Медицинский сестры кабинет по воспитанию здорового ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:40, дипломная работа

Описание работы

Главной целью профилактической работы медицинской сестры кабинета по воспитанию здорового ребенка является практическое обучение родителей правильному воспитанию детей.
Медицинская сестра - связующее звено между семьей и врачом педиатром, наблюдающим за детьми раннего возраста. Эффективность санитарно-просветительной работы в семье во многом зависит от регулярности и качества патронажа. Все действия медицинской сестры должны быть основаны на высоких принципах нравственности и справедливости.

Работа содержит 1 файл

диплом 3.doc

— 2.50 Мб (Скачать)
            Условные  обозначения:                                                                        
            1,2,3 коридоры

            4 коридор

            5,6,7 коридоры

Грудное вскармливание не менее 6 месяцев                                                                                          

    19,2%           68,4%                  12,3%

Грудное вскармливание  до 3-х месяцев                                                                                          

8,0%                48,0%                              44,0%

Искусственное вскармливание

       33,3%                     33,4%                   33,3%

             Полученные данные свидетельствуют о том, что на грудном вскармливании показатели роста в большинстве случаев находятся в пределах 4 коридора. Тогда как, при искусственном вскармливании показатели роста в пределах 4 коридора наблюдаются только у трети детей. 

Рисунок 12.

Распределение детей по уровню развития (окружность груди) в зависимости от вида вскармливания

            Условные  обозначения:                                                                        
            1,2,3 коридоры

            4 коридор

            5,6,7 коридоры

 

Грудное вскармливание не менее 6 месяцев                                                                                          

        37%                                 52,4%               10,6%

Грудное вскармливание  до 3-х месяцев                                                                                          

      28%                            60%                        12%

Искусственное вскармливание

          38,8%                      44,4%                  16,8% 

       Анализируя показатели окружности  груди можно сделать заключение, что данные показатели менее  всего зависят от характера  вскармливания.

Рисунок 13.

Распределение детей по гармоничности развития, находящихся на разных видах вскармливания. 

        Анализируя гармоничность развития, нам удалось установить, что дети на искусственном вскармливании в 78% имеют дисгармоничное развитие, на грудном вскармливании дисгармоничное развитие наблюдается у 28% детей.

       

2.4. Анализ заболеваемости  детей первого  года жизни, в  зависимости от  вида вскармливания.

           Следующим этапом анализа историй развития ребенка, стало выявление уровня заболеваемости детей первого года жизни на 5 участке, в зависимости от вида вскармливания. Индекс здоровья составил 22,5 %. Средний показатель по г.Омску за 2007 год составляет 20 %.У детей на искусственном вскармливании он составил 21, 5%, а у детей на грудном вскармливании составил в среднем 23,5 %.

Рисунок 14 

       

Анализ  полученных  данных  показал, что 42 % детей, находящихся на грудном вскармливании страдают аллергическими  заболеваниями (чаще всего атопический дерматит). Считаем, что этот показатель можно снизить, если при проведении занятий в «Школе матерей» особое внимание уделять вопросу питания беременных женщин. При посещении кабинета по воспитанию здорового ребёнка необходимо тщательно собирать анамнез, у родителей дети,  которых имеют симптомы данного заболевания, научить мам вести пищевой дневник, ознакомить с часто встречающимися облигатными аллергенами. 

       У 16 % детей на участке выявлен дисбактериоз, четкой зависимости от характера грудного вскармливания не прослеживается.

          А вот кишечные инфекции и острые расстройства пищеварения у детей, которые находились на грудном вскармливании не менее 6 месяцев встречаются в 2 раза реже, чем на искусственном вскармливании и у детей, получающих грудь матери только до 3 месяцев. Считаем, что в данных семьях необходимо больше внимания уделять при беседах вопросам:

  • санитарно-эпидемического режима;
  • правилам приготовления и хранения смесей;
  • правилам кормления продуктами детского консервированного питания;
  • правилам обработки бутылочек и сосок.

Рисунок 15.

Заболеваемость  при  разных видах вскармливания (на 135 детей) 

              При анализе историй развития детей первого года жизни, было выявлено, что железодефицитная анемия чаще наблюдается у детей находящихся на искусственном вскармливании и равна 17%, тогда как на грудном вскармливании, частота ЖДА значительно ниже и составляет 9%. 
 

Рисунок 16.              

 

2.5. Анализ проведенной профилактической работы по вопросу грудного вскармливания.

             Следующим этапом нашей работы было проведение анкетирования. Анкета была составлена с учетом требований Приказа № 76 “ Об охране, поощрении и поддержке практики грудного вскармливания в Омской Области. В анкете учтены практически все 10 принципов успешного грудного вскармливания, принятые в Совместной декларации ВОЗ и ЮНИСЭФ в 1989 году.

Анкетирование проводилось в  поликлинике МУЗ  ГП № 11 среди родителей (в основном матери), имеющих детей в возрасте до 2-х лет.

В анкетировании  приняли участие 100 респондентов.

Анализ полученных данных показал, что к груди в родильном доме приложили:

• в  первые 30 минут - 78 % детей

• через 6 часов - 12 % детей

• на вторые сутки - 10% детей. 
 

