Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:46, реферат
Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего
времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -
совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью
повышения эффективности производства и получения прибыли.
эффективность
и др.
Одним из видов маркетинговой стратегии в современном здравоохранении
должна стать стратегия социально-этического маркетинга, которая
предполагает
ведение лечебно-
и услуг для отдельных специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов
войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с
социально значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности
должна обязательно быть предусмотрена программ спонсорства, бесплатности,
снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности.
Благоприятный имидж медицинской организации, ее искренняя
благотворительность
создают психологическое
медицинский и экономический эффект.
Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать
внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-
психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным
является замена роли организатора, которая была типичной в условиях
централизованного управления, на роль менеджера, управленца.
Менеджмент - это деятельность, направленная на совершенствование форм
управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности
принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность,
интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего
коллектива.
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для
совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона
(субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы,
отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляет способы
воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления
определяется принципами, методами, функциями и целями управления.
Выделяют следующие принципы управления:
1. Организационные,
координационные и оперативные,
активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего
коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство
руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность;
инициатива.
2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и
повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина,
справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный
дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
3. Принципы
повышения имиджа, авторитета, представительства
учреждения.
Методы
управления бывают организационно-
хозяйственные, правовые и социально-психологические.
К методам управления относят:
- методы подкрепления и стимулирования;
- методы регулирования поведения;
- методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности
сотрудников;
- развитие
инициативы сотрудников и
Функции управления определяются уровнем системы управления. Система
управления любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и
оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные
результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально
определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль
результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение
производственных
процессов с оптимальным
К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже
функционирующих структур.
Среди функций управления главными являются следующие:
1. Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к
производственным функциям относятся диагностика, экспертиза,
реабилитация, меры профилактики и др.
2. Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений -
это продажа отдельных видов медицинских услуг.
3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для
осуществления деятельности.
4. Страховые
- страхование и охрана
5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
6.
Административные - перспективное
программно-целевое
организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация
конкретных обязанностей, самосовершенствование.
Целям и функциям управления соответствует определенная установка
(техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,
страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний,
определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные
способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора),
нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга,
чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные
(профессиональные) знания и опыт работы.
Процесс управления включает: планирование, организацию,
распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности,
принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной
деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.
Алгоритм (последовательность управленческих решений:
8. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
9. Сбор необходимой информации.
10. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
11. Принятие управленческого решения;
12. Организация исполнения;
13. Контроль исполнения;
14. Оценка эффективности и корректировка результатов;
На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди
которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения,
своевременность акта управления.
Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и
психологических установок.
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов -
менеджеров, можно выделить:
- отсутствие личных ценностных ориентаций;
- отсутствие личной заинтересованности;
- недостаточная профессиональная квалификация;
- неумение влиять на людей;
- неумение самосовершенствоваться;
- неумение владеть собой;
- рвачество;
- отсутствие чувства долга;
- необязательность;
- неорганизованность;
- нечестность;
- неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым,
коллективным и др.
Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная
деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных,
физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов
воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства
(совокупность
методов управления и
основных стилей лидерства:
7. Директорский
стиль, когда лидер
так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве
движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
8. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель.
Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает
каждому свою оценку его качеств и достижений.
9. Личностный
стиль, когда руководитель
люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в
коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам
дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности,
спокойствия.
10. Демократический
стиль, когда лидер
человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно
участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и
побуждает к активным действиям.
11. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять
сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что
остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим
возможность самостоятельно планировать и работать.
12. Наставнический
стиль, когда лидер