Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:00, реферат
Организация санитарно-противоэпидемического режима в хирургических отделениях осуществляется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами:
Во всех отделениях акушерского стационара дважды в сутки проводят влажную уборку с применением моющих и не менее одного раза в сутки — дезинфицирующих средств. Уборочный инвентарь после обработки помещения обеззараживают. После уборки или дезинфекции для обеззараживания воздуха применяют ультрафиолетовое облучение с последующим проветриванием помещения.
При уборке в виде заключительной дезинфекции ультрафиолетовое облучение проводят дважды: первый раз — после обработки всех объектов и помещения дезинфицирующим средством, второй раз — после протирания их ветошью, смоченной в водопроводной воде (при повышении влажности воздуха эффективность ультрафиолетового облучения возрастает). Затем помещение проветривают.
Перед и после каждой манипуляции медицинский персонал тщательно моет руки. При проведении влагалищных исследований используются стерильные перчатки.
В приемно-смотровом
отделении следует обеспечить изоляцию
потоков беременных и рожениц, поступающих
в физиологическое и
После манипуляций, ведущих к загрязнению рук, или осмотра рожениц, поступающих в обсервационное отделение, руки моют и обеззараживают стерильным тампоном, смоченным одним из следующих дезинфицирующих растворов:
— 0,5 % спиртовой (в 70% этиловом спирте) или 0,5% водный растворы хлоргексидина глюконата,
— 1 % раствор йодопирона (по активному йоду),
— 0,5 % раствор хлорамина,
— другими кожными антисептиками, разрешенными для этих целей (например, АХД-2000, изосепт и др.).
Родовое отделение может быть расположено: в главном корпусе — лучше на верхнем этаже, в отдельно стоящем здании, в блоке, примыкающем к главному корпусу.
Расположение помещений родового отделения возможно как централизованное — при едином режиме, графике работы и одномоментном закрытии, так и децентрализованное — создание системы блоков (по горизонтали, по вертикали) или модулей — 2-4 родовых помещения, помещения для самостоятельной работы в каждом блоке. Возможен и боксированный родблок (показан в обсервационном роддоме).
Родовое отделение, как правило, формируется при числе коек 100 и более. Оно состоит из следующих основных групп помещений:
1. Помещения
для проведения родов —
2. Операционные
помещения — большая
3. Вспомогательные помещения.
Все расчёты количества коек в подразделениях производятся исходя из числа коек послеродового физиологического отделения (ПФО).
Помещения для проведения родов. Количество родовых кроватей в родовом зале должно составлять не менее 8%, а количество предродовых коек - 12% от числа коек ПФО. Площадь родовой на 1 кровать составляет 24 кв.м., на 2 кровати - 30 кв.м.
Родовой блок должен содержать не менее 2-х родовых палат на 1-2 койки, предродовые палаты ( не менее 4-х коек) и туалетную-манипуляционную.
В родильном зале прием родов осуществляется поочередно на разных кроватях. После родов все объекты, применявшиеся при родах, обрабатывают дезраствором. При загрязнении кровью и другими биологическими жидкостями обеззараживание проводят по режимам, утвержденным для профилактики парентеральных вирусных гепатитов. При наличии двух родильных залов прием родов осуществляют поочередно в каждом из них в течение суток.
В боксированном родильном блоке каждые роды проводят в отдельном боксе. Прием родов проводится во всех боксах поочередно. После родов в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции.
При приеме родов предпочтительнее использовать стерильный комплект разового пользования. Новорожденного принимают в обеззараженный, согретый и покрытый стерильной пеленкой лоток. Для первичной обработки новорожденного обязателен стерильный индивидуальный комплект. При использовании металлических скобок Роговина их следует включать в стерильный индивидуальный набор для обработки пуповины.
Для снижения риска инфицирования пупочной раны и с целью профилактики гнойных заболеваний пупка и развития пупочного сепсиса возможно использование пленкообразующих препаратов, разрешенных для этих целей, с предварительной обработкой пупочной раны 0,5 % раствором хлоргексидина глюконата в 70 % этиловом спирте, а также применение метода раннего отсечения пуповины (на 3-и сутки).
