Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:00, реферат
Организация санитарно-противоэпидемического режима в хирургических отделениях осуществляется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами:
1.
ХИРУРГИЧЕСКИЕ ОТДЕЛЕНИЯ
1.1. Организация санитарно-
Организация санитарно-
- СанПиН №8.01.011.2001г.
от 06.03.2001г. «Организация и
- СанПиН №8.01.013.03
от 31.01.203г. «Санитарно-
-Приказ №684 от 26.11.2002г.
«О мерах по профилактике заболеваемости
вирусными гепатитами в РК »
-Приказ №66 ОТ 23.01.2002Г.
«Об утверждении Правил медицинского
освидетельствования на выявление заражения
вирусом иммунодефицита человека».
-Приказ №420 от 17.08.1998г.
«Об организации работы
-Приказ МЗ РК
№476 от 10.11.1999г. «Об организации
инфекционного контроля по
-Приказ МЗ РК
№474 от 18.01.2006г. «О
В качестве системы мер борьбы с госпитальными инфекциями целесообразна так называемая протективная система , включающая три основных направления :
· антимикробный режим - кратковременный и долговременный;
· повышение защитных способностей восприимчивого организма;
· оптимизация факторов окружающей среды.
Важнейшим мероприятием общего антимикробного режима служит дистанцирование (разделение) , т.е. деление всех потоков и процессов на чистые и грязные, обеспечение функционального зонирования, боксированности и шлюзования помещений, в необходимых случаях — применение карантина и применение предметов одноразового использования.
Кратковременные меры антимикробной защиты включают в себя уборку, чистку и стирку, мытье тела и рук.
К долговременным антимикробным мерам, осуществляемым как на поверхности, так и внутри тела человека относят меры антисептики (дезинфекция, очистка и стерилизация поверхностей, воздуха, операционного поля и рук, инструментов, аппаратуры, антимикробное пропитывание тканей, антимикробное покрытие для стен, упаковочная бумага и герметичные пакеты для стерилизации инструментов, изделий и увеличения сроков их стерильности), химиотерапии (в частности, рациональная антибиотикотерапия в зависимости от чувствительности госпитального штамма) и иммунизации контактных пациентов и персонала (как уже отмечалось, чрезвычайно актуальна вакцинопрофилактика гепатата В у персонала и пациентов “групп риска”).
Мероприятия, направленные
на оптимизацию факторов окружающей
среды проводятся в отношении
архитектурно-планировочных
· формирование обсервационных отделений (палат) гнойной хирургии в структуре хирургических клиник ;
· обязательное наличие в составе операционного блока экстренных, септических и асептических операционных в оптимальных пропорциях;
· санация воздуха помещений с высокими требованиями к чистоте (операционный блок, реанимационные палаты, ожоговые палаты, перевязочные и т.д. ) адекватной работой приточно-вытяжной вентиляции с кондиционированием воздуха для обеспечения не менее 10-ти кратного воздухообмена или использование других современных методов воздухоочистки;
· безопасное обращение с отходами;
· решение вопросов асептики и антисептики в зависимости от чувствительности госпитальной флоры;
· проведение рациональной антибиотикотерапии ;
· применение
методов иммунокоррекции
· для
стерилизации “проблемной техники”
— эндоскопической, наркозной и т.д.
— применение современных, специально
предназначенных для этого методов.
1.1.
Правила содержания
структурных подразделений
хирургических стационаров.
К основным структурным подразделениям хирургического стационара относятся приемное отделение, палатные отделения, отделение реанимации и интенсивной терапии, операционный блок.
Особенности санитарно-
Приемные отделения в больницах следует размещать на первом этаже, в изолированной части здания , и по возможности вблизи главного въезда на территорию. Приемные отделения больниц проектируются в зависимости от количества потоков больных:
1 поток на 150 коек
- в больницах скорой
1 поток на 250 коек - в остальных больницах.
При этом на каждый поток следует предусматривать одну смотровую и один санпропускник.
В детских больницах организуются приемно-смотровые боксы, которые должны составлять 4% от числа хирургических коек.
