Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
(Обе части уравнения умножили на и получили уравнение . Чтобы получить уравнение , обе части уравнения умножили на ).
- Какому же условию должна удовлетворять функция , чтобы умножив обе части уравнения на , было бы получено уравнение равносильное ?
(Функция должна быть определена на всей ОДЗ уравнения ).
- Выполняли ли прежде над
(Выполняли, обе части
- Значит, условие, налагаемое на функцию необходимо дополнить.
(Функция не должна обращаться в ноль ни при одном из ОДЗ уравнения).
- Итак, запишем в символическом
виде утверждение, которое
Теорема
3. - определена на всей ОДЗ для любого из ОДЗ |
|
|
- Докажем теорему. Что значит, что два уравнения равносильны?
(Надо показать, что все корни
первого уравнения являются
- Докажем, что является следствием уравнения . Пусть - корень уравнения , что это значит?
(При подстановке в получим верное числовое равенство ).
- В точке функция определена и не обращается в ноль. Что это означает?
(Число . Поэтому числовое равенство можно помножить на . Получим верное числовое равенство ).
- Что это равенство означает?
( - корень уравнения . Этим показали, что уравнение - уравнение-следствие для уравнения ).
- Докажем, что - следствие уравнения . (Учащиеся работают самостоятельно, далее после обсуждения, учитель записывает вторую часть доказательства на доске).
Задание 4. Являются ли уравнения каждой группы (а, б) равносильными? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение группы заменено вторым.
а) б)
- Равносильны ли уравнения и ?
(Равносильны).
- В результате какого
(Возводим обе части уравнения в куб).
- От правой и левой частей уравнения можно взять функцию . На каком множестве определена функция ?
(На общей части множеств
- Охарактеризуйте группу
(Они не равносильны, является следствием , к уравнению применили функцию и перешли к уравнению , функция определена на общей части множеств значений функций и ).
- Чем же отличаются свойства функций в группе а) и б)?
(В первом случае функция
- Сформулируем следующее
Теорема
4.
- определена на общей части множеств значений функций и | |
а) |
б) |
|
|
Обсудим, как будет «работать»
Пример. Решить уравнение
1)
;
Какую функцию применим к
(Возведем обе части уравнения в куб, т.е. применим функцию ).
- Перечислите свойства этой
функции, необходимые для
(Эта функция определена на общей части множеств значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения, она монотонна).
- Значит, возведя обе части исходного
уравнения в куб, какое
(Равносильное данному).
- Будут ли отличаться множество
(Нет).
- Какую функцию применим к обеим частям уравнения 2)?
(Возведем обе части уравнения
в четвертую степень, т.е.
- Перечислите свойства этой
функции, необходимые для
(Эта функция определена на общей части множеств значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения, она не монотонна).
- Какое же уравнение,
(Уравнение-следствие).
- Будут ли отличаться множество
(Могут появиться посторонние корни. Значит, необходима проверка).
- Проведите решение этих
III. Рефлексивно-оценочная часть.
- Мы сегодня вместе «открыли»
четыре теоремы. Еще раз
(О равносильных уравнениях и уравнении-следствии).
- Запишем тему урока. Вернемся
к уравнению, которое
.
T.2 Т.2 Т.1 Т.4 Т.2 Т.4
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
(Понятия равносильных
- Какую задачу мы поставили в начале урока?
(Выделить преобразования, не изменяющие
множество корней уравнения,
- Решили ли мы ее полностью?
- Нет.
- Поставленную задачу, мы решили
частично, ее исследование продолжим
на следующих уроках при
- Используя новое для нас
(Как узнать, является ли переход от одного уравнения к другому равносильным преобразованием).
- Что поможет ответить на этот вопрос?
(Теоремы о равносильности
- А применяли ли сегодня
(Применяли, это возведение
- Существуют и другие «
Запишем домашнее задание:
4) №№ 139(4,6), 141(2) – выяснить, являются ли уравнения равносильными; решить уравнения ; .
Записи
в тетрадях
Равносильные уравнения. Уравнение-следствие.
Определение 1. Уравнения и называются равносильными, если множества их корней совпадают.
Определение 2. Уравнение называют следствием уравнения , если каждый корень уравнения является корнем уравнения .
Задание 1. Являются ли уравнения каждой группы (а, б) равносильными? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение группы заменено вторым.
а)
б)
Ответ: , . В группе а) использовали тождество , в группе б) заменили левую часть уравнения тождественно равным ему выражением.
Вывод. Пусть в некотором
Теорема 1. , | |
а) ОДЗ не изменяется | б) ОДЗ расширяется |
Задание 2. Равносильны ли следующие уравнения? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение заменено вторым уравнением, третьим уравнением.
Ответ: . К обеим частям уравнения в первом случае прибавили , во втором случае прибавили .
Вывод. Если к обеим частям
уравнения прибавить функцию,
определенную на ОДЗ этого
уравнения, то получим