Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:29, реферат
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «социализация»
1.1 Феномены, механизмы, направления социализации
1.2 Содержание процесса социализации
1.2.1 Стадии процесса социализации
1.2.2 Институты социализации
Глава 2. Специфика социализации ребёнка
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования РФ
Российский Государственный
Университет имени А.И. Герцена
Институт детства
Кафедра дошкольного
Социализация детей
Выполнила:
Студентка 2-го курса,
1 группы
Санкт-Петербург
2011
г.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты понятия «социализация»………………….....3
1.2.2 Институты социализации………………………………………………
Глава 2. Специфика социализации ребёнка…………………………………..11
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
С первых дней своего
Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность
развивается и совершенствуется
под влиянием других людей, приспосабливается
к выполнению в обществе конкретных
обязанностей, несёт за своё поведение,
действия и поступки определённую ответственность.
Этот процесс получил название социализации,
основным содержанием которого является
передача обществом социально-
Тема социализации в настоящее время актуальна, т.к. научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся
с ребенком, братья или сестры);
- детский
сад (в первую очередь
- общество (сверстники, друзья).
По своей
роли в процессе социализации агенты
различаются в зависимости от
того, насколько они значимы для
ребенка, как выстраивается
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.
Глава 1.
Теоретические аспекты
понятия «социализация»
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.[8]
Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки [4].
Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. [3]
В истории психологии существует несколько трактовок процесса социализации:
- социализация
как экстериоризация (
- социализация как гоминизация (приобретение сущности в социуме);
- социализация
как адаптация (сопряжение
- социализация как интернализация (овладение социальным, перенесение его в глубинные пласты личности).
В понятие «социализация» заложено определенное измерение - личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди). Сущность процесса определяется из того, что стоит за этими отношениями. Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. Эта трактовка наиболее ранняя. Она возникла в период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом и сегодня. Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности. Другая трактовка более акцентирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация - перенесение вовнутрь, в сознание. Я-концепцию личности норм, требований, ценностей общества. Этот подход в большей степени видится как объективный подход к человеку, так как человек здесь выступает как объект воздействия для общества.
В рамках социальной психологии процесс социализации рассматривается со стороны среды, с точки зрения того, как и какие общественные нормы входят в индивидуальное сознание человека, личности. В этом случае социализация синонимична воспитанию.
Понятие "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "развитие личности".[8]
Социализация
осуществляется через ряд условий,
которые могут быть названы "факторами".
Такими факторами
социализации являются: целенаправленное
воспитание, обучение и случайные социальные
воздействия в деятельности и общении.
Случайные социальные воздействия имеют
место в любой социальной ситуации, т.е.
когда взаимодействуют два или более индивидов.
Например, разговор взрослых о своих проблемах
может достаточно сильно повлиять на ребенка,
но это едва ли можно назвать воспитательным
процессом.[8]
Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. [1]
Активность позиции
личности предполагается здесь потому,
что всякое воздействие на систему социальных
связей и отношений требует принятия определенного
решения и, следовательно, включает в себя
процессы преобразования, мобилизации
субъекта, построения определенной стратегии
деятельности. Таким образом, процесс
социализации в этом его понимании ни
в коей мере не противостоит процессу
развития личности, но просто позволяет
обозначить различные точки зрения на
проблему. Если для возрастной психологии
наиболее интересен взгляд на эту проблему
"со стороны личности", то для социальной
психологии — "со стороны взаимодействия
личности и среды".
1.1 Феномены, механизмы, направления социализации
Социализация—многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.[8]
Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.
1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.
2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.
3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.
4. Важным
аспектом формирования личности является
культура. [8]
К ведущим
феноменам социализации следует отнести
усвоение стереотипов поведения, действующих
социальных норм, обычаев, интересов, ценностных
ориентации и т.п. Стереотипы поведения
формируются путем сигнальной наследственности,
т.е. через подражание взрослым в раннем
детстве. Они очень устойчивы и могут быть
основой психической несовместимости
(например, в семье, этносе). [8]
Факторами-социализации
могут выступать
Основными
институтами социализации
являются: семья, дошкольные учреждения,
школа, неформальные объединения, вуз,
производственные коллективы и т.п. Такие
институты представляют собой общности
людей, в которых протекает процесс социализации
человека. [8]