Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64
- Назовите уравнения, имеющие один и тоже набор (множество) корней.
(Уравнения , , , и , ).
- Такие уравнения называются равносильными. Попытайтесь сформулировать определение равносильных уравнений.
(Уравнения, имеющие одно и тоже множество корней, называются равносильными).
- Запишем определение.
Определение 1. Уравнения и называются равносильными, если множества их корней совпадают.
Необходимо отметить, что уравнения
не имеющие коней, также
Для обозначения равносильных уравнений можно использовать символ « ». Процесс решения уравнения , используя новое понятие, можно отразить так:
… … .
Таким образом, переход от
А какие основные
(Раскрытие скобок; перенос слагаемых
из одной части уравнения в
другую, изменяя знак на
- Менялись ли при этом их корни?
(Нет).
- На основе одного из этих
преобразований, а именно: перенос
слагаемых из одной части
(Если какой-нибудь член
- Какое еще свойство уравнения вы знаете?
(Обе части уравнения можно умножать на одно и тоже число, отличное от нуля).
- Применение этого свойства
(Корень уравнения является корнем уравнения ).
- То есть при переходе одного
уравнения к другому множество
корней хотя и расширилось,
но потери корней не произошло.
(Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называют следствием первого уравнения).
Определение 2. Уравнение называют следствием уравнения , если каждый корень уравнения является корнем уравнения .
- В результате какого преобразования получили уравнение из уравнения ?
(Возведение в квадрат обеих частей уравнения).
- Значит, это преобразование может
приводить к появлению
(Да, например, уравнение - следствие уравнения , а уравнение - следствие уравнения ).
- А какие это уравнения?
(Равносильные).
- Попытайтесь, используя
(Уравнения называются
- Есть ли еще уравнения-
(Да, уравнение - следствие уравнения ).
- Что происходит с корнями при переходе от к ?
(Потеряны два корня).
- В результате какого
(Ошибка в применении
- Применяя новое понятие
.
- Итак, полученная схема
Задание 1. Являются ли уравнения каждой группы (а, б) равносильными? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение группы заменено вторым.
а)
б)
- Обратимся к уравнениям группы а), являются ли эти уравнения равносильными?
(Да, и равносильны).
- В результате какого
(Использовали тождество ).
- То есть выражение в одной
части уравнения заменили
(Нет).
- Рассмотрим группу уравнений б). Равносильны ли эти уравнения?
(Нет, уравнение - следствие уравнения ).
- В результате какого
(Заменили левую часть
- Что произошло с ОДЗ уравнения?
(ОДЗ расширилась).
- В результате расширения ОДЗ получили уравнение-следствие и посторонний корень для уравнения . Значит, расширение ОДЗ уравнения может привести к появлению посторонних корней. Для обоих случаев а) и б) сформулируйте утверждение в общем виде. (Ученики формулируют, учитель корректирует).
(Пусть в некотором уравнении , выражение заменили на тождественное ему выражение . Если такое преобразование не изменяет ОДЗ уравнения, то переходим к равносильному уравнению . Если ОДЗ расширяется, то уравнение является следствием уравнения ).
- Это утверждение является
Теорема 1. , | |
а)
ОДЗ не изменяется |
б)
ОДЗ |
- Примем эту теорему без
Задание 2. Равносильны ли следующие уравнения? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение заменено вторым уравнением, третьим уравнением.
- Какие из предложенных
(Только уравнения и ).
- Какие преобразования
(К обеим частям уравнения в первом случае прибавили , во втором случае прибавили ).
- То есть в каждом случае прибавили некоторую функцию . Сравните область определения функции в уравнении с ОДЗ уравнения .
(Функция определена на ОДЗ уравнения ).
- Какое уравнение получили в
результате прибавления к
(Получим уравнение
- Что произошло с ОДЗ уравнения по сравнению с ОДЗ уравнения ?
(Она сузилась из-за функции ).
- Что же получили в этом случае? Будет ли уравнение равносильно уравнению или - уравнение-следствие для уравнения ?
(Нет, не то и ни другое).
- Рассмотрев два случая
(Если к обеим частям
- Действительно, это
Теорема 2. , - определена | на ОДЗ уравнения |
|
Но утверждение, похожее на сформулированную теорему, мы использовали при решении уравнений. Как оно звучит?
(К обеим частям уравнения
- Это свойство является частным случаем теоремы 2, когда .
Задание 3. Равносильны ли следующие уравнения? Назовите преобразование, в результате которого первое уравнение заменено вторым уравнением, третьим уравнением.
- Какие из уравнений в задании 3 равносильны?
(Уравнения и ).
- В результате какого