Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа
Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников
Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава I
Теоретические основы изучения мер времени в начальном курсе математики………..5
1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
1.2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7
1.3. Методика формирования временных представлений в начальных классах……….9
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида………………………………..13
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24
Глава II
Виды упражнений направленных на формирование временных представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26
2.1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
2.2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
2.3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
2.4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….35
Знакомство с таблицей мер времени
Таблица мер времени – приложение 4
Изучение темы «Часы»
Для измерения небольших промежутков времени люди изобрели часы. Сначала появились солнечные часы, они работали только днем. Время на этих часах показывала тень от стержня или пластинки. Египетские солнечные часы состояли из двух сколоченных углом планок. Утром, когда солнце только вставало, конец тени отмечали зарубкой на длинной планке, считалось что это 6 часов утра. Потом длину утренней тени делили на 6 одинаковых частей. Время за которое тень перемещалась от одной зарубки до другой, принимали за 1 час. В полдень часы переворачивались другим концом и теперь тень, увеличиваясь, опять шла по отметкам. Получалось 12 дневных часов – 6 утренних и 6 вечерних.
Позже появились другие виды часов, которые могли показывать время и ночью: водяные, песочные, механические и даже электронные
Игра
требует предварительной
Материал игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в школу, приход из школы, прогулка, игры во дворе, приготовление уроков, ужин, приготовление ко сну, сон (приложение 7).
Содержание игры:
Вариант 1: Учитель показывает картинку, например, «зарядку» и спрашивает «Когда это бывает?». Ученик должен ответить что это бывает утром. Учитель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут показаны.
Вариант 2: Все карточки с рисунками раздаются ученикам. Учитель называет части суток, например, вечер. Учащиеся должны показать карточки, на которых изображены занятия характерные для этого времени суток. Каждый ученик показывает свою карточку и рассказывает, что изображено на ней. (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 119)
Материал игры: таблички с названиями дней недели (приложение 8)
Содержание игры: учитель вызывает к доске семерых учеников и раздает таблички с названиями дней недели. Затем он громко произносит название любого дня недели.
Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде: «Неделька, постройся!»остальные учащиеся должны в правильной последовательности занять свои места рядом с первым учеником. Учитель произносит: «Среда». Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде: «Неделька, постройся!» остальные ученики должны образовать правильную последовательность дней недели. (Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 120)
Содержание игры: Учащиеся должны дать ответы на вопросы:
(Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» стр 122)
Материал игры: карточки с названиями времен года (приложение 9)
Содержание
игры: Учитель показывает карточку с
названием времени года (например, весна).
Ученик должен назвать время года, следующее
за данным или предшествующее данному.
(Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения
по математике» стр 124)
Цели и задачи:
Оборудование: 1-минутные песочные часы, палочки, секундомер.
Ход урока:
На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Учитель говорит:
- Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыплется в другой, а стрелка на секундомере пройдет один круг.
По сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызванный ребенок наблюдает за секундомером.
Сколько прошло времени?--Дети отвечают, что 1 минута.
Посмотрим, что мы успеем сделать за 1 минуту,-- говорит учитель.-- Правильно выполнит задание тот, кто закончит работу через минуту. Время можно увидеть на песочных часах: когда весь песок пересыплется из одного баллончика в другой, пройдет 1 минута. Работая, вы должны следить за часами и вовремя кончить. А теперь (учитель дает сигнал) в течение минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.
Подводя итоги работы, он говорит:
Правильно выполнили задания точно через минуту Вова, Оля (и др.). Они следили за песочными часами и закончили выкладывать узоры, когда прошла 1 минута.
Сколько узоров получилось за минуту у тебя, Лена? И т.д.
Заключение
Приучая
детей к точности во времени, необходимо
строго соблюдать намеченные сроки,
так как всякие отступления от
намеченного времени
Как видим, в процессе любого занятия есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.
У детей 4—5 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, причина и следствие, живое и неживое и др.
Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение задач на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация). Прямые отношения (сходство) следует изучать в единстве с обратными (различия).
В процессе написания работы были рассмотрены упражнения и методики формирующие временные представления младших школьников.
Литература
Приложение
Информация о работе Изучение мер времени в начальном курсе математики