Менеджмент в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:46, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего
времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении -
совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью
повышения эффективности производства и получения прибыли.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент в здравоохранении.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

те  негативные  тенденции,  которые  были  связаны  с  остаточным  принципом

финансирования, господством  административно-командных  методов  управления,

уравнительным затратным характером всего народного  хозяйства.

Форма хозяйствования  в  здравоохранении  отражала  в  условиях  командно-

административной  системы ее основополагающие черты.  Эти  черты  и  признаки

достаточно  подробно проанализированы в литературе и  могут  быть  сведены  к

следующему. Во-первых, это иерархическая многоуровневая  подчиненность;  во-

вторых, определение на уровне высших звеньев  управления целей  развития ЛПУ

и путей  их достижения; в - третьих, текущая  координация и  текущий  контроль

деятельности  нижестоящих звеньев;  в  -  четвертых,  доведение  до  лечебно-

профилактических  учреждений  обязательных  к  исполнению  адресных  плановых

заданий,   к   выполнению   которых   привязывалась   системы    оценки    и

стимулирования. Все это приводило  к  следующим  последствиям.  Это,  прежде

всего хроническая нехватка финансовых средства, неэффективное  использование

имеющихся   ресурсов,   недостаточные   материальные   стимулы,   отсутствие

возможности  здравоохранению  влиять  на   демографические,   экологические,

социально-экономические  факторы,  определяющие  условия   жизни   людей   и

состояние их здоровья.

Можно утверждать, что в 80-е годы в  нашей  стране  сложился  своеобразный

кризис  здравоохранения,  который  проявлялся  особенно  остро  по  следующим

направлениям:

1. Кризис  здоровья.  Если  еще  20  лет   назад  группа  здоровых  составляла

приблизительно 30% от общего числа населения, то  теперь  не  более 20%.

Более 25% населения ежегодно госпитализируется  в больницы, из каждый  100

родившихся  11  имеют  дефекты  физического  и  психического   состояния.

Снизилась средняя продолжительность жизни;

2. Кризис  финансирования. Если в  начале  70-х  расходы  на  здравоохранение

составляли  около 10% от ВНП, то теперь они составили  менее 3% от ВНП.

3. Кризис  материально-технической базы;

4. Кризис  кадров.

Принятое  в  1989  году  "Положение  о  новом  хозяйственном  механизме  в

здравоохранении"  было  направлено  на  преодоление  всех  этих   негативных

моментов. Согласно этому документу предполагалось, что  по  мере  готовности

ЛПУ перейдут  на  новые  условия  хозяйствования  в  1990-1991  гг.  В  этом

положении были определены общие  принципы  и  формы  работы  ЛПУ на  основе

применения  экономических методов управления  и  перехода  преимущественно  к

территориальному  принципу управления здравоохранением. Необходимо  отметить,

что концепция, заложенная в этом документе, в существенной  мере  копировала

экономические решения относительно других отраслей экономики  страны,  и  на

наш  взгляд,  в  малой  степени  учитывала  специфику   здравоохранения.   В

литературе  достаточно  подробно  освещены  положительные  и   отрицательные

стороны   внедрения   нового   хозяйственного   механизма   здравоохранения.

Представляется,  что  в  целом  сделанные  в  этом  направлении  шаги   были

правильными, однако  резкая  смена  приоритетов  в  концептуальном  развитии

страны,  переход  на  рыночные  рельсы,  принятие закона   "О   медицинском

страховании  граждан  в  Российской  Федерации"   в   значительной   степени

радикализировали  обстановку  и  потребовали  новых  подходов  к  дальнейшему

развитию  всей системы охраны здоровья населения.

В связи  с  этим  в  последнее  время  появилось  значительное  количество

публикаций, в которых анализируется  в  основном  необходимость  перехода  к

медицинскому  страхованию.  Медицинское  страхование,  как  отмечают  многие

авторы,  в  широком  смысле  -   это   новые   экономические   отношения   в

здравоохранении в условиях рынка, то  есть  создание  такой  системы  охраны

здоровья  и социального обеспечения, которая  реально  гарантировала  бы  всем

жителям   Российской   Федерации   свободно   доступную    квалифицированную

медицинскую  помощь,  независимо  от  их  социального  положения  и   уровня

доходов.

