Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи, а именно – дошкольников с клиническим диагнозом «псевдобульбарная дизартрия», так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений....

Содержание

Введение
Глава I Теоретическое обоснование проблемы особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

1.1 Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при нормальном речевом развитии ребенка

1.2 Структурный компонент псевдобульбарной дизартрии как речевого нарушения

1.3 Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Выводы по I главе

Глава II Организация исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика

2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

2.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Коммуникативные навыки.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

     При изучении общения дошкольников с  псевдобульбарной дизартрией мы использовали методику «Два домика» – вариант методики, предложенный Я.Л. Коломинским, «выбор в действии». Цель методики – выявление уровня сформированности коммуникативных навыков, а также изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура ее проведения следующая.

     Подготовка  исследования. Изготовить из картона, либо нарисовать два разных домика: один – привлекательный для ребенка, большой, красного цвета, с крышей и окнами; другой – непривлекательный для ребенка, небольшого размера, черного цвета, без крыши и окон. Приготовить фотографии всех детей, участвующих в эксперименте.

     Инструкция. Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил себе, а кого поселил бы в черный домик. Разложи фотографии ребят по домикам (в домиках должны быть прорези для фотографий).

     Проведение исследования. После показа домиков ребенку рассказывают, что в одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает первых двух детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. В процессе проведения эксперимента взрослый просит ребенка объяснить причины своих положительных и отрицательных выборов.

     Ограничение числа выборов позволяет выявить  наиболее субъективно значимые связи, а значит, социометрическая структура группы будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Данная методика может дать достоверные результаты в том случае, если в составе исследуемой группы не меньше пяти детей.

     Обработка данных. Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Подсчитываются следующие данные:

     – количество положительных выборов (выборов);

     – количество отрицательных выборов (невыборов);

     – количество взаимных положительных выборов (взаимовыборов);

     – количество взаимных отрицательных выборов (взаимоневыборов).

     Данные  заносятся в таблицу (см. Приложение 1), выборы обозначаются +, невыборы –, взаимовыборы +, взаимоневыборы – . На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка и происходит распределение всех детей по условным статусным категориям:

     I «предпочитаемые» («лидеры») – дети, получившие 4 выбора;

     II «принятые» – дети, получившие 2-3 выбора;

     III «непринятые» – дети, получившие 1 выбор;

     IV «изолированные» – дети, не получившие ни одного выбора.

     В соответствии с количеством детей  в каждой статусной категории  высчитывается соотношение детей  в статусных категориях (в %) по формуле: 

СП = ( n / N )

100% , 

     где СП – статусное положение, n – количество детей в статусной категории, N – общее количество детей, участвующих в эксперименте.

     Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносится число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ в норме при I + II III + IV (или незначительном расхождении), низкий – при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.

     В соответствии с количеством полученных положительных выборов (размещений в красном домике) определяется социометрический статус каждого ребенка в группе при помощи следующей формулы: 

С =

% , 

     где С – статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К – количество положительных  выборов, полученных ребенком среди  сверстников; n – количество детей в тестируемой группе.

     Основанием  для выводов о статусе ребенка  служат количественные данные, т.е. показатель С.

     Оценка  результатов.

     8-10 баллов – показатель С находится в пределах от 80% до 100%;

     6-7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 79%;

     4-5 баллов – показатель С находится  в пределах от 40% до 59%;

     2-3 балла – показатель С располагается в пределах от 20% до 39%;

     0-1 балла – показатель С находится  в интервале от 0% до 19%.

     Выводы  об уровне развития коммуникативных  навыков.

     8-10 баллов – высокий;

     4-7 баллов – средний;

     1-3 балла – низкий;

     0 баллов – очень низкий.

     Эмоциональное благополучие или самочувствие детей  в системе личных взаимоотношений  зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент  взаимности (КВ): 

КВ = ((Р1

½) ⁄ Р)
100%,
 

     Где Р – общее число положительных выборов, сделанных в эксперименте;

     Р1 – число взаимных положительных  выборов.

