Медицинский сестры кабинет по воспитанию здорового ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:40, дипломная работа

Описание работы

Главной целью профилактической работы медицинской сестры кабинета по воспитанию здорового ребенка является практическое обучение родителей правильному воспитанию детей.
Медицинская сестра - связующее звено между семьей и врачом педиатром, наблюдающим за детьми раннего возраста. Эффективность санитарно-просветительной работы в семье во многом зависит от регулярности и качества патронажа. Все действия медицинской сестры должны быть основаны на высоких принципах нравственности и справедливости.

Работа содержит 1 файл

диплом 3.doc

— 2.50 Мб (Скачать)

      Имеет значение, и выбор наиболее удобного времени. Прежде всего, ребенок должен быть в хорошем настроении. Массаж лучше не делать перед ночным сном, проводить его надо не ранее чем  через час после кормления.

      Не  надо начинать массаж непосредственно  перед кормлением, так как он усиливает  аппетит, ребенок может захотеть есть, а это потребует прекращения упражнений. Зная особенности своего малыша, родители могут выбрать наилучшее время для массажа.

      При заболеваниях ребенка (повышенная температура, простуда, аллергические реакции, гнойнички на коже, дерматит) следует  временно прекратить проведение упражнений.

      Перед проведением массажа  необходимо вымыть руки, снять кольца и  подстричь ногти, чтобы случайно не травмировать кожу ребенка. Чтобы движения рук по коже ребенка были мягкими, скользящими, руки должны быть обязательно теплыми, их необходимо смазать маслом. Для массажа лучше взять вазелиновое масло или растительное масло с минеральными добавками.

      Длительность  одного сеанса массажа  может составлять от 5-7 до 20 минут - это  зависит от возраста ребенка и его  реакции на процедуру. В течение дня следует проводить один сеанс массажа. Желательно, чтобы первый сеанс массажа, проводимый родителями самостоятельно, проходил под наблюдением врача или медицинской сестры-массажистки. Неправильно проведенные упражнения могут нанести вред ребенку!

      Приемы  оздоровительного массажа

      Поглаживание

      Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения должны быть очень нежными, работают только пальцы и кисть. Поглаживание расслабляет мышцы. Этот прием производится ладонной поверхностью кисти.

      Растирание

      Более интенсивное и глубокое поглаживание тоже способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Производится одним, двумя или тремя пальцами и ладонной поверхностью кисти круговыми движениями.

      Движения  должны быть энергичнее, чем при  поглаживании, чтобы воздействовать на более глубокие слои кожи.

      Разминание

      Прием аналогичен растиранию, но еще более глубоко воздействует на кожу и мышцы. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) производят одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы.

      Вибрация

      Это быстрое, ритмичное сотрясение кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами. Это упражнение очень полезно и для здоровых детей, и для перенесших недавно респираторную инфекцию.

      Каждое  движение необходимо повторять не менее  четырех раз или кратно четырем (то есть восемь, двенадцать и т.д.) для воспитания чувства ритма.

          4.6.Закаливание.

      Среди общеукрепляющих мер наиболее эффективно закаливание, оно позволяет, если и не полностью избежать "простуд", то снизить вероятность заболевания ребенка.

      Хорошо  закаливает охлаждение подошв ног, кожи шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше всего воздействовать на все тело.

      Для закаливания следует использовать купание: по окончании ванны уместно  облить ребенка водой с температурой на 2-4 0С ниже, чем вода в ванне, то есть начать обливать его водой с температурой 32-34 0С, снижая ее каждые 1-2 дня на 10С. Ниже 18 0С температуру воды опускать не следует.

      Закаливание не требует очень низких температур, важны контрастность воздействия и систематичность проведения процедур.

      На  втором году к обливанию после ванны можно добавить ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с температуры воды 27-280С, снижая ее каждые один-два дня до конечной температуры 18 0С (немного холоднее комнатной).