Рисунок 17.

          Из диаграммы видно, что в 22% случаев имелись медицинские противопоказания к раннему прикладыванию к груди. Один из принципов успешного грудного вскармливания предполагает совместное круглосуточное размещение матери и новорожденного в одной палате, благодаря чему мать имеет возможность кормить ребенка по требованию и без ночного перерыва.  Но, по нашим данным находились в одной палате с новорожденным находилось 72 % новорожденных. Это можно объяснить тем, что беременные МУЗ ГП №11 рожают в основном в роддомах №1 (где мало палат «Мать и дитя» и в РД №2, в котором большинство родильниц находятся совместно с новорожденным.

           Дома без ночного перерыва  кормят грудью 67% женщин, строго по  часам 35% женщин, по требованию малыша 65%. На грудном вскармливании до 3 месяцев и не менее 6 месяцев из 100 опрошенных находятся 82% детей, что не противоречит показателям по городу и поликлинике в целом.

            Имеется положительная тенденция  по одному из направлений приказа – ориентировать женщин на грудное вскармливание до 2-х летнего возраста. Из 100 опрошенных кормят ребенка грудью после 1 года 28% женщин. Не кормили грудью вообще (с рождения) только 2% женщин, в данных случаях речь идет, видимо, о первичной гипогалактии. Об отрицательном влиянии применения пустышки знали 86% родителей, однако пустышку сосали 50% детей – сказываются, видимо, семейные традиции.

           Анализируя следующие пункты анкеты, мы попыталась выяснить, в каких медицинских учреждениях более всего пропагандируется грудное вскармливание. О преимуществах грудного вскармливания женщины узнают на занятиях в «Школе матерей», а после рождения ребенка от педиатра и участковой медицинской сестры, хотя об этом необходимо рассказывать еще в школе девушкам – будущим матерям.

           Правилам сцеживания грудного  молока обучают в 94% случаев  в роддоме, а правила и технику  проведения грудного вскармливания  женщины узнают в 37% случаев в роддоме и в 63% случаев в детской поликлинике. А о том, как готовить грудь к кормлению в период беременности 71% респондентов узнают только на занятиях в «Школе матерей».

          Считаем, что необходимо этому  вопросу больше уделять внимания  в женских консультациях и  при проведении занятий для  беременных в детской поликлинике и при проведении дородовых патронажей. В отношении пропаганды грудного вскармливания, большинство опрошенных считают, что пропаганда средствами массовой информации (радио, газеты, телевидение) – малоэффективна. Более информативными они считают специальные журналы, где ярко, красочно и образно пропагандируется грудное вскармливание:

  • подготовка груди и сосков в период беременности;
  • преимущества грудного молока;
  • техника кормления и сцеживания грудного молока;
  • трудности и проблемы при грудном вскармливании.

            Однако такие журналы не всегда доступны по цене большинству населения. Считаем, что необходимо больше выпускать санитарных бюллетеней, более эффективно проводить работу в кабинете здорового ребенка, так как 89% опрошенных считают, пропаганду целесообразнее проводить в детской поликлинике.

           В следующем пункте анкеты мы попытались выяснить мнение кормящих матерей о причинах исчезновения грудного молока. На первом месте: нервные стрессы – 33%, 17% женщин считают, что причиной явилось плохое питание, 13% - физическое переутомление.

          Из причин, по которым женщины  прекратили кормить ребенка грудью, в 14% случаев названы отказ  ребенка брать грудь, учёба или работа матери по 18%. болезнь матери или болезнь ребенка – 2%, нежелание матери кормить грудью – 3%.

Рисунок 18.

            Считаем, что процент этих причин можно в значительной степени снизить, проводя правильную политику с кормящими:

  • кормление не по расписанию;
  • поощрять кормление грудью ночью;
  • не давать пустышку;
  • не поить соками и водой из бутылочки;
  • соблюдать режим и диету для кормящей матери.

           Мамам – студенткам можно предложить свободное посещение занятий  или сцеживание грудного молока на пропущенное кормление.

          Анализ последнего пункта анкеты показал, что большинство респондентов знакомы с методами и способами стимуляции лактации, примерно 25% опрошенных знают, что для хорошей выработки молока необходимо хорошо и часто питаться, не переутомляться, принимать комплекс витаминов. 36% считают, что необходимо больше пить жидкости, относительно небольшой процент женщин знает о том, что можно чаще прикладывать к груди – 16%, прикладывать к обеим грудям в одно кормление – 19%, 12% знают, что можно проводить душево –массажную терапию, только 3 % знают о применении лекарственных препаратов и фитотерапии.

           Считаем, что об этом необходимо  говорить женщинам при проведении  первого патронажа к новорожденному, а так же о том, что существуют  лактационные кризы.

Заключение

            Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей. Неслучайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья населения. Особая роль в этом вопросе принадлежит медицинским работникам всех уровней, поскольку охрана здоровья населения является для них профессиональным долгом.

           Медицинская сестра - связующее звено между семьей,   где воспитывается ребенок и врачом педиатром.

Информация о работе Медицинский сестры кабинет по воспитанию здорового ребенка