Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:40, дипломная работа
Главной целью профилактической работы медицинской сестры кабинета по воспитанию здорового ребенка является практическое обучение родителей правильному воспитанию детей.
Медицинская сестра - связующее звено между семьей и врачом педиатром, наблюдающим за детьми раннего возраста. Эффективность санитарно-просветительной работы в семье во многом зависит от регулярности и качества патронажа. Все действия медицинской сестры должны быть основаны на высоких принципах нравственности и справедливости.
Основными
показателями является своевременное
проведение профилактических прививок
и охват профилактическими
Экспертами и практикой подтверждено, что единственным способом снижения заболеваемости управляемыми инфекциями, предотвращение развития эпидемий является 95% охват профилактическими прививками детское население. Это означает, что вакцинации подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие различными заболеваемостями. Вакцинацию такого контингента необходимо проводить по индивидуальному графику и на фоне подготовки с учетом заболевания.
Ежемесячно составляется план прививок на последующий месяц. Неорганизованные дети приглашаются на прием к врачу за две недели до предположительной даты постановки прививки, для назначения медикаментозной подготовки перед вакцинацией.
4.4Развитие нервной системы.
Оценка психоэмоционального развития ребенка
Возраст | 1 год | 1 год и 6 месяцев |
Мышление, речь | Произносит первые слова, обращенные к родителям. Понимает значение слова «нельзя» , «дай» | Показывает по просьбе обувь, одежду, игрушки |
Внимание, память | Узнает предметы на картинке, фотографии знакомых. Понимает горячее, острое | Появляется чувство боязни высоты, края, животных, темноты. |
Социальные контакты | У некоторых может сохраняться страх перед чужими людьми. Радуется приходу детей. Выражает желание звуками и жестами (не плачем и не криком) | Интересуется детьми. Но играет в стороне от детей. Ласкает кукол, мишек, сопереживает. |
Эмоциональный статус | У некоторых может сохраняться страх перед чужими людьми. Радуется приходу детей. Выражает желание звуками и жестами (не плачем и не криком) Эмоциональное состояние положительное. У многих детей появляются эпизоды обидчивости, капризности, резкие аффективные вспышки. При правильном поведении родителей эти явления быстро исчезают. | В целом эмоциональный фон положительный. Может сохраниться непослушание в режимных моментах: при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно оно исчезает, если родители начинают больше играть с ребенком. Положительно оценивать его умения. |
Вегетативный статус | Аппетит несколько ниже, чем у детей раннего возраста, умеет жевать, откусывать. Насильно накормить ребенка не удается. Ритм сна установлен. Спит всю ночь, иногда просыпается, не каждую ночь. Днем спит 1-2 раза. | Может проситься на горшок. Дневной сон 1-2 раза. |
Оценка психоэмоционального развития ребенка
Возраст | 2 года | 2 года и 6 месяцев | 3 года |
Мышление, речь | Произносит осмысленную фразу из двух и более слов. Говорит «да»(слово, жест, звук), выражая согласие | В речи использует множественное число, пользуется местоимениями «мне», «мой», предлогами. | Задает короткие вопросы: «Что? Где? Когда?». Называет три числа. Называет свое имя (некоторые - фамилию). Понимает категории «большой», «маленький» |
Внимание, память | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке. Выполняет 2-3 простых инструкции, заданных последовательно. Может слушать рассказ 2-3 минуты. | Слушает рассказ до пяти минут. Знает функциональное предназначение ложки, чашки, расчески. | Может слушать рассказ 5 минут. Дифференцирует от 2 до 4 различных звуков – машины, телефона, звонки и т. д. |
Социальные контакты | Остается на короткое время в кругу знакомых. Не смотря на это сохраняется выраженная реакции на отсутствие матери. | Появляется совместная сюжетная игра (не более двух детей) | Контактирует с другими детьми в играх. Играя с воображаемой действительностью, сопровождает игру речью (озвучивают куклу). |
Эмоциональный статус | Соучаствует в желаниях других. Улавливает шутку в играх. | Эмоциональный фон положительный. Кризис первого года преодолен. | У двух из трех детей можно заметить проявление кризиса 3 года. Их поведение – непрерывная череда волеизъявлений («я хочу!», «я не хочу!» и т.п.). |
Вегетативный статус | То же. | То же. | То же. |
Первый год жизни ребенка — это период его адаптации к внешнему миру. За эти 12 месяцев ему предстоит пройти огромный путь — научиться сидеть, вставать на ноги, делать первые шаги, произносить первые звуки и слова.
Новые навыки и умения приходят к нему в определенной последовательности, но, конечно, при условии правильного ухода и развивающих занятий.
Первый месяц
Большинство действий в этом возрасте ребенок совершает рефлекторно: сосет материнскую грудь, в ответ на раздражение производит движения ручками и ножками, сжимает ручки в кулачки и подносит их ко рту, пытается несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении. Почти все время между кормлениями здоровый младенец спит.
Второй месяц
Ребенок поднимает и удерживает голову. Лежа на животе, приподнимает голову и грудь, поворачивает голову в сторону звука. Может сжимать и разжимать кулачки, рефлекторно удерживает игрушку, вложенную ему в руку. При виде взрослых улыбается. Начинает больше времени бодрствовать, знакомясь с окружающим миром.
