Санитарно-противоэпидемический режим различных подразделений стационара и поликлиники

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:00, реферат

Описание работы

Организация санитарно-противоэпидемического режима в хирургических отделениях осуществляется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами:

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

1. ХИРУРГИЧЕСКИЕ ОТДЕЛЕНИЯ 

1.1. Организация санитарно-противоэпидемического  режима в хирургических отделениях 

Организация санитарно-противоэпидемического  режима в хирургических отделениях осуществляется в соответствии с  действующими нормативно-методическими документами: 

- СанПиН №8.01.011.2001г.  от 06.03.2001г. «Организация и проведение  мероприятий по профилактике  гнойных послеоперационных осложнений». 

- СанПиН №8.01.013.03 от 31.01.203г. «Санитарно-эпидемиологические  требования к качеству стерилизации  и дезинфекции изделий медицинского назначения». 

-Приказ №684 от 26.11.2002г. «О мерах по профилактике заболеваемости вирусными гепатитами в РК » 

-Приказ №66 ОТ 23.01.2002Г. «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека». 

-Приказ №420 от 17.08.1998г.  «Об организации работы родовспомогательных  внутрибольничных инфекций в  акушерских стационарах». 

-Приказ МЗ РК  №476 от 10.11.1999г. «Об организации  инфекционного контроля по борьбе  с внутрибольничной инфекцией». 

-Приказ МЗ РК  №474 от 18.01.2006г. «О совершенствовании  профилактики ВИЧ-инфекции». 

В качестве системы  мер борьбы с госпитальными инфекциями целесообразна так называемая протективная система , включающая три основных направления :

·     антимикробный режим - кратковременный и долговременный;

·     повышение  защитных способностей восприимчивого организма;

·     оптимизация  факторов окружающей среды.

Важнейшим мероприятием общего антимикробного режима служит дистанцирование (разделение) , т.е. деление всех потоков и процессов на чистые и грязные, обеспечение функционального зонирования, боксированности и шлюзования помещений, в необходимых случаях — применение карантина и применение предметов одноразового использования.

Кратковременные меры антимикробной защиты включают в себя уборку, чистку и стирку, мытье тела и рук.

К долговременным антимикробным  мерам, осуществляемым как на поверхности, так и внутри тела человека относят  меры антисептики (дезинфекция, очистка  и стерилизация поверхностей, воздуха, операционного поля и рук, инструментов, аппаратуры, антимикробное пропитывание тканей, антимикробное покрытие для стен, упаковочная бумага и герметичные пакеты для стерилизации инструментов, изделий и увеличения сроков их стерильности), химиотерапии (в частности, рациональная антибиотикотерапия в зависимости от чувствительности госпитального штамма) и иммунизации  контактных пациентов и персонала (как уже отмечалось, чрезвычайно актуальна вакцинопрофилактика гепатата В у персонала  и пациентов “групп риска”).

Мероприятия, направленные на  оптимизацию факторов окружающей среды проводятся в отношении  архитектурно-планировочных решений, микроклиматических параметров, технического обеспечения вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и удаления отходов; физических факторов  - электромагнитных полей, шума,  вибрации, ультразвука, токов высокой частоты, создаваемых медицинским  и другим оборудованием. Эти аспекты достаточно подробно рассмотрены в предыдущих главах. Суммируя их в отношении хирургических подразделений можно выделить основные санитарно-противоэпидемические позиции в организации работы хирургических  стационаров:

·     формирование обсервационных отделений (палат) гнойной  хирургии в структуре хирургических  клиник ;

·     обязательное наличие в составе операционного блока экстренных, септических и асептических операционных  в оптимальных пропорциях;

·     санация  воздуха помещений с высокими требованиями к чистоте (операционный блок, реанимационные палаты, ожоговые палаты, перевязочные и т.д. ) адекватной работой приточно-вытяжной вентиляции с кондиционированием воздуха для обеспечения не менее 10-ти кратного воздухообмена или использование других  современных методов воздухоочистки;

·     безопасное обращение с отходами;

·     решение вопросов асептики и антисептики в зависимости от чувствительности госпитальной флоры;

·     проведение рациональной антибиотикотерапии  ;

·     применение методов иммунокоррекции состояния  пациентов;

·     для  стерилизации “проблемной техники” — эндоскопической, наркозной и т.д. — применение современных, специально предназначенных для этого методов. 

1.1. Правила содержания структурных подразделений хирургических стационаров. 

К основным структурным  подразделениям хирургического стационара относятся приемное отделение, палатные отделения, отделение реанимации и интенсивной терапии, операционный блок.

Особенности санитарно-противоэпидемического  режима подразделений определяются их задачами и функциональными особенностями.

Приемные отделения  в больницах следует размещать на первом этаже, в изолированной части здания , и по возможности вблизи главного въезда на территорию. Приемные отделения больниц проектируются в зависимости от количества потоков больных:

1 поток на 150 коек - в больницах скорой медицинской  помощи;

1 поток на 250 коек - в остальных больницах.

При этом на каждый поток  следует предусматривать одну смотровую  и один санпропускник.

В детских больницах  организуются приемно-смотровые боксы, которые должны составлять  4% от числа  хирургических коек.

При приемных отделениях стационаров допускается организация  специализированных боксов (рентгеновского, операционного, реанимационного).