Профилактика гонобленореи проводится во время первичного туалета новорожденного и повторно через два часа 1% раствором нитрата серебра. Возможно проведение профилактики гонобленореи новорожденных раствором сульфацила натрия 30 % (альбуцид) или 0,05% водным стерильным раствором хлоргексидина . Стерилизация раствора проводится методом автоклавирования при температуре 115-116° С в течение 30 мин. Препарат готовится ежедневно и применяется после остывания во время первичного туалета новорожденного, повторно через два часа и далее ежедневно однократно в течение всего срока пребывания ребенка в роддоме.
В родильном зале необходимо в течение первого получаса после рождения прикладывать новорожденного к груди матери (при наличии относительных противопоказаний возможно кратковременное прикладывание — на 10-30 сек, а не кормление), что обеспечивает раннее гарантированное заселение новорожденных внебольничными материнскими штаммами микроорганизмов, препятствующее колонизации малыша госпитальными микроорганизмами.
Хранение плацентарной
крови и последов осуществляется
в специальных холодильных
Белье, использованное в процессе приема родов, собирают в бак с заложенным в него клеенчатым мешком, перевязочный материал сбрасывают в таз, завернутый в стерильную пеленку или клеенку, таз дезинфицируют и меняют после каждых родов.
Санитарно-противоэпидемические требования к родовому залу идентичны требованиям к операционной.
Оперблок состоит из: большой операционной, предоперационной, 2-х малых операционных, вспомогательных помещений (стерилизационная, наркозная, аппаратная). Для обеспечения асептики помещения оперблока должны быть четко разделены на стерильную, чистую и нечистую зоны.
Малая операционная предназначена для выполнения всех акушерских операций, кроме чревосечения и кесарева сечения: наложения щипцов, вакуум-экстракции, поворота плода, ручного отделения последа, облучения матки, остановки кровотечения, переливания крови, приёма родов у женщин с тяжёлой патологией.
Площадь малой операционной - 24 кв.м. (со шлюзом), она располагается рядом с родовым залом и послеродовыми палатами. Для экстренного переливания крови должна быть наготове стерильная система, консервированная кровь хранится в специальном помещении (площадь - 8 кв.м. ) в холодильнике при температуре 2-60 С.
Большая операционная
предназначена для
Площадь большой операционной -36 кв.м., высота потолка -3,5 м.
К большой операционной
примыкают предоперационная и комната
для подготовки материала для
операций и инструмента для
Предоперационная должна быть оборудована всем необходимым для обработки рук хирурга. Здесь могут размещаться холодильники для хранения крови (если нет спецпомещения).При входе на тумбочке устанавливается бикс со стерильными марлевыми масками, в тумбочке размещены чулки-бахилы, на вешалке - фартуки. В помещении должны быть емкости для сбора отходов и для рабочего раствора дезинфекционных средств. Площадь предоперационной - 22 кв. м.
Количество кроватей в послеоперационной палате расчитывается исходя из норматива: на 1 операционный стол — 3 кровати.
Послеродовое физиологическое отделение предполагает строгое соблюдение принципа цикличности заполнения (палата заполняется не дольше 3 суток синхронно с палатами или боксами детского отделения). ПФО организуется при числе коек 60 и более, при меньшем количестве коек формируются послеродовые палаты.
Количество коек здесь составляет 50-55% от общего числа акушерских коек, сверх этого планируется 10% резервных коек. Площадь на 1 койку - 9 кв. м.
Для совместного пребывания матери и ребенка предназначаются одно- или двухместные боксированные и полубоксированные палаты; заполнение таких палат должно осуществляться в течение одних суток. Площадь палаты на 1 койку и детскую кроватку со шлюзом должна составлять не менее 18 кв.м., на две пары - 26 кв.м.
