Медицинский сестры кабинет по воспитанию здорового ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:40, дипломная работа

Описание работы

Главной целью профилактической работы медицинской сестры кабинета по воспитанию здорового ребенка является практическое обучение родителей правильному воспитанию детей.
Медицинская сестра - связующее звено между семьей и врачом педиатром, наблюдающим за детьми раннего возраста. Эффективность санитарно-просветительной работы в семье во многом зависит от регулярности и качества патронажа. Все действия медицинской сестры должны быть основаны на высоких принципах нравственности и справедливости.

Работа содержит 1 файл

диплом 3.doc

— 2.50 Мб (Скачать)

Личная  гигиена:

  • ежедневная гигиеническая ванна, подмывание, а на втором году жизни – пользование мылом, зубной щёткой, полотенцем;
  • своевременная смена нательного и постельного белья.

       Прогулки:

  • летом 2 – 3 раза в день по 2 – 2,5 часа;
  • зимой 2 раза в день по 1- 1.5 часа (если безветрие до-10 С, если ветрено –

          до -5 С).

       Одежда: должна быть удобной, не стеснять движений, соответствовать сезону и должна быть из натуральных тканей.

        Обувь: должна быть кожаной, с твёрдой пяткой, с фиксацией голеностопного сустава и с каблучком до 1 сантиметра.

Закаливание.

         Закаливание – это тренировка  организма, с целью повышения  его устойчивости к разнообразным  воздействиям внешней среды. Оно  необходимо для профилактики  заболеваний у ребёнка. С целью  закаливания используют естественные  природные факторы: солнце, воздух, вода.

          Правила закаливания по Г.Н.Сперанскому.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребёнка.
  2. Необходимо постепенное наращивание интенсивности закаливающих процедур.
  3. Закаливание должно осуществляться систематически.
  4. Закаливание необходимо проводить с учётом индивидуальных особенностей и возраста ребёнка.
  5. Начинать процедуры закаливания можно в любое время года, но лучше – в тёплое.
  6. Закаливание должно осуществляться только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка.
  7. Если закаливание прерывается по причине болезни, то начинать его снова надо с первоначальных уровней интенсивности, но скорость наращивания закаливающих процедур должна быть большей, чем до перерыва.

           Перед началом закаливания необходимо уточнить группу здоровья ребенка. Для первой группы – режим включает все виды закаливания и физического воспитания. Для второй группы – применяются только щадящие процедуры: температура воды и воздуха на 2 градуса выше, чем для первой группы; снижение её должно быть более медленным:

- при  местных воздействиях – на 1 градус  каждые 3-4 дня;

- при  общих воздействиях – на 1 градус  каждые 5-6 дней.

Физическая  нагрузка ограничена. Для третьей  группы – назначаются специальные  процедуры (местные водные и воздушные воздействия умеренного уровня). Конечная температура воздуха и воды на 4-6 градусов выше, чем для детей первой группы; время действия закаливающего фактора уменьшается, и температура его снижается очень медленно.

         1. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок.

         2. Закаливание водой также начинают проводить с раннего возраста.

      Различают:

а) местные  водные процедуры: умывания, местное обтирание, обливание ног;

б) общие водные процедуры: полное обтирание, полное обливание, ванна, душ, купание в открытом водоёме.

         Закаливание водой проводится после сна и до еды.

          3.Закаливание солнечными лучами – рекомендуется после первого года жизни, очень осторожно, после предшествующей воздушной ванны в течение 10 - 20 минут. Время солнечных ванн 9-11 часов утра, через 1-1.5 часа после легкого завтрака. Длительность: начиная с одной минуты и увеличивая до 10 минут. После солнечной ванны рекомендуется обливание или душ с температурой равной 36 градусам со снижением до 28 градусов.

Массаж.

         Массаж – назначается детям с 1 - 1,5 месяцев до 1 - 1,5 лет параллельно с гимнастикой. В дальнейшем используют игры, а затем – утреннюю гимнастику и спорт (с 7-8 лет).

           Результат массажа: расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата.

          Массаж оказывает тонизирующее  влияние на нервную систему.

          Массаж проводят при температуре воздуха в помещении 20-21 градус не ранее, чем через 40-45 минут после кормления; при положительных эмоциональных реакциях ребенка; чистыми, сухими, теплыми руками.

          Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.

           Последовательность массажа:

    Передняя поверхность: ноги, руки, живот, грудь.

    Задняя поверхность: спина, ягодицы, руки, ноги.

Гимнастика

          Гимнастика – это комплекс физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование двигательных навыков ребенка.

          Гимнастика решает 2 задачи:

  • развитие имеющихся моторных навыков;
  • стимуляция развития новых двигательных навыков.

          Результат гимнастики: усиление кровотока, улучшение обмена веществ, усиление иммунологической активности крови и тканей, повышение эмоционального тонуса ребенка. Гимнастические комплексы усложняются примерно с каждым кварталом.