Третий месяц
Более устойчиво удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья и локти. Может переворачиваться со спины на бок. Увеличивает объем движений, но они остаются нескоординированными. Активно следит за движущимся предметом, тянется за игрушкой. На обращения взрослых реагирует радостной улыбкой, появляются смех и гуление, выражающие положительные эмоции.
Четвертый месяц
Хорошо удерживает голову в вертикальном положении. При поддержке в вертикальном положении более устойчиво упирается ножками.
Свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, тянется ручками к различным предметам. Может брать игрушку и подносить ее ко рту. Оживляется, улыбается, смеется, когда с ним играют взрослые.
Пятый месяц
При поддержке стоит устойчиво на ногах, садится, но удерживать прямо спину еще не может. Пытается поворачиваться с живота на спину. Лежа на спине, хватает себя за стопы и тянет их в рот. Узнает родителей, членов семьи, хорошо улавливает интонации обращенной к нему речи, более эмоционально реагирует на окружающее.
Шестой месяц
Умеет самостоятельно садиться и сидит без поддержки. Может тянуться вперед из положения сидя. Переворачивается в любую сторону. При поддержке за руки встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Может самостоятельно играть с игрушками, перекладывать их из одной руки в другую, поднимать упавшую. Начинает лепетать, то есть повторно произносить отдельные слоги "ма", "ба", "на". Для развития этих умений особенно важно общение с взрослыми, обращенная к ребенку речь.
Седьмой месяц
Поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Самостоятельно может наклонять и выпрямлять туловище. При опоре встает на колени, а при поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками. Любит прыгать на месте. Хлопает в ладоши и любит бить игрушки одну об другую. Ищет взглядом и находит на привычном месте крупные предметы, которые называют взрослые. Тянется к своему изображению в зеркале.
Восьмой месяц
Держась за перила манежа, кроватки или за стул, встает и сам садится. Пробует ходить при поддержке за обе руки. Умеет, по желанию, разжимать пальцы, любит бросать игрушки на пол. Пытается хлопать в ладоши ("ладушки"). Становится разнообразнее мимика. Появляется интерес и удивление при виде новой игрушки или незнакомого лица. Отличает знакомых от незнакомых. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость в стремлении достать его. Много играет с игрушками, охотно вступает в контакт с взрослыми.
Девятый месяц
Пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, игрушки, собирает мелкие предметы. Выполняет простые просьбы: "дай ручку", "помаши ручкой — до свидания" и др. Ищет упавший предмет, игрушку, запоминает их названия. Помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов ("нельзя", "дай", "брось", "иди"). Различает цвета, форму игрушек, предметов.
Десятый месяц
Стоит без опоры, самостоятельно поднимается; может ходить, держась за руку или за коляской. Разглядывает мелкие предметы с любопытством, берет их двумя пальцами, держит цепко игрушку, которая ему особенно понравилась, и не отдает ее. Хорошо подражает движениям взрослых, может выполнять сложные движения: открывает или закрывает крышку коробки, прячет игрушку, мяч.
Одиннадцатый месяц
Хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку). Находит любимые предметы. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Заметно возрастает координация движений пальцев (крепко держит игрушки, комкает, рвет бумагу). Переворачивает страницы книги.
Двенадцатый месяц
Начинает самостоятельно ходить, подходит, если его зовут. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет. Отдает игрушку, если ее у него просят. Выполняет довольно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные игрушки, предметы. Пытается участвовать в одевании, умывании. Любит наблюдать за передвижением людей, животных; тянется к движущимся предметам, игрушкам.
4.5 Массаж.
Массаж улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу желудочно-кишечного тракта, способствует формированию ритма сна и бодрствования, поддерживает мышечный тонус, ускоряет моторное развитие, закаляет ребенка. Значение массажа состоит еще и в том, что через ласковые прикосновения, доставляющие ребенку удовольствие, создается благоприятная атмосфера взаимопонимания.
Начиная массаж, родители нередко сталкиваются с негативным отношением ребенка — это потребует временного перерыва в занятиях и консультации с врачом. Родители должны быть очень внимательными и замечать все изменения в настроении и поведении ребенка.
Важно помнить, что занятия массажем должны доставлять ребенку удовольствие. Если он плачет во время занятий, их надо тут же прекратить, чтобы у него не закрепились отрицательные эмоции: лучше повторить или завершить комплекс через некоторое время.
У большинства детей массаж можно проводить после 2-3-й недели жизни.
Недоношенность ребенка не является противопоказанием к проведению массажа, но сроки начала занятий с такими малышами необходимо обязательно согласовывать с врачом.
Место и время для проведения массажа
Для того, чтобы массаж был максимально эффективным, должны быть
созданы оптимальные внешние условия: комнату надо хорошо проветрить, температура в ней должна быть комфортной.
Проводить массаж надо на твердой, теплой, нескользкой поверхности. Это может быть пеленальный или обычный стол, накрытый байковым одеялом, клеенкой и пеленкой. На слишком мягкой поверхности, например, на кровати, не удается создать необходимого упора и упругости. А слишком твердая поверхность неудобна младенцу. Давление может вызвать раздражение кожи, ее потертость, сформировать отрицательное отношение к проведению массажа.
Взрослому будет удобнее проводить массаж сидя. При этом локти проводящего массаж должны располагаться выше поверхности, на которой лежит ребенок. Это необходимо для создания равномерных и контролируемых мышечных усилий.
Информация о работе Медицинский сестры кабинет по воспитанию здорового ребенка