Менеджмент в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:46, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего
времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -
совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью
повышения эффективности производства и получения прибыли.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент в здравоохранении.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды"  и

поощряет  их работать лучше, давая им возможность  личного развития.

Успешно лидерство руководителя  возможно  при  использовании  различных

стилей  руководства. 

Список  использованной литературы:

1. В.С.  Лучкевич. Основы социальной медицины  и управления  здравоохранением,

Санкт-Петербург, 1997г.

2.  В.С.  Лучкевич, И.В. Поляков. Основы  медицинского страхования  в   России.

Санкт-Петербург, 1995г.

3. И.В.  Поляков, Т.М. Зеленская, П.Г.  Ромашов,  Н.А.  Пивоварова.  Экономика

здравоохранения в системе рыночных  отношений.  Учебное  пособие.  Санкт-

Петербург, 1997.

4.    В.Д. Селезнев,  И.В.  Поляков.  Экономические  основы  воспроизводства

здоровья  населения  в  условиях  переходной  экономики.  Санкт-Петербург,

1996г.

5. Родионова  В.Н.  Менеджмент  в  здравоохранении   в  новых  экономических

условиях //Экономика  и  управление  здравоохранением  /под  ред.  Ю.П.

Лисицына. - М., 1993, с.43-83//. 
 
 

Тема3 : здравоохранение в условиях рыночной экономики. 

Спрос, предложение и рыночные структуры  в здравоохранении. 

Рыночные  отношения  выражают  определенную  экономическую  обособленность

производителей  и  потребителей   продуктов   и   услуг,   возмездность   их

взаимодействия. По своему содержанию они  включат  широкий  набор  различных

элементов.  Сфера  охвата  рыночными  отношениями  тех   или   иных   сторон

жизнедеятельности  общества  не  является  постоянной  величиной.   Рыночный

механизм  является процессом,  посредством  которого  продавцы  и  покупатели

взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых  благ,  тем

самым спрос, предложение и цена являются главными его элементами.

Ключевым  понятием,  выражающим  сущность  рыночных  отношений,   является

понятие конкуренции. В общем случае конкуренцию  можно  определить  как  тип

взаимоотношений между производителями по поводу установления цен  и  объемов

предложения  товаров  и  услуг,  а  также  между  потребителями  по   поводу

формирования  цен  и  объема  спроса  на  рынке.   С   позиции   структурной

организации  рынка  определяющее   значение   имеет   число   производителей

(продавцов)  и количество потребителей (покупателей), участвующих в  процессе

обмена.

В  зависимости  от  соотношения  между   количеством   производителей   и

количеством потребителей различают  следующие  виды  конкурентных  структур:

рынок   совершенной   конкуренции,   олигополия,   монополия,    монопсония,

монополистическая конкуренция. Каждая из  структур  имеет  свои  особенности

формирования  цены, спроса и предложения. 

Так рынок  совершенной  конкуренции  предполагает  наличие  большого  числа

самостоятельных  производителей  некоторого  однородного  товара   с   одной

стороны, и массы  обособленных  потребителей  данного  товара  -  с  другой.

Структура связи такова, что каждый потребитель в принципе  может  приобрести

товар у любого производителя, сообразуясь  с собственной  оценкой  полезности

товара  и  его  ценой.  Каждый  производитель  может  продать  товар  любому

потребителю, сообразуясь с собственной выгодой. Ни один из  потребителей  не

приобретает какую-либо существенную часть от общего объема предложения и  ни

один  из производителей не может  удовлетворить  сколько-нибудь  существенную

долю  от общего спроса. Рынок совершенной  конкуренции - наиболее  эффективная

структура, позволяющая наилучшим образом  распределить ресурсы.

Если  же возникают  какие-либо  объективные  ограничения  для  продавцов  и

покупателей,  то  тогда  мы  имеем   дело   со   структурами   несовершенной

конкуренции,   требующими   дополнительной    корректировки    со    стороны

государства.

