Тема 1.
Функциональная
диагностика – наука о методиках
исследования организма.
План
- Определение предмета «функциональная диагностика».
- Задачи предмета.
- Методы исследования
- Экспериментальные- острые и хронические
- Клинические:
- физикальные
- инструментальные
- лабораторно-биохимические
Функциональная
диагностика- наука о методиках исследований функций
организма.
Функцию изучают на разных уровнях:
субклеточном (мембраны и клеточные
органоиды), клеточном (функции различных
видов клеток), органном (функции
различных органов), системном (функции
различных систем - терморегуляции, пищеварения
и т. д.)
Под физиологической системой подразумевают
совокупность органов, выполняющих
единую функцию и имеющих общие
механизмы регуляции. Целью деятельности
каждой системы есть достижение
конечного результата. Функциональная
диагностика изучает как конечный результат
деятельности систем органов (например,
измерение артериального давления - конечный
результат нагнетательной функции сердца),
так и промежуточные этапы деятельности
систем (например, желудочную секрецию
- промежуточный этап деятельности пищеварительной
системы).
В свете всего вышеизложенного задачами функциональной
диагностики являются:
- определение основных параметров жизнедеятельности организма
- оценка полученных данных в плане нормы или патологии
- клиническая оценка имеющихся параметров и динамическое наблюдение за ними
- рекомендации по реабилитации и оценка ее эффективности
Функциональная диагностика является
экспериментальной наукой. Она пользуется
рядом методов исследования. Так
как полное название изучаемого предмета-
«функциональная диагностика и методы
научного исследования», то мы рассмотрим
все методы, применяемые для изучения
функций.
Методы исследования:
- Экспериментальные- когда состояние организма или
его составных частей изменяется искусственно
и регистрируются последствия этого.
Виды экспериментов:
- аналитические- когда из функции как целостного явления вычленяется какой-либо компонент, часть, механизм и воспроизводится вне организма (in vitro)- например, изучение как увеличение
концентрации жиров в крови влияет на
клетки сосудистого русла (это не весь
механизм развития атеросклероза).
- синтетические- проводятся в целостном организме (in vivo). Заключаются в моделировании
процесса (синдрома, болезни) на животных
- острые- как правило, проводятся под наркозом и на животных. Они включают:
- удаление органа или его части
- перерезку нервов (сосудов)
- введение различных веществ
- хронические- операция и наблюдение за функциями проводят в разное время. Операция является подготовительным этапом, а
собственно наблюдение проводят после
выздоровления животного. Метод позволяет
исследовать функции в условиях, максимально
приближенных к природным. Примерами
хронических экспериментов являются:
метод условных рефлексов (И.П. Павлов),
метод вживленных электродов, фистула
желудка и слюнной железы.
- метод моделирования на искусственной модели- искусственная почка, искусственное сердце и т. п.
- Клинические- исследование функций организма
или его составных частей в условиях естественного
изменения в результате болезни, травмы,
роста, созревания, старения и т. п.. Клинические
методы делятся на:
- физикальные- с помощью органов чувств исследователя:
- осмотр- можно определить телосложение пациента, цвет кожи и слизистых, видимые изменения наружных тканей
- пальпация- определяется температура кожи, наличие и величина лимфоузлов, места наибольшей болезненности. При пальпации грудной клетки можно также определить локализацию верхушечного толчка, при пальпации живота- нижний край печени и состояние толстого кишечника.
- перкуссия- выстукивание. Основана на оценке звука, получаемого при выстукивании тканей различной плотности. Различают топографическую перкуссию, позволяющую определить
границы органов и сравнительную перкуссию - для сравнения перкуторного
звука над симметричными участками тела.
- аускультация- выслушивание. Различают непосредственную аускультацию- прикладывая ухо к коже или через ткань и опосредованную- с помощью стетофонендоскопа.
- неврологические методы- исследование рефлексов, координации движений, равновесия,
высшей нервной деятельности
- инструментальные- с помощью специальных приборов и инструментов
- электрофизиологические
- основанные на регистрации клеточных потенциалов - непосредственная регистрация
ПП и ПД с помощью микроэлектродной техники
- опосредованная регистрация биопотенциалов- ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ и т.д.
- измерение электропроводности исследуемых тканей и органов - реография .
- механические-
- регистрация механической работы или движений (миограмма- одиночного и тетанического сокращений; пневмограмма).
- специальные механические методы исследования - измерение артериального и венозного
давления, сфигмография, флебография,
плетизмография
- ультразвуковые- основаны на изучении отраженных эхо-сигналов, посылаемых направленно на различные органы. Сигналы регистрируются в виде
кривых (эхограмм), по форме которых оценивают
строение и функциональные возможности
органа.
- рентгенологические
- рентгеноскопия-осмотр органов непосредственно на экране рентгеновского аппарата
- рентгенография- получение рентгеновских снимков и их анализ
- рентгеновская томография- послойное рентгенологическое исследование различных областей тела
- рентгеноконтрастные методы- основаны на введении рентгеноконтрастных (видимых на экране и на снимках) веществ и изготовлении серии снимков с различными временными интервалами.
Различают контрастирование полостей
и сосудов.
- рентгенокимография- регистрация положения различных точек органа (особ. сердца) во время систолы и диастолы.
- радионуклидное исследование (сканирование) основано на определении с корости выведения нуклидов
из различных органов (кости-стронций,
суставы- технеций, щитовидная железа-
йод и т. п.). Получаемая в результате сцинтиграмма
дает информацию о локализации, распространенности
и динамике патологического процесса.
