Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Автор: Ким Н.А.
№ п/п | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи.
Планируемый результат и |
Информационно – методическое обеспечение | ||||||||||
Компетенции | |||||||||||||||
Учебно-познавательная | Информа-ционная | ||||||||||||||
Профильная программа | |||||||||||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | ||||||||||||||
Общеучебные
цели: - Создать условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки. - Создать условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. - Формирование умение использовать различные языки математики: словесный, символический, графический. - Формирование умение свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства. - Создать условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность. - Формирование умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. - Создать условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию. | |||||||||||||||
Общепредметные
цели: - Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов. - Овладение устным и письменным математическим языком, математическим знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне. - Развитее логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности. - Воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса. | |||||||||||||||
Уравнения
и неравенства. Системы уравнений и
неравенств (20 ч)
Основная
цель: | |||||||||||||||
Тема: Равносильность уравнений (2 ч) | |||||||||||||||
53 | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, демонстрация решений качественных задач | Фронтальная Составление опорного конспекта, решение задач, работа с тестом и книгой | Имеют представление о равносильности уравнений. Знают основные теоремы равносильности. (Р) | Умеют
производить равносильные переходы
с целью упрощения уравнения. Умеют доказывать равносильность уравнений на основе теорем равносильности. (П) |
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Гл. 8 §55 Раздаточные дифференцированные материалы | ||||||||
54 | Проблемное изложение | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения | Групповая,
индивидуальная. Отработка алгоритма действия, решение упражнений |
Знают основные
способы равносильных переходов. Имеют
представление о возможных |
Умеют предвидеть возможную потерю или приобретение корня и находить пути возможного избегания ошибок. (ТВ) | Поиск необходимых формул в справочной литературе. | Гл. 8 §55 Раздаточные дифференцированные материалы | ||||||||
Тема: Равносильность неравенств решение неравенств с одной переменной (2 ч) | |||||||||||||||
59 | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, демонстрация решений качественных задач | Фронтальная Составление опорного конспекта, решение задач, работа с тестом и книгой | Имеют представление о равносильности неравенств. Знают основные теоремы равносильности. (Р) | Умеют производить
равносильные переходы с целью упрощения
уравнения. Умеют доказывать равносильность неравенств на основе теорем равносильности. (П) |
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Гл. 8 §57 Раздаточные дифференцированные материалы | ||||||||
60 | Проблемное изложение | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения | Групповая,
индивидуальная. Отработка алгоритма действия, решение упражнений |
Знают основные
способы равносильных переходов. Имеют
представление о возможных |
Умеют предвидеть возможную потерю или приобретение корня и находить пути возможного избегания ошибок. (ТВ) | Поиск необходимых формул в справочной литературе. | Гл. 8 §57 тестовые материалы. |
§4 Школьная лекция
«Равносильные
уравнения. Уравнение-следствие»
Методические комментарии. Понятия равносильных уравнений, уравнений-следствий, теоремы о равносильности уравнений – это важные вопросы, связанные с теорией решения уравнений.
К 10-му классу учащиеся
Урок, конспект которого представлен
ниже, предваряет рассмотрение тем,
связанных с решением
Каждый этап урока занимает важное место в его структуре.
На этапе актуализации учащиеся вспоминают основные теоретические положения, связанные с уравнением: что такое уравнение, корень уравнения, что значит решить уравнение, область допустимых значений (ОДЗ) уравнения. Находят ОДЗ конкретных уравнений, которые послужат на уроке опорой для «открытия» теорем.
Цель этапа мотивации – создать проблемную ситуацию, которая состоит в отыскании правильного решения предложенного уравнения.
Решение учебной задачи (операционно-познавательный этап) на представленном уроке заключается в «открытии» теорем о равносильности уравнений и их доказательстве. Основное внимание при изложении материала уделено определению равносильных уравнений, уравнений-следствий, «отысканию» теорем о равносильности уравнений.
Записи, которые делает учитель в течение урока, представлены непосредственно в конспекте. Оформление записей учащимися в тетрадях приведено в конце конспекта урока.
Конспект
урока
Тема. Равносильные уравнения. Уравнение-следствие.
Цели урока. В совместной деятельности с учащимися выявить на множестве уравнений отношение равносильности, «открыть» теоремы о равносильности уравнений.
В результате ученик
знает
-
определение равносильных
-
определения уравнения-
- формулировки основных теорем;
умеет
-
из предложенных уравнений
-
применять определения
понимает
- какие преобразования приводят к равносильным уравнениям или к уравнениям-следствиям,
-
что существуют преобразования,
в результате которых
-
что в результате некоторых
преобразований может
Тип урока. Школьная лекция (2 часа).
Структура урока.
I.
Мотивационно-ориентировочная
- актуализация знаний,
- мотивация, постановка учебной задачи.
II.
Операционно-познавательная
- решение учебно-
III. Рефлексивно-оценочная часть:
- подведение итогов урока,
-
выдача домашнего задания.
Ход
урока
I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- Сегодня на уроке поговорим об уравнении, но тему пока записывать не будем. Вспомним основные понятия, связанные с уравнением. Прежде всего, что такое уравнение?
(Уравнение – это
- Какие еще понятия связаны с уравнением?
(Корень уравнения и что
- Что называется ОДЗ уравнения?
(Множество всех чисел, при
которых имеют одновременно
- Найдите ОДЗ следующих уравнений.
1) ,
2) ,
3) ,
4) ,
5)
6)
.
- На доске записано решение уравнения
Что представляет собой процесс решения уравнения?
(Выполнение преобразований, приводящих
данное уравнение к уравнению
более простого вида, т.е. такого
уравнения, нахождение корней
которого не представляется
- Верно, т.е. происходит
(Числа , и являются корнями исходного уравнения, а - нет).
- Значит, в процессе решения эти корни были потеряны. В целом же выполненные преобразования привели к потере двух корней и приобретению постороннего корня .
- Как можно избавиться от
(Сделать проверку).
- Допустима ли потеря корней? Почему?
(Нет, т.к. решить уравнение – это найти все его корни).
- Как же избежать потери корней?
(Наверное, при решении уравнения не выполнять преобразования, которые ведут к потере корней).
- Итак, чтобы процесс решения уравнения приводил к верным результатам, что важно знать при выполнении преобразований над уравнениями?
(Наверное, знать, какие преобразования
над уравнениями сохраняют
- Вот этим мы и займемся
на этом уроке. Как бы вы
сформулировали цель
(Выявить преобразования над
II. Операционно-познавательная часть.
- Обратимся снова к уравнению,
записанному на доске.