Отделение патологии беременности может содержать 30% коек по типу “мать - дитя”.
Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим отделения соответствует режиму физиологического отделения с раздельным пребыванием. При совместном пребывании матери и ребенка по желанию родильницы допускается использование для новорожденного подгузников промышленного производства и детских игрушек из полимерных материалов, предназначенных для данной возрастной группы (типа погремушек) и подлежащих дезинфекции и влажной обработке.
Постельное белье меняется каждые три дня, рубашка и полотенце ежедневно, подкладные пеленки для родильницы в первые три дня - 4 раза, в последующем - 2 раза в сутки. Используемые при кормлении новорожденных подкладные из клеенки меняют два раза в день, при использовании для этих целей пеленок их меняют перед каждым кормлением.
После выписки родильниц в освободившейся палате проводят уборку по типу заключительной дезинфекции, постельные принадлежности подвергают камерной дезинфекции.
Помещения для сбора, пастеризации и хранения грудного молока имеют следующий состав:
— комната для сбора нестерильной посуды и её обработки,
— комната для стерилизации посуды и пастеризации молока,
— комната для хранения и выдачи молока,
— помещение для сцеживания молока ( отсутствует в обсервацион-ном отделении).
Молочные бутылки для пастеризованного молока, банки, кружки для сцеживания следует мыть под проточной водой, затем кипятить 5 минут. Ерши следует мыть тёплой водой с мылом и кипятить 30 минут.
Перед каждым кормлением медсестра выдает матерям стерильную посуду и собирает ее со сцеженным после кормления молоком , маркировка на ёмкости для сцеживания обязательна. Молоко от матерей с трещинами сосков и от родильниц обсервационного отделения сбору не подлежит.
Сцеженное молоко разливается по 30-50 мл для пользования и пастеризации, пастеризация осуществляется на водяной бане в течение 5-7 минут от момента закипания, затем молоко охлаждается до комнатной температуры, хранится в холодильнике не более 12 часов.
Запрещается кормление нескольких детей из одной бутылочки.
Вода и растворы для питья должны быть стерильными в индивидуальной разовой расфасовке.
Докармливание или допаивание при показаниях осуществляется непосредственно из индивидуального разового сосуда или ложки.
В соответствии с методическими рекомендациями МЗ “Профилактика внутрибольничной инфекции у новорожденных и детей раннего возраста в детских стационарах” 15/6-20 от 28.09.89 г. проводится бактериологическое исследование грудного молока, растворов для питья, лекарственных форм на общее микробное число, титр бактерий группы кишечной палочки, st. aureus, при этом пробы молока, растворов для питья берутся как из: комнат для сбора молока и пастеризации, так и из детских комнат.
Бактериологическое исследование масла для обработки кожи новорожденных проводится на st.aureus, кишечную палочку (энтеробактерии).
Заражение новорожденного через грудное молоко является достаточно распространенным, особенно в первые дни жизни. В 86% исследованных проб молока в первые дни лактации обнаруживаются те или иные условно-патогенные возбудители и только 14 % проб стерильны. Грам-отрицательные палочки обнаруживаются, в основном, только в 1 месяц лактации, затем преобладает эпидермальный стафилококк. 73% детей ,вскормленных грудным молоком, содержащим золотистый стафилококк, покидают роддом с кишечником, заселенным этим микробом.
Обсервационное отделение организуется при количестве коек в акушерском стационаре более 25. Число коек в таком отделении должно составлять 20-25 % от общего числа акушерских коек в стационаре. Отделение должно иметь помещения приёма, выписки, родовую, операционную, родовой блок, которые используются только обсервационным отделением. Послеродовые палаты формируются на 1-2 койки, предпочтительнее по типу боксов, полубоксов.
Очевидно, что в обсервационном отделении противоэпидемический режим должен соблюдаться особенно тщательно. При необходимости перехода в обсервационное отделение медицинский персонал меняет халат, надевает бахилы. Для этого у входа размещается вешалка с чистыми халатами, емкости с бахилами.