     На  основе определения статуса каждого  члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

     После этого анализируют критерии положительных  и отрицательных выборов, определяют, какие данные о сверстниках (нравственные качества, умения, внешние особенности и пр.) чаще выделяют дети. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.) Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:

  • общее положительное отношение, симпатии («Нравится»);
  • внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.);
  • умения сверстника или его знания;
  • нравственные качества ровесника;
  • дружеские отношения («Я с ним дружу»);
  • не могут объяснить.

     По  результатам проведенного нами эксперимента «Два домика» была составлена сводная таблица социометрического обследования детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (см. Приложение 1). В данной таблице наглядно представлены положительные/отрицательные выборы, положительные/ отрицательные взаимовыборы каждого испытуемого. Как видно из таблицы, большинство детей не смогли сделать нужное количество положительных и отрицательных выборов. Так, все дети сделали только по одному положительному выбору, Ваня К. и Даша О. сделали только один отрицательный выбор, Андрей Т. не сделал ни одного отрицательного выбора.

     1. Статусное положение каждого  ребенка.

     На  основании полученных положительных выборов мы определили статусное положение детей и распределили их по условным статусным категориям:

     I «предпочитаемые» («лидеры») – не выявлено;

     II «принятые» – Кристина П. (2 выбора);

     III «непринятые» – Алеша К. (1 выбор), Ваня К. (1 выбор), Даша О. (1 выбор);

     IV «изолированные» – Андрей Т. (0 выборов).

     В результате больше всего детей было отнесено к категории «непринятых» (3 человека), 1 ребенок оказался в категории «принятых» и 1 в категории «изолированных». Детей, получивших максимальное количество выборов (4 выбора) и отнесенных к категории «предпочитаемых» выявлено не было.

     Далее было определено соотношение детей  в статусных категориях, данные представлены в таблице 1 «Статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы». 

     Таблица 1

Статусное положение детей  с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы

Статусные категории Число детей Соотношение детей (в %)
Предпочитаемые  - -
Принятые  1 20
Непринятые  3 60
Изолированные 1 20
 

     Вывод: «предпочитаемых» детей не выявлено, 20% детей отнесено к категории «принятых», большинство детей (60%) оказалось в категории «непринятых», 20% детей – «изолированные».

     2. Уровень благополучия взаимоотношений.

     В результате соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных  статусных категориях (I-II) – 1 человек, с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV) – 4 ребенка, мы определили, что в данной группе низкий уровень благополучия взаимоотношений.

     3. Социометрический статус.

     В соответствии с количеством полученных положительных выборов (размещений в красном домике) мы определили социометрический статус каждого ребенка и сделали выводы об уровне развития коммуникативных навыков у каждого ребенка. Данные представлены в Таблице 2. 

     Таблица 2

Социометрический  статус и уровень  развития коммуникативных  навыков детей  до проведения коррекционной  работы

Имя, фамилия ребенка Социометрический  статус (%) Статус в  баллах Уровень развития коммуникативных навыков
1 Алеша К. 25 2,5 Низкий
2 Андрей Т. 0 0 Очень низкий
3 Ваня К. 25 2,5 Низкий
4 Даша О. 25 2,5 Низкий
5 Кристина П. 50 5 Средний
 

     Вывод: как видно из таблицы, уровень развития коммуникативных навыков оказался наибольшим (средний) у одного ребенка (Кристина П.), так как она набрала наибольшее количество баллов (5 баллов) и у нее самый высокий социометрический статус (50%); у большинства детей (Алеша К., Ваня К., Даша О.) низкий уровень развития коммуникативных навыков, они набрали 2,5 балла, их социометрический статус составляет 25% ; у одного ребенка (Андрей Т.) уровень развития коммуникативных навыков оказался очень низким, так как он не набрал ни одного балла, его социометрический статус составляет 0%.

     Таким образом, у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией отмечается различный уровень  сформированности коммуникативных  навыков. Общение имеет специфические  особенности, проявляющиеся в снижении мотивационно-потребностной сферы, ограниченность речевых и неречевых средств, отставание в развитии общения от возрастных норм.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией