Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:46, реферат
Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего
времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -
совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью
повышения эффективности производства и получения прибыли.
те негативные тенденции, которые были связаны с остаточным принципом
финансирования, господством административно-командных методов управления,
уравнительным затратным характером всего народного хозяйства.
Форма хозяйствования в здравоохранении отражала в условиях командно-
административной системы ее основополагающие черты. Эти черты и признаки
достаточно подробно проанализированы в литературе и могут быть сведены к
следующему.
Во-первых, это иерархическая
вторых, определение на уровне высших звеньев управления целей развития ЛПУ
и путей их достижения; в - третьих, текущая координация и текущий контроль
деятельности нижестоящих звеньев; в - четвертых, доведение до лечебно-
профилактических учреждений обязательных к исполнению адресных плановых
заданий, к выполнению которых привязывалась системы оценки и
стимулирования. Все это приводило к следующим последствиям. Это, прежде
всего хроническая нехватка финансовых средства, неэффективное использование
имеющихся ресурсов, недостаточные материальные стимулы, отсутствие
возможности здравоохранению влиять на демографические, экологические,
социально-экономические факторы, определяющие условия жизни людей и
состояние их здоровья.
Можно утверждать, что в 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный
кризис здравоохранения, который проявлялся особенно остро по следующим
направлениям:
1. Кризис здоровья. Если еще 20 лет назад группа здоровых составляла
приблизительно 30% от общего числа населения, то теперь не более 20%.
Более 25% населения ежегодно госпитализируется в больницы, из каждый 100
родившихся 11 имеют дефекты физического и психического состояния.
Снизилась
средняя продолжительность
2. Кризис финансирования. Если в начале 70-х расходы на здравоохранение
составляли около 10% от ВНП, то теперь они составили менее 3% от ВНП.
3. Кризис материально-технической базы;
4. Кризис кадров.
Принятое в 1989 году "Положение о новом хозяйственном механизме в
здравоохранении" было направлено на преодоление всех этих негативных
моментов.
Согласно этому документу
ЛПУ перейдут на новые условия хозяйствования в 1990-1991 гг. В этом
положении были определены общие принципы и формы работы ЛПУ на основе
применения
экономических методов
территориальному принципу управления здравоохранением. Необходимо отметить,
что концепция, заложенная в этом документе, в существенной мере копировала
экономические решения относительно других отраслей экономики страны, и на
наш взгляд, в малой степени учитывала специфику здравоохранения. В
литературе достаточно подробно освещены положительные и отрицательные
стороны внедрения нового хозяйственного механизма здравоохранения.
Представляется, что в целом сделанные в этом направлении шаги были
правильными, однако резкая смена приоритетов в концептуальном развитии
страны, переход на рыночные рельсы, принятие закона "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" в значительной степени
радикализировали обстановку и потребовали новых подходов к дальнейшему
развитию всей системы охраны здоровья населения.
В связи с этим в последнее время появилось значительное количество
публикаций, в которых анализируется в основном необходимость перехода к
медицинскому страхованию. Медицинское страхование, как отмечают многие
авторы, в широком смысле - это новые экономические отношения в
здравоохранении в условиях рынка, то есть создание такой системы охраны
здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантировала бы всем
жителям Российской Федерации свободно доступную квалифицированную
медицинскую помощь, независимо от их социального положения и уровня
доходов.
Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить объем
медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на
здравоохранения; децентрализации системы управления фондами
здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских работников в
конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в
сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого
человека в сохранении своего здоровья. Именно так широко определена цель в
законе о медицинском страховании.
Естественно, переход к медицинскому страхованию порождает значительное
количество проблем, решение которых становится чрезвычайно актуальным. Так,
в частности, важной проблемой является разработка методик технико-
экономического обоснования соответствующих услуг. Такие методики
необходимы, с одной стороны, страховым медицинским компаниями для
прогнозирования своего развития с целью обеспечения рентабельности своей
деятельности, а с другой стороны - органам управления здравоохранением и
Госстрахнадзора РФ для разработки адекватных мер регулирования рынка
страховых медицинских услуг. Для того чтобы создать условия для развития
системы медицинского страхования в нашей стране, как отмечают многие
специалисты, необходимо предварительное решение следующих юридических,
организационных и финансовых задач:
- "вписать" систему медицинского страхования в основные принципы,
структуру и органы управления существующей системы государственного
здравоохранения;
- установить
юридический статус
и учреждений, обеспечивающих предоставление медицинских услуг;
- разработать принципы и единую систему ценообразования, применяемую в
системе медицинского страхования;
- разработать
принципиально новую
определить эффективность и качество медицинских услуг, оказываемых в
системе медицинского страхования;
- предложить схемы и установить размеры формирования финансовых ресурсов
для медицинского страхования, имея в виду участие государства,
предприятий, местных органов власти, населения;
- организовать на всех уровнях управления здравоохранением систему
арбитража.
Сам механизм страхования объективно отражает присущее рыночным отношениям
свойство неопределенности и возникновения ситуации, которая порождает
большие непредвиденные потери. Страхование является одним из основных
способом, к которым прибегают люди и различные предприятия для снижения
потерь от рисковых ситуаций. Основная цель страхования состоит в уменьшении
риска (потерь от риска), который различные субъекты должны нести, в
перекладывании риска на тех, кто более охотно (или, находясь в лучшем
положении) готов его нести. Механизм страхования включает в себя
объединение рисков и их перераспределение.
В то же время возникает своеобразное противоречие. С одной стороны,
страхование отражает природу рыночных отношений, а с другой - в
определенной степени деформирует спрос и предложение медицинских услуг. В
частности, существует серьезное последствие страхования - оно поощряет
человека тратить на медицинские услуги больше, чем при других условиях.
Если человек знает, что страхования компания оплатить 80% стоимости
пребывания в больнице за каждый дополнительный день, он может остаться и
дальше в ней, хотя фактически уже в этом не нуждается. И он не будет
слишком возражать, если, предположим, больница назначит цену за одни день в
10000 рублей вместо 9000 рублей, зная, что увеличение цены обойдется ему
только в 200 рублей. Можно предположить, что и врачи зная, что пациенту не
придется платить полностью по счету, прописывая даже очень дорогое
лекарство с сомнительной эффективностью будут меньше колебаться.
Чем большей эластичностью спроса по цене будут обладать медицинские
услуги,
тем эта закономерность будет
проявляться в большей степени.
больше степени это противоречие проявиться, когда пациенты совсем не будут
участвовать в издержках по оказанию медицинских услуг.
Необходимо также обратить внимание, на то, что договор страхования
затрагивает поведение людей, которое получило название морального риска.
Даже
при наличии возможности
компании могут столкнуть с ситуацией, когда они будут не в состоянии
страховать некоторые виды рисков. Это связано со следующей причиной.
Например, если человек застраховался от угона автомобиля и в случае