Цель  медицинского  страхования  -  повысить  качество  и  расширить  объем

медицинской помощи  посредством:  радикального  увеличения  ассигнований  на

здравоохранения;     децентрализации     системы     управления      фондами

здравоохранения; материальной заинтересованности  медицинских  работников  в

конечных  результатах;  экономической   заинтересованности   предприятий   в

сохранении  здоровья  работающих;  экономической  заинтересованности  каждого

человека  в сохранении своего здоровья. Именно так широко определена  цель  в

законе  о медицинском страховании.

Естественно, переход к  медицинскому  страхованию  порождает  значительное

количество  проблем, решение которых становится чрезвычайно актуальным.  Так,

в   частности,  важной  проблемой  является  разработка   методик   технико-

экономического   обоснования   соответствующих   услуг.    Такие    методики

необходимы,  с  одной  стороны,   страховым   медицинским   компаниями   для

прогнозирования своего развития с  целью  обеспечения  рентабельности  своей

деятельности, а с другой стороны -  органам  управления  здравоохранением  и

Госстрахнадзора  РФ  для  разработки  адекватных  мер  регулирования   рынка

страховых медицинских услуг. Для того чтобы  создать  условия  для  развития

системы  медицинского  страхования  в  нашей  стране,  как  отмечают  многие

специалисты,  необходимо  предварительное  решение  следующих   юридических,

организационных и финансовых задач:

-  "вписать"  систему  медицинского  страхования   в   основные   принципы,

структуру и  органы  управления  существующей  системы  государственного

здравоохранения;

- установить  юридический статус застрахованного,  страхующихся  организаций

и учреждений, обеспечивающих предоставление медицинских услуг;

- разработать  принципы и единую  систему   ценообразования,  применяемую   в

системе медицинского страхования;

- разработать   принципиально  новую  информационную  систему,  позволяющую

определить  эффективность и качество  медицинских услуг,  оказываемых в

системе медицинского страхования;

- предложить  схемы и установить размеры  формирования  финансовых  ресурсов

для  медицинского  страхования,  имея  в   виду   участие   государства,

предприятий, местных органов власти, населения;

-  организовать  на  всех  уровнях  управления  здравоохранением   систему

арбитража. 

Сам механизм страхования объективно отражает присущее рыночным  отношениям

свойство  неопределенности  и  возникновения  ситуации,  которая  порождает

большие непредвиденные  потери.  Страхование  является  одним  из  основных

способом, к которым прибегают люди и  различные  предприятия  для  снижения

потерь  от рисковых ситуаций. Основная цель страхования  состоит в уменьшении

риска (потерь  от  риска),  который  различные  субъекты  должны  нести,  в

перекладывании  риска на тех, кто  более  охотно  (или,  находясь  в  лучшем

положении)  готов  его  нести.  Механизм  страхования   включает   в   себя

объединение рисков и их перераспределение.

В то же время  возникает  своеобразное  противоречие.  С  одной  стороны,

страхование  отражает  природу  рыночных  отношений,  а  с   другой   -   в

определенной  степени деформирует спрос и  предложение медицинских  услуг.  В

частности, существует  серьезное последствие  страхования  -  оно  поощряет

человека  тратить на медицинские услуги больше,  чем  при  других  условиях.

Если  человек  знает,  что  страхования  компания  оплатить  80%  стоимости

пребывания  в больнице за каждый дополнительный день, он  может  остаться  и

дальше  в ней, хотя фактически уже в  этом  не  нуждается.  И  он  не  будет

слишком возражать, если, предположим, больница назначит цену за одни день в

10000 рублей  вместо 9000 рублей, зная, что увеличение  цены  обойдется  ему

только  в 200 рублей. Можно предположить, что и врачи зная, что пациенту  не

придется  платить  полностью  по  счету,  прописывая  даже  очень   дорогое

лекарство с сомнительной эффективностью будут  меньше колебаться.

Чем большей  эластичностью  спроса  по  цене  будут  обладать  медицинские

услуги, тем эта закономерность будет  проявляться в большей степени.  В  еще

больше  степени это противоречие проявиться, когда пациенты совсем не  будут

участвовать в издержках по оказанию медицинских  услуг.

Необходимо  также  обратить  внимание,  на  то,  что  договор  страхования

затрагивает поведение людей, которое получило  название  морального  риска.

Даже  при наличии возможности объединения  и  распределения  риска  страховые

компании  могут столкнуть с  ситуацией,  когда  они  будут  не в состоянии

страховать  некоторые  виды  рисков.  Это  связано  со  следующей  причиной.

Например,  если человек  застраховался  от  угона  автомобиля  и  в  случае

Информация о работе Менеджмент в здравоохранении