Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:40, дипломная работа
Главной целью профилактической работы медицинской сестры кабинета по воспитанию здорового ребенка является практическое обучение родителей правильному воспитанию детей.
Медицинская сестра - связующее звено между семьей и врачом педиатром, наблюдающим за детьми раннего возраста. Эффективность санитарно-просветительной работы в семье во многом зависит от регулярности и качества патронажа. Все действия медицинской сестры должны быть основаны на высоких принципах нравственности и справедливости.
Личная гигиена:
Прогулки:
до -5 С).
Одежда: должна быть удобной, не стеснять движений, соответствовать сезону и должна быть из натуральных тканей.
Обувь: должна быть кожаной, с твёрдой пяткой, с фиксацией голеностопного сустава и с каблучком до 1 сантиметра.
Закаливание.
Закаливание – это тренировка
организма, с целью повышения
его устойчивости к
Правила закаливания по Г.Н.
Перед началом закаливания необходимо уточнить группу здоровья ребенка. Для первой группы – режим включает все виды закаливания и физического воспитания. Для второй группы – применяются только щадящие процедуры: температура воды и воздуха на 2 градуса выше, чем для первой группы; снижение её должно быть более медленным:
- при местных воздействиях – на 1 градус каждые 3-4 дня;
- при общих воздействиях – на 1 градус каждые 5-6 дней.
Физическая нагрузка ограничена. Для третьей группы – назначаются специальные процедуры (местные водные и воздушные воздействия умеренного уровня). Конечная температура воздуха и воды на 4-6 градусов выше, чем для детей первой группы; время действия закаливающего фактора уменьшается, и температура его снижается очень медленно.
1. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок.
2. Закаливание водой также начинают проводить с раннего возраста.
Различают:
а) местные водные процедуры: умывания, местное обтирание, обливание ног;
б) общие водные процедуры: полное обтирание, полное обливание, ванна, душ, купание в открытом водоёме.
Закаливание водой проводится после сна и до еды.
3.Закаливание солнечными лучами – рекомендуется после первого года жизни, очень осторожно, после предшествующей воздушной ванны в течение 10 - 20 минут. Время солнечных ванн 9-11 часов утра, через 1-1.5 часа после легкого завтрака. Длительность: начиная с одной минуты и увеличивая до 10 минут. После солнечной ванны рекомендуется обливание или душ с температурой равной 36 градусам со снижением до 28 градусов.
Массаж.
Массаж – назначается детям с 1 - 1,5 месяцев до 1 - 1,5 лет параллельно с гимнастикой. В дальнейшем используют игры, а затем – утреннюю гимнастику и спорт (с 7-8 лет).
Результат массажа: расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата.
Массаж оказывает тонизирующее влияние на нервную систему.
Массаж проводят при температуре воздуха в помещении 20-21 градус не ранее, чем через 40-45 минут после кормления; при положительных эмоциональных реакциях ребенка; чистыми, сухими, теплыми руками.
Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.
Последовательность массажа:
Передняя поверхность: ноги, руки, живот, грудь.
Задняя поверхность: спина, ягодицы, руки, ноги.
Гимнастика
Гимнастика – это комплекс физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование двигательных навыков ребенка.
Гимнастика решает 2 задачи:
Результат гимнастики: усиление кровотока, улучшение обмена веществ, усиление иммунологической активности крови и тканей, повышение эмоционального тонуса ребенка. Гимнастические комплексы усложняются примерно с каждым кварталом.
Для равновесия необходимо периодически уменьшать степень двигательной активности, когда ребенок сам от нее устает. Для этого можно пользоваться следующими приемами: выкладывание на живот, придание ребенку вертикального положения, дача ребенку соски-пустышки, нетугое пеленание на ночь (а при необходимости – и перед дневным сном).
