Менеджмент в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:46, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего
времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -
совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью
повышения эффективности производства и получения прибыли.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент в здравоохранении.doc

— 351.50 Кб (Скачать)
ify">качества  надо также говорить о технической  оснащенности, безопасности,

удовлетворенности пациентов (с должным учетом личности пациента, его

доверия и комфорта), с учетом экономного использования ресурсов, равенства

возможности получения медицинской помощи для  лиц, имеющих разное

экономическое положение. 
 
 

Три группы критериев качества. 
 

Структура качества. 

Это институциональный  критерий (постоянный критерий) в состав которого

входят:

1. Оценка  зданий и сооружений

2. Оценка  медицинской техники

3. Оценка  вспомогательной и организационной  техники

4. Оценка  кадров

5. Оценка  различных ресурсов, в том числе  и лекарственных

Эти данные можно найти в паспорте учреждения, без этого паспорта

учреждение  не может пройти лицензирование и аккредитацию. Для  оказания

качественной  услуги необходимо иметь качественный кадровый потенциал,

современную технику, специальные ресурсы здравоохранения. Экспертиза

показателей структуры проводится органами лицензирования и аккредитации, на

основе следующих документов:

. типовые  паспорта зданий и сооружений,

.  типовой  паспорт оснащения медицинской  техникой,

. типовой  паспорт оснащения хозяйственной  оргтехникой,

. штатное  расписание и квалификационные  требования к специалистам

(результаты  аттестации и сертификации),

.  перечень  запасов ресурсов необходимых  для оказания медицинской

помощи. 

В США  принята концепция перехода здравоохранения  на основу врача семейной

практики (В США выделяется на медицинскую  отрасль около 14% от ВНП),  так

как чрезмерная специализация привела к ухудшению помощи, снижению

доступности медицинской помощи, и вызвала  увеличение расходов государства и

граждан. Семейная медицина в США считается  наиболее эффективной и

малозатратной медицинской помощью. Эта программа  позволила сэкономить за 2

года  несколько десятков миллиардов долларов, которые были вложены в

медицину (из доклада президента конгрессу  США).

В России и других слаборазвитых  экономических  странах, где нет денег на

здравоохранение, поэтому необходим переход на основу семейного врача (в

России  выделено 2.9% от ВНП на здравоохранение). Когда в 1993 году ввели

систему обязательного медицинского страхования  в России пошло на

здравоохранение 4% от ВНП, в силу того, что налоги не собираются,

продолжается  спад в экономике - выделено 2.9% от ВНП. Страхование идет не

как дополнительный источник финансирования, как это  было задумано, а как

источник  замещающий недостаток бюджетных средств. С учетом этого, можно

предполагать  главным станет амбулаторно-поликлиническое  звено, а не

стационары. 70% всех расходов идет на стационарную помощь, следовательно

при недостатке ресурсов в здравоохранении держать  стационарную помощь

государство просто не сможет. Приватизация стационаров  будет в скором

будущем.

Получить  лицензию, сертификат - это вопрос жизни и смерти для

специалиста. 
 

Второй  компонент качества - качество процесса. 

Это технологический  критерий, причем он рассматривает  медицинскую и

управленческую  технологию. Оказание медицинской помощи является чрезвычайно

сложным производством, с применением огромного количества ресурсов,

техники, поэтому возникает необходимость  в стандартизации оказания

медицинской помощи. При оценке технологии рассматривается  и анализируется,

как собственно медицинская технология - медико-технологические  и медико-

экономические стандарты,  контроль без применения стандартов. В области

управления  оказанием медицинской помощи рассматриваются  механизмы,

обеспечивающие  процесс управления.

В настоящее  время численность медицинского персонала должна сократиться

на 20%, поэтому грядет конкуренция, или просто борьба за выживание. 

Критерии  результатов.

Это критерии эффективности, которые учитывают  показатели объема

деятельности  и показатели результативности (медицинские, экономические,

социальные). Набор показателей, связанных с  понятием эффективности или

результативности  стандартизации не подлежат. Эффективность  и

результативность  оцениваются путем установления причинно-следственных

отношений с факторами, обуславливающими соответствующие показатели.

Например, если в одном отделении показатели летальности составляют 30%, в

соседнем 20%, то нельзя сравнивать эти результаты, надо посмотреть на

контингент  больных и другие факторы. Необходимо сравнивать результаты с

однородными данными (по годам, с аналогичными отделениями, с зарубежными

данными др.). Фонд медицинского страхования  на себя ответственность за

качество  не берет, в случае плохого качества оказания помощи фонд имеет

право лишить лицензии  и сертификата  соответствующее учреждение. 

Медицинская результативность:

. общие  показатели исхода:

. выздоровление

. улучшение

. без  перемен

. ухудшение

. смерть

. специальные  показатели

. показатели  результативности для отдельных  специальностей

(участковые  врачи, невропатологи, хирурги  и т.д.)

Экономическая результативность:

. показатели  эффективности работы здравоохранения  в целом (можно

оценить по показателям младенческой смертности)

. показатели  эффективности инвестиционных программ. Существует ряд

мировых организаций, которые вкладывают деньги в развитие офисов

семейного врача, но потом они смотрят на экономический эффект.

. показатели  эффективности финансирования. Насколько  полно и

качественно используются средства.

. показатели  эффективности использования финансовых  средств. Как

используется  оборудование, техника.

Социальная  результативность. Характеризуется 2 группами показателями:

. Микросоциальные  показатели - удовлетворенность населения

медицинской помощью. Есть система внутриучрежденческого  контроля -

например, проведение анкетного исследования населения.

. Макросоциальные  показатели - уровни смертности, рождаемости,

средней продолжительности жизни. 

Можно выделить 4 направления контроля качества медицинской помощи, в

зависимости от времени проведения контроля, типа контролирующего органа,

вида  экспертизы (экспертиза структуры, и  пр), или от глубины.

По времени  проведения контроля качества:

. Текущий  контроль

. Этапный  контроль

По типу контролирующего органа:

. Внутренний  контроль - контроль заведующим отделением, главным

врачом

. Внешний  контроль - контроль со стороны страховой организации,

территориальных фондом ОМС, общества потребителя

По направлению  экспертизы

. Экспертиза  структуры

. Экспертиза  технологии

. Экспертиза  результативности

По глубине:

. Скрининг  контроль

. Комплексная  развернутая экспертиза

Различают следующие способы проведения контроля:

1. Изучение  медицинской документации: истории  болезни, амбулаторные карты,

специальные журналы, отчетная документация по ОМС, статические отчеты. В

современных условиях не отчитываются талоном 25В, а отчитываются перед

страховой компанией, чтобы получить от нее  деньги путем заполнения медико-

экономического  талона, в котором есть все данные, которые содержат все

данные, что и статический талон + результаты, которые записывает

экономический отдел или бухгалтер о стоимости. В конце каждого месяца

этот  талон подается в фонд ОМС.

2. Обход  в отделении: медицинский обход  и административный обход. 

Любая система контроля имеет цель - определение  соответствия проводимых

мероприятиях, тому что гарантирует нормативный документ. 

Нормативные документы:

. Территориальная  программа ОМС

. Перечень  медицинских услуг, которые оказывают  за счет

государственной или муниципальной системы здравоохранения

. Перечень  дорогостоящих операций и приравненных  к ним вмешательств,

которые финансируются за счет государственного бюджета

. Положение  о порядке проведения экспертизы  качества медицинской

помощи

. Медико-экономические  и медико-технологические стандарты

Система контроля качества позволяет решать такие фундаментальные задачи

как:

Информация о работе Менеджмент в здравоохранении