Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:58, дипломная работа
Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи, а именно – дошкольников с клиническим диагнозом «псевдобульбарная дизартрия», так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений....
Введение
Глава I Теоретическое обоснование проблемы особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
1.1 Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при нормальном речевом развитии ребенка
1.2 Структурный компонент псевдобульбарной дизартрии как речевого нарушения
1.3 Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Выводы по I главе
Глава II Организация исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика
2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Дипломная работа
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Содержание
Введение
1.1 Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при нормальном речевом развитии ребенка
1.2 Структурный компонент псевдобульбарной дизартрии как речевого нарушения
1.3 Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Выводы по I главе
Глава II Организация исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика
2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи, а именно – дошкольников с клиническим диагнозом «псевдобульбарная дизартрия», так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с псевдобульбарной дизартрией является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений по коррекционной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения.
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
В
русле последних концепций
Несовершенство коммуникативных навыков, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности.
Анализ теории и практики особенностей формирования коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией свидетельствует о ее существенных недостатках. Недостаточно изучена структура коммуникативных навыков дошкольников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков таких детей. Мало внимания уделяется формированию коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных навыков, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных навыков, как сюжетно-ролевые игры; не уделяется внимания формированию адекватной самооценки как одному из условий развития коммуникативных навыков.
Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью эффективного формирования коммуникативных навыков детей с псевдобульбарной дизартрией и преобладанием авторитарного подхода к практическому решению данной проблемы; между необходимостью обеспечения единства всех компонентов коммуникативных навыков личности и эпизодическим формированием лишь части этих компонентов у дошкольников.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией»
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования – система логопедической и педагогической коррекции, направленная на формирование коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования – выявление и проверка эффективности педагогических условий организации процесса формирования коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом квалификационного исследования были определены задачи:
Методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учения о деятельности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.), о взаимосвязанном развитии личности и общества.
Теоретической базой исследования являются: теория общения (М.И.Лисина), теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), теория личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.)
Основу
гипотезы исследования составило положение
о том, что процесс формирования
коммуникативных навыков у
В исследовании были использованы различные методы:
Методы исследования:
Исследование проводилось в 2006/2007 учебном году и включало три этапа:
Первый
этап – поисково-теоретический –
проанализированы литературные источники,
определен научный аппарат
Второй этап – опытно-экспериментальный – проведение констатирующего эксперимента, проведение формирующего эксперимента, анализ результатов эксперимента.
Третий этап – обобщающий – осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Экспериментальная база исследования: Государственное учреждение «Центр реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда», г. Волжский.
Научная
новизна результатов нашего исследования
состоит в обобщении и
Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что разработан комплекс диагностических методик по определению уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией, а также система коррекционных мероприятий, в процессе которых происходит формирование этих коммуникативных навыков.
Апробация результатов исследования осуществлялась через выступление на студенческой научной конференции ВГПУ в апреле 2007 гг.
Структура работы. Дипломная работа изложена на 90 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 70 наименований, и приложения. Работа иллюстрирована 9 таблицами, 4 диаграммами.
Глава
I Теоретические обоснование
проблемы особенностей
формирования коммуникативных
навыков у детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной
дизартрией
1.1
Основы теории речевой
коммуникации. Изучение
становления общения
при нормальном речевом
развитии ребенка
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
В
последнее время широкое
В
толковом словаре русского языка
общение связывается со словами
«общность», «община». Этот смысл данного
понятия может служить и