскую бездну, где ее проглотил лосось, и из его живота люди доставали тлеющие искры небесного огня. 

Превосходящая всю  человеческую силу природа небесных богов символизируется в мифе о греческой принцессе Семеле, в котором отец всех богов Зевс представлен как животворящая молния. «Когда Зевс обещал выполнить любое  ее желание, она попросила его, чтобы  он один раз пришел бы к ней как жених, как он пришел к Гере. Зевс не мог изменить своему слову, и он прибыл на колеснице, сопровождаемый зарницами и ударами грома, в ее покои, и он швырнул молнию. Испуганная Семела лишилась чувств; она произвела на свет шестимесячного ребенка, которого Зевс выхватил из (разведенного им) огня и зашил в свое бедро» (Аполлодо-рова библиотека, стр. 26); ребенком был бог Дионис, бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия, которого Зевс с целью защиты от своей ревнивой супруги Геры превратил в молодого козла.

В древнекитайской  мифологии происхождение явлений  природы связывается с Пань-гу, первым человеком на земле: с его  вздохом рождается ветер и  дождь, с выдохом — гром и молния. По преданию, существовала небесная управа грома. В нее входили бог грома, бог ветра, бог дождя и богиня молнии. Главу небесной управы грома Лэй-цзу изображали с третьим глазом на лбу, откуда лился поток света. Дянь-му («матушка-молния») держала в поднятых над головой руках два зеркала. Стоя на облаке, она то сближала, то разводила зеркала, в результате чего и возникала молния. Считалось, что Дянь-му освещает молнией сердца грешников, которых должен наказать бог грома. 

В символике древнего китайского трактата «И Цзин» молния — это образ гексаграммы чжень, «возбуждение». Она обозначает момент, когда жизнь начинается заново, движение вспять невозможно, необходимо идти вперед. В этой ситуация человек может ощутить страх и потерять уверенность в собственных силах. Но если не изменять принципу неуклонного действия и стремления вперед, такое движение приведет к высочайшему успеху.

Информация о работе Молния как символ