Анализируя  с  этих  позиций  сферу  здравоохранения  во  многих  развитых

странах, следует отметить наличие таких  ограничений,  выступающих  в  самых

различных формах. Так, например, важную  роль  в  искусственном  сдерживании

предложения  медицинских  услуг  в  США  играет   Американская   медицинская

ассоциация, объединяющая около половины всех частнопрактикующих  врачей.  Ею

ограничиваются  набор  на  медицинские  факультеты,  увеличивается  плата  за

обучение, контролируется приток врачей-эмигрантов и  их  доступ  к  занятиям

медицинской практикой. Без ведома ассоциации не могут быть  одобрены  сколь-

нибудь  значительные инициативы, касающиеся медицинского обслуживания.

Необходимо  отметить  наличие  дополнительных  искусственных  барьеров  для

производителей  медицинских услуг при их выходе на рынок: частые  аттестации,

необходимость получения новой лицензии при  переезде врача из штата в штат  и

т.п.  это  связано  с  тем,  что  в  чисто  экономическом плане   для   уже

сформировавшегося специалиста существует относительная  легкость  выхода  на

рынок медицинских услуг и ухода  с  него,   так  как  оказание  многих  видов

медицинской  помощи  не  связано  с  крупными   первоначальными   затратами,

значительными   стартовым   капиталом   (в   отличие   от   деятельности   в

промышленности, торговле. И большинстве  других  сфер).  С  другой  стороны,

динамический  спрос,  появление  новых  потребностей  и   "ниш"   на   рынке

медицинских услуг и сопутствующих товаров активно  привлекают  в  эту  сферу

новых специалистов и пседоспециалистов. Поэтому  вполне  понятно  стремление

уже устоявшегося контингента производителей всеми  возможными,  и  не  только

экономическими, средствами минимизировать  вероятность появления на  рынке

потенциальных конкурентов, ограничить предложение,  максимизировать  цены  и

доходы.

Отмеченные  выше ограничения конкуренции и  информации  означают,  что  рынок

медицинских  услуг  будет  существенно  отличаться  от   рынка   совершенной

конкуренции. В условиях  совершенной  конкуренции,  в  случаях,  если  фирма

открывает лучший способ производства какого-либо товара, она просто  снижает

цены  и  таким  образом  отбирает  покупателей  у   других   производителей.

Производство  всегда  эффективно,  а  цены  отражают  издержки  производства

наиболее  умелых производителей. Если эти условия  не  выполняются,  то  могут

выжить  и те производители, у  которых  цены  значительно  превысят  издержки

производства.

Когда товар неоднороден  и  покупатель  не  слишком  хорошо  информирован,

тогда ему сложно определить, что означает  более  низкая  цена  -  сигнал  о

возможности более выгодно покупки или  о  низком  качестве  товара.  А  когда

покупатели  информированы о ценах, то фирмы  могут их поднять выше уровня  цен

равновесия  только при ограничении числа  продавцов.

Можно схематично показать отличия рынка  совершенной  конкуренции  от  той

рыночной  структуры, которая характерна в  целом для рынка медицинских  услуг.

|Рынок  совершенной конкуренции        |Рынок медицинских услуг              |

| Большое  количество продавцов        |Число продавцов ограничено,          |

|                                     |существуют ограничения входа  на      |

|                                     |рынок, возможны даже ситуации,       |

|                                     |близкие к естественной монополии.    |

|Однородность  товара                  |Неоднородность медицинской услуги, ее|

|                                     |индивидуальность, уникальность.      |

|Хорошая  информормированность         |Несовершенная информация             |

|покупателей                          |                                     |

|Возможность  сопоставления цены товара|Невозможность  или затруднительность  |

|и его  качества                       |сопоставления цены и качества.       |

|Производители  стремятся к            |Наличие большого числа               |

|максимизации  прибыли                 |государственных или частных          |

|                                     |"бесприбыльных" организаций.         |

|Реализация  продукции осуществляется, |В большинстве  случаев требуется      |

|как  правило, напрямую.               |участие "третьей стороны" -          |

|                                     |компетентного посредника, который и  |

|                                     |оплачивает значительную часть        |

|                                     |медицинских услуг.                   | 

Исходя  из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок  медицинских

услуг,  с  точки   зрения   организационной   структуры,   является   рынком

несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам  он  в

большей мере приближается  к  структурам,  которые  в  экономической  теории

классифицируются  как рынок монополистической конкуренции  и  монополия.  Эти

обстоятельства   неизбежно   накладывают   свой   отпечаток   на   поведение

Информация о работе Менеджмент в здравоохранении