Глава 2 Анализ проведённых исследований
2.1. Социальное досье семьи
Нами было проанализировано 100 досье семей, наблюдающихся на участке № 5, отобранных путем случайной выборки. Получены следующие данные: 65 - благополучных семей , 15 - студенческих семей, 11 - неполных семей, 5 семей крайнего риска, 4 многодетные семьи.
Процентное соотношение наглядно показано на рисунке.
Рисунок 5
2.2. Анализ показателей вскармливания детей первого года жизни.
Был проведен
анализ историй развития ребенка (ф-112-у)
детей, родившихся 2005 – 2007 годах на 5 участке.
Цель настоящей работы установить зависимость
показателей физического развития и заболеваемости
от видов вскармливания. За 3 года в поликлинике
родилось 1876 детей, в том числе на 5 участке
104 ребенка.
Таблица 5
Структура
рождаемости в МУЗ ГП № 11 и участке №
5.
Год |
Рождаемость | |
В поликлинике | На участке | |
2006 | 542 | 30 |
2007 | 608 | 33 |
2008 | 726 | 41 |
Итого: | 1876 | 104 |
Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается повышение рождаемости, в связи с ростом социального благополучия. Все дети были распределены по видам вскармливания.
Рисунок 6.
Структура распределения детей первого года жизни по видам
вскармливания в (%) 2005году
Рисунок 7.
Структура распределения детей первого года жизни по видам
вскармливания в (%) 2006 году
Рисунок 8.
Структура распределения детей первого года жизни по видам
вскармливания в (%) 2007 году
Анализируя полученные данные, можно сказать, что отмечается незначительный рост числа детей, получающих грудь матери не менее 6 месяцев по сравнению с 2006 годом, однако снизился показатель детей, находящихся на искусственном вскармливании. Отмечен рост числа детей, получающих грудное молоко не менее 3 месяцев, что может свидетельствовать о целенаправленной работе по поддержке грудного вскармливания, проводимой на занятиях в «Школе матерей», в родильных домах и в период новорожденности на педиатрическом участке.
Рисунок 9.
Сравнительная характеристика видов грудного вскармливания в 2007 году в МУЗ ГП № 11 и в г. Омске.
Полученные данные соответствуют и городским показателям.
2.3. Анализ физического развития
Изучив динамику видов вскармливания на участке № 5, мы попытались проанализировать зависимость между характером вскармливания на 1 году жизни и показателями физического развития. Нами были оценены показатели физического развития: масса, рост, окружность груди, используя центильные таблицы, по данным, которые были зафиксированы в историях развития ребенка (Ф-112-у) в возрасте 12 месяцев жизни. По данным литературы, дети на искусственном вскармливании имеют более высокие темпы роста, подвержены акселерации.
Анализируя данные по
Определение уровня физического развития по отдельным показателям антропометрии оказалось более информативным, чем определение соматотипа, поскольку при определении соматотипа суммируются 3 показателя и в итоге у нас более 80% детей имели мезосоматический тип развития (физическое развитие среднее) на разных видах вскармливания. Поэтому, мы решили провести анализ по отдельным показателям антропометрии. Полученные данные представлены в диаграммах:
Рисунок 10.
Распределение детей по уровню развития (масса тела) в зависимости от вида вскармливания
Условные обозначения: | |
1,2,3 коридоры 4 коридор 5,6,7 коридоры |
Грудное вскармливание
не менее 6 месяцев
26,3% 59,7% 15,8%
Грудное вскармливание до 3-х месяцев
24% 48 % 28%
Искусственное вскармливание
49,2 % 34,2 % 16,6%
Полученные данные свидетельствуют о высоком проценте детей, находящихся на грудном вскармливании, имеющих средние показатели нарастания массы тела, а на искусственном вскармливании больше детей имеют показатели ниже среднего (50%)
Рисунок 11.
Распределение детей по уровню развития (длина тела) в зависимости от вида вскармливания
Информация о работе Медицинский сестры кабинет по воспитанию здорового ребенка