Для равновесия необходимо периодически уменьшать  степень двигательной активности, когда ребенок сам от нее устает. Для этого можно пользоваться следующими приемами: выкладывание на живот, придание ребенку вертикального положения, дача ребенку соски-пустышки, нетугое пеленание на ночь (а при необходимости – и перед дневным сном).

Глава 2    Анализ проведённых  исследований

2.1. Социальное досье  семьи

            Нами  было проанализировано 100 досье семей, наблюдающихся на участке № 5, отобранных  путем  случайной выборки. Получены следующие данные: 65 -  благополучных семей , 15 -  студенческих семей, 11 -  неполных семей, 5 семей крайнего риска, 4 многодетные семьи.

Процентное соотношение  наглядно показано на рисунке.

Рисунок 5

      

2.2.  Анализ показателей вскармливания детей первого года жизни.

Был проведен анализ историй развития ребенка (ф-112-у) детей, родившихся 2005 – 2007 годах на 5 участке. Цель настоящей работы установить зависимость показателей физического развития и заболеваемости от видов вскармливания. За 3 года в поликлинике родилось 1876 детей, в том числе на 5 участке 104 ребенка. 
 
 
 
 
 

Таблица 5

Структура рождаемости в МУЗ ГП № 11 и участке № 5. 

           

               Год

                              Рождаемость
      В поликлинике           На участке
              2006                542                30
              2007                608                33
              2008                726                41
             Итого:               1876               104

 

        Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается повышение рождаемости, в связи с ростом социального благополучия. Все дети были распределены по видам вскармливания.

Рисунок 6.

Структура распределения детей первого  года жизни по видам

вскармливания в (%) 2005году

 
 
 

Рисунок 7.

Структура распределения детей первого  года жизни по видам

вскармливания в (%) 2006 году

 

Рисунок 8.

Структура распределения детей первого  года жизни по видам

вскармливания в (%) 2007 году

              Анализируя полученные данные, можно сказать, что отмечается незначительный рост числа детей, получающих грудь матери не менее 6 месяцев по сравнению с 2006 годом, однако снизился показатель детей, находящихся на искусственном вскармливании. Отмечен рост числа детей, получающих грудное молоко не менее 3 месяцев, что может свидетельствовать о целенаправленной работе по поддержке грудного вскармливания, проводимой на занятиях в «Школе матерей»,  в родильных домах и в период новорожденности на педиатрическом участке.

Рисунок 9.

Сравнительная характеристика видов грудного вскармливания в 2007 году    в МУЗ ГП № 11 и в г. Омске.

Полученные данные соответствуют и городским показателям.

2.3. Анализ физического  развития

           Изучив динамику видов вскармливания на участке № 5, мы попытались проанализировать зависимость между характером вскармливания на 1 году жизни и показателями физического развития. Нами были оценены показатели физического развития: масса, рост, окружность груди, используя центильные таблицы, по данным, которые были зафиксированы в историях развития ребенка (Ф-112-у) в возрасте 12 месяцев жизни. По данным литературы, дети на искусственном вскармливании имеют более высокие темпы роста, подвержены акселерации.

           Анализируя данные по центильным  таблицам, мы распределили всех детей на 3 группы:

  • I группе относятся дети, антропометрические показатели которых находятся в пределах 4 коридора;
  • II группе относятся дети, антропометрические показатели которых находятся в пределах  5, 6, 7 коридоров;
  • III группе относятся дети, антропометрические показатели которых находятся в пределах  1, 2, 3 коридоров.

       Определение уровня физического развития по отдельным показателям     антропометрии оказалось более информативным, чем определение соматотипа, поскольку при определении соматотипа суммируются 3 показателя и в итоге у нас более 80% детей имели мезосоматический тип развития (физическое развитие среднее)  на разных видах вскармливания. Поэтому,  мы решили провести анализ по отдельным показателям антропометрии. Полученные данные представлены в диаграммах:

Рисунок 10.

Распределение детей по уровню развития (масса  тела) в зависимости от вида вскармливания

            Условные  обозначения:                                                                        
            1,2,3 коридоры

            4 коридор

            5,6,7 коридоры

 

Грудное вскармливание  не менее 6 месяцев                                                                                                            

    26,3%                      59,7%                         15,8%

Грудное вскармливание до 3-х месяцев

       24%                        48 %                      28%

Искусственное вскармливание

                49,2 %                        34,2 %       16,6%

                  Полученные данные свидетельствуют о высоком проценте детей, находящихся на грудном вскармливании, имеющих средние показатели нарастания массы тела, а на искусственном вскармливании больше детей имеют показатели ниже среднего (50%)

Рисунок 11.

Распределение детей по уровню развития (длина  тела) в зависимости от вида вскармливания

Информация о работе Медицинский сестры кабинет по воспитанию здорового ребенка