      Для дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением, открыв форточку, понижают температуру до 14-15 0С, а затем, разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату.

      Летом надо разрешить ребенку бегать босиком. Хорошо закаливают купание, обливания водой с температурой воздуха, игра малыша с водой. Зимой не надо паниковать, если легко одетый ребенок выйдет на балкон или в сени, если внезапно порыв ветра распахнет окно, если ночью ребенок раскроется.

      Посещение бани предоставляет новые возможности  для контрастного воздействия. Для  детей раннего возраста температура  в сауне должна быть около 80 0С, длительность пребывания в ней постепенно доводят до 10 минут (ребенок сидит на нижней ступеньке). В русской бане используют не столь высокие температуры. За один сеанс дети посещают парную два-три раза, в промежутках они принимают душ или воздушные ванны комнатной температуры или плавают в бассейне с температурой воды около 250С.

      "Моржевание", хождение босиком по снегу нельзя считать безопасными видами закаливания. Имея большую, чем у взрослых, площадь поверхности тела относительно его массы, ребенок охлаждается намного быстрее взрослого.

      Моржевание  в большинстве случаев приводит к обострению у детей хронических инфекций: бронхита, отита, гайморита. У закаливаемых подобным образом малышей, как правило, возникают острые респираторные заболевания с тяжёлыми осложнениями.

      По  сути моржевание - эксперимент, поставленный на беззащитном, который не в состоянии сопротивляться воле взрослого человека. Налицо самое настоящее, без преувеличения, нарушение прав ребенка.

      Холод способен вызвать жизнеугрожающие  аритмии. В ледяной купели у малыша может внезапно остановиться сердце.

      У детей, подвергающихся системе воспитания с переохлаждением, исчезает так называемый запас прочности. Стресс холодом наносит защитной системе растущего организма такой серьёзный удар, что тот не в состоянии пережить многие нестандартные ситуации. Например, пребывание в больнице по любому поводу - аппендицит, травма, отравление-оборачивается гирергизированием и какой-нибудь новой болезнью. "Моржата" - дети, для которых в стационаре требуются более щадящие условия, чем для других, их иммунная система предельно ранима.

      Другая беда моржевания - в повышении возбудимости ребенка. Такие дети чаще просыпаются ночью, кричат во сне. Стресс, связанный в сознании ребенка с действиями самого близкого человека- друга и защитника, не проходит бесследно для нервной системы. У малышей вырабатывается на холод затяжная реакция, а это сказывается на формировании детской психики.

      Это же можно сказать и об обливании  холодной водой. При постепенном  снижении температуры воды у тренированного ребенка вполне возможно довести  температуру до 14-150С: Но облить такой водой незакаленного ребенка недопустимо.

      Что же касается холодного обливания  как лечебной меры, что иногда рекомендуют  несведущие люди, то это просто преступление. Для ребенка с лихорадкой внезапное  охлаждение, ведущее к резкому  сужению кожных сосудов, может быть опасно для жизни. Закаливание после нетяжелого ОРЗ можно возобновить (или начать) через 10-14 дней, а в случае заболевания с длительной температурной реакцией - через 4-5 недель после выздоровления.

      Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции; если ребенок боится, его принуждать не следует. Надо помнить, что одни только закаливающие процедуры эффекта не дадут, важно создать стимулирующее температурное окружение: соответствующую погоде одежду, нормальную температуру в квартире (20-22"С днем и на 2-4 0С ниже ночью). Снижает ли закаливание частоту ОРЗ? Полностью защитить от заболевания при контакте с новым для ребенка вирусом оно не может. Однако закаленный ребенок будет болеть намного реже и перенесет болезнь легче.

      5.Вывод.

      Проанализировав свою работу, мы пришли к выводам, что  работа кабинета здорового ребенка  очень важна и нужна.

