Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:46, реферат
Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего
времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -
совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью
повышения эффективности производства и получения прибыли.
Менеджмент в здравоохранении
ТЕМА1 :
Менеджмент в здравоохранении.
Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего
времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -
совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью
повышения эффективности производства и получения прибыли.
Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент
- это
управление не вещами, а воздействие
на людей. Это искусство
нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение
добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.
Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека -
управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет,
объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в
функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения
- начальники
комитетов здравоохранения,
врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники,
руководитель частного предприятия.
Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно
предписанию
и любые хозяйственные и
определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим
объектом).
История.
1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый
может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные
недостатки.
2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных
организационных структурах". Американцы называют Фойоля отцом
менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.
3. Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап
характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы.
Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно
рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной
основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.
4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров и
внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
5. Пятый
этап: сформулирована идея о том,
что находится внутри
поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между
средой и внутренними условиями организации.
6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.
7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по
победе над конкурентом.
8. Конец
90-х годов: международный
себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения
мотивации
и поведения.
Функции менеджмента. Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций
управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он
занимает более высокий уровень руководящей лестницы:
1. Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского
учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за
больными и др.
2. Коммерческая
функция: покупка, продажа,
3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для
осуществления деятельности.
4. Страховые
- страхование и охрана
5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
6. Административные - перспективное программно-целевое планирование,
организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация
конкретных обязанностей, самосовершенствование.
Целям и функциям управления соответствует определенная установка
(техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,
страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний,
определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные
способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора),
нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга,
чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные
(профессиональные) знания и опыт работы.
Процесс управления включает: планирование, организацию,
распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности,
принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной
деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.
Алгоритм (последовательность управленческих решений:
1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
2. Сбор необходимой информации.
3. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
4. Принятие управленческого решения;
5. Организация исполнения;
6. Контроль исполнения;
7. Оценка эффективности и корректировка результатов;
На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди
которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения,
своевременность акта управления.
Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и
психологических установок.
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов -
менеджеров, можно выделить:
- отсутствие личных ценностных ориентаций;
- отсутствие личной заинтересованности;
- недостаточная профессиональная квалификация;
- неумение влиять на людей;
- неумение самосовершенствоваться;
- неумение владеть собой;
- рвачество;
- отсутствие чувства долга;
- необязательность;
- неорганизованность;
- нечестность;
- неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым,
коллективным и др.
Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность
и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и
психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на
коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность
методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей
лидерства:
1. Директорский
стиль, когда лидер
так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве
движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
2. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель.
Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает
каждому свою оценку его качеств и достижений.
3. Личностный
стиль, когда руководитель
люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в
коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам
дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности,
спокойствия.
4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один
человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно
участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и
побуждает к активным действиям.
5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять
сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что
остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим
возможность самостоятельно планировать и работать.
6. Наставнический
стиль, когда лидер
можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и
поощряет
их работать лучше, давая им возможность
личного развития.
В системе практического здравоохранения наиболее часто используется
демократический стиль. Процесс управления любым учреждением протекает в
определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения
этих
условиях влечет за собой изменений
стиля управления.
Актуальные проблемы здоровья в современных условиях.
Важные документы:
1993г. приняты "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" -
один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит
из 12 разделов:
- общие положения: 4 статьи. Основное - охрана здоровья граждан - это
совокупность мер политического, экономического, правового, социального,
научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного