Менеджмент в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:46, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего
времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -
совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью
повышения эффективности производства и получения прибыли.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент в здравоохранении.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Менеджмент в  здравоохранении

ТЕМА1 : Менеджмент в здравоохранении. 

Менеджмент  как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего

времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -

совокупность  принципов, методов, средств и форм управления с целью

повышения эффективности производства  и  получения прибыли.

Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент

- это  управление не вещами, а воздействие  на людей. Это искусство получать

нужные  вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение

добиваться  определенной цели, используя интеллект  и мотивы.

Менеджмент  возникает тогда, когда имеется  как минимум 2 человека -

управляющая и управляемая стороны. Субъект  управления - тот кто управляет,

объект  управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в

функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения

- начальники  комитетов здравоохранения, главные  врачи, заместители главных

врачей, заведующие отделениями, директора  и начальники клиники,

руководитель  частного предприятия.

Объекты управления - работники, коллективы, действующие  согласно

предписанию и любые хозяйственные и экономические  объекты, подвергаемые

определенной  трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим

объектом). 

История.

1. Теория  тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо  научно", "Не каждый

может управлять". Эта теория была очень  слабой и обладал иллюзорные

недостатки.

2. Фойоли: "система управления должна  быть построена на формальных

организационных структурах". Американцы  называют Фойоля  отцом

менеджмента. Он также является создателем науки  администрирования.

3. Третий  этап: Зарождение школы человеческих  отношений. Этап

характеризовался  интенсивным воздействием на поведение  работы.

Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно

рассматривать как продолжение Тейлора и  Фойоля, но с социализированной

основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.

4. Четвертый  этап: в 50-60 гг., явился следствием  создания компьютеров и

внедрением  кибернетики. Построена математическая модель управления.

5. Пятый  этап: сформулирована идея о том,  что находится внутри организации,

поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между

средой  и внутренними условиями организации.

6. 80-е  годы: создание организационной  культуры управления.

7. 90-е  годы: крупный прорыв компьютерной  технологии. Научные разработки  по

победе  над конкурентом.

8. Конец  90-х годов: международный характер  управления, который включает в

себя  организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения

мотивации и поведения. 

Функции менеджмента. Каждый человек, выполняет  как минимум, одну из функций

управления. В зависимости от того, сколько  функций выполняет человек, он

занимает  более высокий уровень руководящей лестницы:

1. Технические  операции - непосредственно производство. Для медицинского

учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за

больными  и др.

2. Коммерческая  функция: покупка, продажа, обмен.

3.  Финансовые  операции  -  привлечение  средств  и  распоряжение  ими  для

осуществления деятельности.

4. Страховые  - страхование и охрана имущества  и лиц.

5. Учетные  - бухгалтерия, учет, статистика и  др.

6.  Административные  -  перспективное   программно-целевое   планирование,

организация, координация, распорядительные функции  и контроль.

Целями  управления могут быть:  новаторские,  решение,  проблем,  реализация

конкретных  обязанностей, самосовершенствование.

Целям  и  функциям  управления   соответствует   определенная   установка

(техническая,   коммерческая,   административная,    финансовая,    учетная,

страховая). Каждая установка  ориентируется  на  группу  качеств  и  знаний,

определяемых  такими  параметрами,  как  физическое   здоровье,   умственные

способности   (рассудительность,   гибкость   ума,    уровень    кругозора),

нравственные  качества (энергия,  сознание  ответственности,  чувство  долга,

чувство   достоинства,   доброта,   тактичность,   честность),   специальные

(профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс     управления     включает:     планирование,     организацию,

распорядительность, координацию,  контроль,  анализ,  оценку  эффективности,

принятие  решения, подбор персонала, мотивацию  и  оптимизацию  индивидуальной

деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность управленческих решений:

1. Постановка  цели и задачи (программно-целевое  планирование).

2. Сбор  необходимой информации.

3. Моделирование  и предварительная экспертиза  возможных решений;

4. Принятие  управленческого решения;

5. Организация  исполнения;

6. Контроль  исполнения;

7. Оценка  эффективности и корректировка  результатов;

На  эффективность  управленческих  решений  влияет  ряд  факторов,  среди

которых компетентность, информационное обеспечение,  взвешенность  решения,

своевременность акта управления.

Менеджмент  рассматривается в виде  оптимизации  технологических  решений  и

психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов  -

менеджеров, можно выделить:

- отсутствие  личных ценностных ориентаций;

- отсутствие  личной заинтересованности;

- недостаточная  профессиональная квалификация;

- неумение  влиять на людей;

- неумение  самосовершенствоваться;

- неумение  владеть собой;

- рвачество;

- отсутствие чувства долга;

- необязательность;

- неорганизованность;

- нечестность;

- неумение  подчинять  личные  интересы  задачам  и  установкам  групповым,

коллективным  и др.

Для эффективного управления важны мотивация  (заинтересованная  деятельность

и приверженность персонала), сочетание производственных,  физиологических  и

психологических  ориентиров.  Среди  качественных  способов  воздействия  на

коллектив в менеджменте важную роль  играет  стиль  лидерства  (совокупность

методов управления и психология управления). Существует  6  основных  стилей

лидерства:

1. Директорский  стиль, когда лидер  руководствуется   принципом  "делай

так, как  я сказал", держит сотрудников  под контролем и  в  качестве

движущейся  силы используется поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер  - организатор - это строгий,  но  справедливый  руководитель.

Дает  подчиненным ясные указания, воздействует убеждением,  сообщает

каждому свою оценку его качеств и достижений.

3. Личностный  стиль, когда руководитель следует  девизу  "прежде  всего

люди, а  дело - потом". Доверяет людям,  ценит  добрые  отношения  в

коллективе.   В   качестве   стимула    обеспечивает    сотрудникам

дополнительные   льготы,   чувство   комфортности,    безопасности,

спокойствия.

4. Демократический  стиль, когда лидер  придерживается  принципа  "один

человек - один голос". Такой лидер  побуждает  сотрудников  активно

участвовать в принятии  решений,  каждого  лично  контролируется  и

побуждает к активным действиям.

5. Стремление  задать темп работы. Лидер, стремящийся больше  выполнять

сам, берется  за многие задания, много  работает,  предполагая,  что

остальные сотрудники последуют его  примеру,  предоставляет  многим

возможность самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический  стиль, когда  лидер  руководствуется  принципом  "ты

можешь  это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды"  и

поощряет  их работать лучше, давая им возможность  личного развития. 

В системе  практического здравоохранения  наиболее часто используется

демократический стиль. Процесс управления любым учреждением протекает в

определенной  политической, социальной, экономической  обстановке и изменения

этих  условиях влечет за собой изменений  стиля управления. 

Актуальные  проблемы здоровья в современных  условиях.

Важные  документы:

1993г. приняты "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" -

один  основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит

из 12 разделов:

- общие  положения: 4 статьи. Основное - охрана  здоровья граждан - это

совокупность  мер политического, экономического, правового, социального,

научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного

Информация о работе Менеджмент в здравоохранении