Изучение литературных жанров в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 22:12, статья

Описание работы

Изучение различных жанров литературы на примере сказки, рассказа, басни, стихотворения

Работа содержит 1 файл

статья.doc

— 28.50 Кб (Скачать)

«Изучение литературных

жанров  в начальной школе»

                                                                                        

                                                                          А.С.Фатина (Г.Рязань)

                                                                          Научный руководитель доцент –

                                                                          Мишина Т. И.

 

    Художественные  произведения различных жанров  – одно из важнейших средств  всестороннего гармоничного развития личности.

    При  чтении произведений ребёнок накапливает опыт разнообразных читательских переживаний: индивидуально окрашенных читательских эмоций. Чтение художественных произведений различных жанров развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.

   Художественные  тексты являются важным средством познания детьми окружающего их мира, приобщают к классике, формируют эстетическое отношение ребёнка к жизни, развивают интерес к литературному творчеству, творчеству того или иного писателя.

   У учащихся начальных классов проявляются два типа отношений к произведениям различных жанров:

1) эмоционально-образный;

2) интеллектуально-оценочный.

  Существует  классификация Н.Д. Молдавского*, согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия:

1. Фрагментарный  уровень;

2. Констатирующий  уровень;

3. Уровень «героя»;

4. Уровень «идеи».

  Анализируя  произведения различных жанров, учащиеся следуют последовательным этапам.  Каждому этапу характерны свои цели и задачи.

Первый  этап: введение в тему и подготовка к чтению;

Второй  этап: первичное восприятие произведения;

Третий  этап: проверка первичного восприятия;

Четвёртый этап: вторичное восприятие произведения;

Пятый этап: проверка вторичного восприятия;

Шестой  этап: анализ произведения, понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков;

Седьмой этап: целостное восприятие на более глубокой основе.

 На всех  этапах учитель использует соответствующие  приёмы работы: беседы, ответы на  вопросы, анализ картин и т.д. 

  

*Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. – М.:. Просвещение, 2000.

  Художественные произведения, подобранные для чтения и анализа в начальной школе, отвечают возрастным возможностям учеников и их интересам. Дети знакомятся со стихотворениями А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Б. В. Заходера, С. Я Маршака, А. Л. Барто, прозаическими произведениями небольшого объёма, рассказами и баснями Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, Н. Н. Носова, народными сказками о животных, пословицами, загадками, скороговорками. В процессе работы над художественными произведениями ученики овладевают следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.

   Основным литературным жанром в начальной школе является сказка.

На уроках учитель  может использовать проективные занятия со сказками:

1. Использование  сказки как метафоры. Текст и  образы сказки вызывают свободные  ассоциации, которые касаются личной  психической жизни человека, затем  эти метафоры и ассоциации  обсуждаются.  
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.  
3. Обсуждение поведения и мотивов персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо-плохо».  
4. Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и «проиграть», отреагировать эмоции.  
5. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.  
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Сказка –  квинтэссенция житейской мудрости, народного опыта. Сказка – язык детства, а также самый верный путь к  детскому сознанию и сердцу. 

  Читая, мы  постигаем мир в его истинном  значении, хотя и не осознаём  этого сложного интеллектуально-творческого  и духовно-метафизического процесса. 
 

  

Информация о работе Изучение литературных жанров в начальной школе