В приемном отделении  выделяются следующие группы помещений:

·вестибюль для  ожидания с туалетом;

·регистратура;

·помещения для осмотра, сортировки больных (смотровая, санитарный пропускник);

·диагностические  помещения (процедурная, перевязочная, рентгенодиагностический кабинет, экстренная операционная, лаборатория  для срочных анализов);

·служебно-бытовые  помещения и  кладовые;

·помещения для  временной изоляции;

·помещения для  выписки;

·помещения для  хранения дезсредств;

В приемном отделении  больниц скорой помощи и многопрофильных  больниц целесообразно размещать  экстренную операционную, перевязочную, процедурную и мини-дезкамеру для обработки вещей педикулезных больных (при специально  выделенном потоке приемно-смотровых помещений для приема этих больных).

Следует иметь ввиду, что выполнение  одной из основных функциональных задач приемно-смотрового отделения — обеспечение мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний внутри стационара, — осложняется следующими особенностями работы этого подразделения:

·большой круглосуточный поток больных и посетителей;

·тесный контакт  персонала с посетителями, в т.ч. необследованными,  инфекционными больными;

·необходимость в  экстренном вмешательстве в приемном отделении;

·проведение первичной  санитарной обработки больных;

·потребность в  осуществлении изоляции части больных;

·пересечение маршрутов чистых и грязных объектов.

Палатные отделения  являются основным функциональным структурным  элементом стационаров. Они как  правило, состоят из двух палатных секций и общих помещений,  расположенных  между секциями. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.  

Состав помещений:

·     палаты;

·     процедурная;

·     перевязочная;

·     ординаторская, комната для медсестер;

·     вспомогательные  помещения;

·     коридор , холл.

Основная структурная единица на отделении - палатная секция с количеством коек  20 - 30. Норматив площади на 1 койку в палатах от 2 коек и более составляет для взрослых - 7 м кв., для детей - 6 м кв. , в ожоговых отделениях - 10 м кв. В палатах хирургических отделений не должно размещаться более 4 коек, причем 20 % палат должны быть рассчитаны на 1 и 2 койки.

Организация работы на хирургическом отделении может  быть достаточно оптимальной, если в  структуре отделения имеются  две перевязочные - для “чистых” и “гнойных” перевязок, а для больных с гнойно-септическими заболеваниями и осложнениями выделены обсервационные блоки.

Влажная уборка помещений  проводится не менее 2-х раз в сутки, при второй уборке используются дезсредства.

Количество инструментария в перевязочной и процедурной должно быть достаточным для работы в течение одной смены, причем в перевязочной его количество должно в 1,5 раза превышать потребность производимого числа перевязок .

Накрытие стерильного  стола в процедурной и перевязочной при использовании многоразового инструментария производится в стерильном халате, маске, перчатках. Стерильный стол накрывается на 6 часов. Все предметы берутся со стерильного стола стерильным пинцетом, который хранится в стерильной пеленке отдельно от стерильного стола со сменой пеленки и пинцета через каждые два часа.

Влажная уборка перевязочной  и процедурной проводится  2 раза в сутки, причем вторая уборка после  окончания рабочей смены должна включать использование дезсредств. После уборки включается бактерицидная  лампа на 60 мин. Один раз в неделю проводится генеральная уборка .

Гнойные хирургические  отделения должны размещаться на верхних этажах зданий для исключения возможности поступления загрязнённого  воздуха в другие отделения. Желательным  является вывод гнойного отделения с септическим операционным блоком в отдельно стоящее здание. Для предотвращения перетекания воздуха из отделения в отделение или из лифтового холла в отделение необходимо устройство между ними нейтральной зоны с обеспечением в ней подпора воздуха.

Операционный блок — это структурное подразделение  больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных  и обеспечивающих помещений, предназначенное  для проведения хирургических операций. 

Основные гигиенические  принципы размещения операционных блоков:

·     в  отдельно стоящем здании при соединении утепленным переходом с палатными  отделениями;

·     на верхнем  этаже корпуса;

·     при  соблюдении определенных условий возможно децентрализованное размещение при  отделениях.

Различают два вида  операционных блоков в зависимости от специализации хирургических стационаров (отделений) : общепрофильные и специализированные — травматологические, кардиохирургические, ожоговые и т.п. При этом в состав блока вводятся дополнительные помещения в зависимости от специализации стационаров.

В зависимости от характера хирургического вмешательства  предусматривают септические и  асептические операционные, причем их соотношение в многопрофильной  больнице должно составлять 1: 3.

Функциональное зонирование  операционных блоков решается на основе выделения следующих зон:

·     стерильная зона ( собственно операционная);

·     зона строгого режима ( предоперационная, послеоперационные  палаты);

·     зона ограниченного режима ( стерилизационная, гипсовая, рентгендиагностическая);

·     общебольничная зона.     

   Между зонами строгого и стерильного режима устанавливается так называемая “красная черта”.

Количество операционных проектируется в зависимости  от вида стационара - в больницах  скорой помощи предусматривается 1 операционная на 25 коек, в общепрофильных - 1 операционная на 30 коек хирургического профиля.

    Оптимальной считается организация операционного зала на один стол. Причем, норматив площадей определяется профилем операционной. Для общепрофильных он составляет  36 м кв. на один операционный стол ,  для ортопедических, нейрохирургических - 42 м кв., кардиохирургических - 48 м кв.

    Следуя гигиеническим рекомендациям , послеоперационные палаты проектируются исходя из норматива - 2 кровати на 1 операционный стол и их загрузка должна быть не более 80%.

   Операционный блок должен иметь весь необходимый набор производственных, бытовых и вспомогательных помещений  и быть максимально изолированным от других помещений стационара. Последовательность расположения помещений блока - в порядке возрастающих асептических требований. Эвакуация загрязненного материала должна происходить минуя асептическое пространство.  

Информация о работе Санитарно-противоэпидемический режим различных подразделений стационара и поликлиники