- термометрия и термография. Термометрию
проводят максимальным термометром Цельсия
в подмышечной области, паховой области,
локтевой складке, прямой кишке (на 0,5 выше),
полости рта (на 0,2 выше). Термография- метод
исследования, основанный на регистрации
инфракрасного излучения полупроводниковыми
датчиками и проецирования на экран «теплового
портрета норме и при патологии имеют
различную температуру и на экране тепловизора
это отображается различным цветом.
- эндоскопические методы - осмотр полостей тела и полостей
внутренних органов при помощи эндоскопов.
Позволяют не только определить локализацию
патологического очага, но и изъять частицы
тканей для исследования, а также вводить
лекарственные вещества и даже проводить
малотравматичные операции.
- методы функциональных проб - путем дачи дозированных
нагрузок позволяют обоснованно судить
о функциональных возможностях и резервах
организма, эффективности проводимой
терапии и назначать режим оптимальных
физических нагрузок.
- исследование органов чувств - с помощью специальных приборов
и аппаратов
- цитологические методы - биопсии, смывы, соскобы, пункции.
- Лабораторно-биохимические
- Исследование крови - общий анализ, определение групп
крови и резус- фактора, исследование свертывающей
системы крови. Биохимическое исследование
крови (общий белок, гл юкоза, липиды, пигменты)
- Исследование мочи - общий анализ, форменные элементы,
протеинурия, бактериурия, осадки. Специальные
методы исследования - пробы Зимницкого,
Амбурже и т. п.
- Анализы других жидкостей - спинномозговой, суставной.
- Анализ кала - общий, на дисбактериоз
- Исследование пищеварительных секретов
- Лабораторная диагностика эндокринных заболеваний (сахарный диабет и др.)
Тема 2.
АНТРОПОМЕТРИЯ – основа методов функиональной диагностики
План
- Понятие антропометрии, ее задачи и значение.
- Параметры измерительные и описательные, их получение.
- Антропометрическая диагностика соматотипов (М.В. Черноруцкий). Конституциональные типы.
- Показатели и степени физического развития взрослого человека.
- Возрастная антропометрия.
Антропометрия (А)-
это комплекс методов изучения групповых
и индивидуальных морфологических особенностей
человеческого тела.
Антропометрические измерения
издавна привлекали внимание человека.
Возникновение учения о пропорциях
тела относится к периоду расцвета
Египетского государства. Египтяне
установили, что длина всего тела в 19 раз
больше длины среднего пальца. Приняв
за единицу измерения ширину ладони, ими
были определены следующие соотношения:
2 кисти- высота лица, 3 кисти- длина ступни,
4 кисти- расстояние от плеча до локтя.
Значение А:
- Антропометрические исследования позволяют отнести человека к тому или иному конституциональному типу (см. ниже) и с этих позиций определить предрасположенность к определенным заболеваниям.
- Антропометрические данные могут отражать физическое развитие человека.
что имеет значение для решения вопросов
режима тренировок, создания программ
по реабилитации и т. п..
- На основании антропометрических данных может осуществляться диагностика биологического возраста и темпа биологического созревания (особ. детей).
- Антропометрические признаки могут быть использованы как высокочувствительные тесты для распознавания патологии желез внутренней секреции.
Задачи А:
- Оценка физического развития здорового взрослого и ребенка.
- Оценка физического развития больного взрослого и ребенка.
- Определение степени доношенности и гипотрофии новорожденных.
При А изучаются описательные и
измерительные признаки.
Измерительные признаки выражаются
в абсолютных или относительных числах
(рост, масса тела).Измерение и применение
этих признаков- собственно антропометрия.
Описательные признаки отражают
половые, расовые, конституциональные
и другие особенности тела. Описательные
признаки также применяются для оценки
тяжести состояния больного. Они даются
в описательной форме или выражаются в
условных единицах (баллах), поэтому данный
метод получил название соматоскопии или антроскопии
Методика А:
- Измерение массы тела. Производится утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г.
- Измерение роста. Производится вертикальным ростомером.
На нем нанесены 2 шкалы- одна для
измерения роста стоя, другая- для измерения
роста сидя. Испытуемого ставят на площадку
ростомера спиной к шкале. Тело должно
быть выпрямлено, руки свободно опущены,
колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты.
Голова находится в положении, при котором
нижний край глазницы и верхний
край наружного слухового прохода расположены
в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый
должен касаться шкалы затылком. Межлопаточной
областью, крестцом и пятками. Подвижная
планка ростомера плотно, без надавливания
соприкасается с верхушечной точкой головы,
после чего определяют рост.
Рост сидя измеряется, когда испытуемый
сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись
к шкале крестцом, спиной в межлопаточной
области и затылком.
- Измерение окружностей. Проводят сантиметровой лентой
- Окружность головы. Измерительную ленту накладывают так. Чтобы она прошла сзади по выступу затылочного бугра, а спереди - понадбровным дугам.
- Окружность грудной клетки. Измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте
вдоха и высоте выдоха. Испытуемый находится
в положении стоя с опущенными руками.
Измерительную ленту накладывают сзади
под нижним углами лопаток при отведенных
в сторону руках. У женщин
ленту накладывают над грудной железой
в месте перехода кожи с грудной клетки
на железу.
- Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при при значительном увеличении- в области максимального выпячивания.
- Окружность бедра измеряют наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой.
- Окружность голени измеряют в месте максимального объема икроножной мышцы.