Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:58, дипломная работа
Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи, а именно – дошкольников с клиническим диагнозом «псевдобульбарная дизартрия», так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений....
Введение
Глава I Теоретическое обоснование проблемы особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
1.1 Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при нормальном речевом развитии ребенка
1.2 Структурный компонент псевдобульбарной дизартрии как речевого нарушения
1.3 Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Выводы по I главе
Глава II Организация исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика
2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
При изучении общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией мы использовали методику «Два домика» – вариант методики, предложенный Я.Л. Коломинским, «выбор в действии». Цель методики – выявление уровня сформированности коммуникативных навыков, а также изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура ее проведения следующая.
Подготовка исследования. Изготовить из картона, либо нарисовать два разных домика: один – привлекательный для ребенка, большой, красного цвета, с крышей и окнами; другой – непривлекательный для ребенка, небольшого размера, черного цвета, без крыши и окон. Приготовить фотографии всех детей, участвующих в эксперименте.
Инструкция. Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил себе, а кого поселил бы в черный домик. Разложи фотографии ребят по домикам (в домиках должны быть прорези для фотографий).
Проведение исследования. После показа домиков ребенку рассказывают, что в одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает первых двух детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. В процессе проведения эксперимента взрослый просит ребенка объяснить причины своих положительных и отрицательных выборов.
Ограничение
числа выборов позволяет
Обработка данных. Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Подсчитываются следующие данные:
– количество положительных выборов (выборов);
– количество отрицательных выборов (невыборов);
– количество взаимных положительных выборов (взаимовыборов);
– количество взаимных отрицательных выборов (взаимоневыборов).
Данные заносятся в таблицу (см. Приложение 1), выборы обозначаются +, невыборы –, взаимовыборы +, взаимоневыборы – . На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка и происходит распределение всех детей по условным статусным категориям:
I «предпочитаемые» («лидеры») – дети, получившие 4 выбора;
II «принятые» – дети, получившие 2-3 выбора;
III «непринятые» – дети, получившие 1 выбор;
IV «изолированные» – дети, не получившие ни одного выбора.
В
соответствии с количеством детей
в каждой статусной категории
высчитывается соотношение
СП = ( n / N )
где СП – статусное положение, n – количество детей в статусной категории, N – общее количество детей, участвующих в эксперименте.
Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносится число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ в норме при I + II III + IV (или незначительном расхождении), низкий – при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
В
соответствии с количеством полученных
положительных выборов (размещений
в красном домике) определяется социометрический
статус каждого ребенка в группе
при помощи следующей формулы:
С =
где С – статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К – количество положительных выборов, полученных ребенком среди сверстников; n – количество детей в тестируемой группе.
Основанием для выводов о статусе ребенка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов.
8-10 баллов – показатель С находится в пределах от 80% до 100%;
6-7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 79%;
4-5
баллов – показатель С
2-3 балла – показатель С располагается в пределах от 20% до 39%;
0-1
балла – показатель С
Выводы об уровне развития коммуникативных навыков.
8-10 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
1-3 балла – низкий;
0 баллов – очень низкий.
Эмоциональное
благополучие или самочувствие детей
в системе личных взаимоотношений
зависит и от числа взаимных выборов.
Поэтому определяют коэффициент
взаимности (КВ):
КВ = ((Р1
Где Р – общее число положительных выборов, сделанных в эксперименте;
Р1 – число взаимных положительных выборов.
На основе определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).
После этого анализируют критерии положительных и отрицательных выборов, определяют, какие данные о сверстниках (нравственные качества, умения, внешние особенности и пр.) чаще выделяют дети. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.) Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:
По результатам проведенного нами эксперимента «Два домика» была составлена сводная таблица социометрического обследования детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (см. Приложение 1). В данной таблице наглядно представлены положительные/отрицательные выборы, положительные/ отрицательные взаимовыборы каждого испытуемого. Как видно из таблицы, большинство детей не смогли сделать нужное количество положительных и отрицательных выборов. Так, все дети сделали только по одному положительному выбору, Ваня К. и Даша О. сделали только один отрицательный выбор, Андрей Т. не сделал ни одного отрицательного выбора.
1. Статусное положение каждого ребенка.
На основании полученных положительных выборов мы определили статусное положение детей и распределили их по условным статусным категориям:
I «предпочитаемые» («лидеры») – не выявлено;
II «принятые» – Кристина П. (2 выбора);
III «непринятые» – Алеша К. (1 выбор), Ваня К. (1 выбор), Даша О. (1 выбор);
IV «изолированные» – Андрей Т. (0 выборов).
В результате больше всего детей было отнесено к категории «непринятых» (3 человека), 1 ребенок оказался в категории «принятых» и 1 в категории «изолированных». Детей, получивших максимальное количество выборов (4 выбора) и отнесенных к категории «предпочитаемых» выявлено не было.
Далее
было определено соотношение детей
в статусных категориях, данные представлены
в таблице 1 «Статусное положение детей
с псевдобульбарной дизартрией до проведения
коррекционной работы».
Таблица 1
Статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы
Статусные категории | Число детей | Соотношение детей (в %) |
Предпочитаемые | - | - |
Принятые | 1 | 20 |
Непринятые | 3 | 60 |
Изолированные | 1 | 20 |
Вывод: «предпочитаемых» детей не выявлено, 20% детей отнесено к категории «принятых», большинство детей (60%) оказалось в категории «непринятых», 20% детей – «изолированные».
2.
Уровень благополучия
В результате соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II) – 1 человек, с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV) – 4 ребенка, мы определили, что в данной группе низкий уровень благополучия взаимоотношений.
3. Социометрический статус.
В
соответствии с количеством полученных
положительных выборов (размещений
в красном домике) мы определили
социометрический статус каждого ребенка
и сделали выводы об уровне развития коммуникативных
навыков у каждого ребенка. Данные представлены
в Таблице 2.
Таблица 2
Социометрический статус и уровень развития коммуникативных навыков детей до проведения коррекционной работы
№ | Имя, фамилия ребенка | Социометрический статус (%) | Статус в баллах | Уровень развития коммуникативных навыков |
1 | Алеша К. | 25 | 2,5 | Низкий |
2 | Андрей Т. | 0 | 0 | Очень низкий |
3 | Ваня К. | 25 | 2,5 | Низкий |
4 | Даша О. | 25 | 2,5 | Низкий |
5 | Кристина П. | 50 | 5 | Средний |
Вывод: как видно из таблицы, уровень развития коммуникативных навыков оказался наибольшим (средний) у одного ребенка (Кристина П.), так как она набрала наибольшее количество баллов (5 баллов) и у нее самый высокий социометрический статус (50%); у большинства детей (Алеша К., Ваня К., Даша О.) низкий уровень развития коммуникативных навыков, они набрали 2,5 балла, их социометрический статус составляет 25% ; у одного ребенка (Андрей Т.) уровень развития коммуникативных навыков оказался очень низким, так как он не набрал ни одного балла, его социометрический статус составляет 0%.
Таким образом, у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией отмечается различный уровень сформированности коммуникативных навыков. Общение имеет специфические особенности, проявляющиеся в снижении мотивационно-потребностной сферы, ограниченность речевых и неречевых средств, отставание в развитии общения от возрастных норм.