При приемных отделениях
стационаров допускается
В приемном отделении выделяются следующие группы помещений:
·вестибюль для ожидания с туалетом;
·регистратура;
·помещения для осмотра, сортировки больных (смотровая, санитарный пропускник);
·диагностические
помещения (процедурная, перевязочная,
рентгенодиагностический
·служебно-бытовые помещения и кладовые;
·помещения для временной изоляции;
·помещения для выписки;
·помещения для хранения дезсредств;
В приемном отделении
больниц скорой помощи и многопрофильных
больниц целесообразно
Следует иметь ввиду,
что выполнение одной из основных
функциональных задач приемно-смотрового
отделения — обеспечение
·большой круглосуточный поток больных и посетителей;
·тесный контакт персонала с посетителями, в т.ч. необследованными, инфекционными больными;
·необходимость в экстренном вмешательстве в приемном отделении;
·проведение первичной санитарной обработки больных;
·потребность в осуществлении изоляции части больных;
·пересечение маршрутов чистых и грязных объектов.
Палатные отделения являются основным функциональным структурным элементом стационаров. Они как правило, состоят из двух палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.
Состав помещений:
· палаты;
· процедурная;
· перевязочная;
· ординаторская, комната для медсестер;
· вспомогательные помещения;
· коридор , холл.
Основная структурная единица на отделении - палатная секция с количеством коек 20 - 30. Норматив площади на 1 койку в палатах от 2 коек и более составляет для взрослых - 7 м кв., для детей - 6 м кв. , в ожоговых отделениях - 10 м кв. В палатах хирургических отделений не должно размещаться более 4 коек, причем 20 % палат должны быть рассчитаны на 1 и 2 койки.
Организация работы на хирургическом отделении может быть достаточно оптимальной, если в структуре отделения имеются две перевязочные - для “чистых” и “гнойных” перевязок, а для больных с гнойно-септическими заболеваниями и осложнениями выделены обсервационные блоки.
Влажная уборка помещений проводится не менее 2-х раз в сутки, при второй уборке используются дезсредства.
Количество инструментария в перевязочной и процедурной должно быть достаточным для работы в течение одной смены, причем в перевязочной его количество должно в 1,5 раза превышать потребность производимого числа перевязок .
Накрытие стерильного
стола в процедурной и
Влажная уборка перевязочной и процедурной проводится 2 раза в сутки, причем вторая уборка после окончания рабочей смены должна включать использование дезсредств. После уборки включается бактерицидная лампа на 60 мин. Один раз в неделю проводится генеральная уборка .
Гнойные хирургические
отделения должны размещаться на
верхних этажах зданий для исключения
возможности поступления
Операционный блок
— это структурное
Основные гигиенические принципы размещения операционных блоков:
· в отдельно стоящем здании при соединении утепленным переходом с палатными отделениями;
· на верхнем этаже корпуса;
· при соблюдении определенных условий возможно децентрализованное размещение при отделениях.
Различают два вида операционных блоков в зависимости от специализации хирургических стационаров (отделений) : общепрофильные и специализированные — травматологические, кардиохирургические, ожоговые и т.п. При этом в состав блока вводятся дополнительные помещения в зависимости от специализации стационаров.
В зависимости от характера хирургического вмешательства предусматривают септические и асептические операционные, причем их соотношение в многопрофильной больнице должно составлять 1: 3.
Функциональное зонирование операционных блоков решается на основе выделения следующих зон:
· стерильная зона ( собственно операционная);
· зона строгого режима ( предоперационная, послеоперационные палаты);
· зона ограниченного режима ( стерилизационная, гипсовая, рентгендиагностическая);
· общебольничная зона.
Между зонами строгого и стерильного режима устанавливается так называемая “красная черта”.
Количество операционных проектируется в зависимости от вида стационара - в больницах скорой помощи предусматривается 1 операционная на 25 коек, в общепрофильных - 1 операционная на 30 коек хирургического профиля.
Оптимальной считается организация операционного зала на один стол. Причем, норматив площадей определяется профилем операционной. Для общепрофильных он составляет 36 м кв. на один операционный стол , для ортопедических, нейрохирургических - 42 м кв., кардиохирургических - 48 м кв.
Следуя гигиеническим рекомендациям , послеоперационные палаты проектируются исходя из норматива - 2 кровати на 1 операционный стол и их загрузка должна быть не более 80%.
Операционный блок должен иметь весь необходимый набор производственных, бытовых и вспомогательных помещений и быть максимально изолированным от других помещений стационара. Последовательность расположения помещений блока - в порядке возрастающих асептических требований. Эвакуация загрязненного материала должна происходить минуя асептическое пространство.