      Свою  работу кабинет начинает с беременными, проводя «Школы беременных женщин» то есть забота о ребенке начинается, когда он находится в утробе матери. Затем после рождения  ребенок находится под наблюдением не только участкового педиатра, но за ним продолжает наблюдение кабинет здорового ребенка, он организует для родителей «Школы матерей» и «Школы отцов». Во время этих занятий родителей обучают правильному уходу за ребенком, рассказывают, как правильно должен расти и развиваться ребенок. Мы считаем что, такой кабинет нужен не только в поликлинике, но и в колледже как образец, чтобы кто-то еще до окончания учебы мог найти свое призвание 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Приложение№1

      ПРИКАЗ  МЗ РТ

      от 06.07.2006. № 706

      «Об организации работы кабинетов здорового ребенка»

      Формирование  здоровья ребенка, грамотное воспитание детей раннего возраста во многом зависят от организации профилактической работы в детских поликлиниках и консультациях. Ведущая роль в этом направлении отводится работе кабинета здорового ребенка (далее – КЗР).

      Основными задачами КЗР являются  гигиеническое образование и воспитание, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний детей, а также обучение родителей и беременных женщин основным правилам воспитания здорового, адаптированного к социальным условиям  ребенка.

      Для осуществления профилактической работы с детьми раннего возраста, родителями и беременными женщинами

       

      ПРИКАЗЫВАЮ:

                              

    1. Утвердить формы:

      Журнал  работы «Школы матерей» в кабинете здорового ребенка (приложение №1);

      Журнал  работы «Школы беременных женщин» в  кабинете здорового ребенка (приложение №2);

      Журнал  работы «Школы отцов» в кабинете здорового  ребенка (приложение №3);

      Отчет о работе кабинета здорового ребенка  за _____ год (приложение №4).

      2. Главным врачам медицинских учреждений Республики Татарстан:

      2.1. Организовать работу кабинетов здорового ребенка при детских поликлиниках (консультациях) согласно Положению о кабинете профилактической работы с детьми (кабинете здорового ребенка), утвержденному приказом Министерства здравоохранения СССР от 19.01.1983г. № 60, и приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2006г. № 319.

      2.2. Утвердить в детских поликлиниках (консультациях) положения и должностные инструкции медицинских работников кабинетов здорового ребенка;

      2.3. Оснастить кабинеты здорового ребенка и обеспечить их наглядной тематической информацией в соответствии с приложениями №№ 5, 6  к настоящему приказу; 

      2.4. Организовать на фельдшерско-акушерских  пунктах, во врачебных амбулаториях уголки здорового ребенка, в участковых больницах - комнаты здорового ребенка с оснащением и оформлением по принципу кабинета здорового ребенка детской консультации ЦРБ (без выделения отдельной штатной единицы);

      2.5. Организовать гигиеническое образование  матерей в детских поликлиниках (консультациях) по вопросам грудного вскармливания (согласно принципам декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ), закаливания, режима дня, воспитания здорового ребенка согласно приложениям №№ 7, 8 к настоящему приказу;

      2.6. Обеспечить проведение в детских  поликлиниках (консультациях) работу «Школ беременных женщин» и «Школ отцов» в соответствии с приложениями  №№ 9.10 к настоящему приказу;

      2.7. Обеспечить контроль за организацией работы кабинетов здорового ребенка детских поликлиник (консультаций) и ведение журналов согласно п.1. настоящего приказа;

      2.8. Предоставлять в Республиканский центр медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан отчеты о работе кабинетов здорового ребенка детских поликлиник (консультаций) в период сдачи годовых отчетов по форме согласно п.1.настоящего приказа.

      3. Главному врачу Республиканского  центра медицинской профилактики  Министерства здравоохранения  Республики Татарстан Р.В. Тазиеву оказывать консультативную и методическую помощь детским лечебно-профилактическим учреждениям Республики Татарстан при организации кабинетов (комнат, уголков) здорового ребенка, а также  в обеспечении их популярными и наглядными информационными материалами по воспитанию здорового ребенка в семье

Информация о работе Медицинский сестры кабинет по воспитанию здорового ребенка