Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 22:12, статья
Изучение различных жанров литературы на примере сказки, рассказа, басни, стихотворения
«Изучение литературных
жанров в начальной школе»
Художественные произведения различных жанров – одно из важнейших средств всестороннего гармоничного развития личности.
При чтении произведений ребёнок накапливает опыт разнообразных читательских переживаний: индивидуально окрашенных читательских эмоций. Чтение художественных произведений различных жанров развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.
Художественные тексты являются важным средством познания детьми окружающего их мира, приобщают к классике, формируют эстетическое отношение ребёнка к жизни, развивают интерес к литературному творчеству, творчеству того или иного писателя.
У учащихся начальных классов проявляются два типа отношений к произведениям различных жанров:
1) эмоционально-образный;
2) интеллектуально-оценочный.
Существует классификация Н.Д. Молдавского*, согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия:
1. Фрагментарный уровень;
2. Констатирующий уровень;
3. Уровень «героя»;
4. Уровень «идеи».
Анализируя произведения различных жанров, учащиеся следуют последовательным этапам. Каждому этапу характерны свои цели и задачи.
Первый этап: введение в тему и подготовка к чтению;
Второй этап: первичное восприятие произведения;
Третий этап: проверка первичного восприятия;
Четвёртый этап: вторичное восприятие произведения;
Пятый этап: проверка вторичного восприятия;
Шестой этап: анализ произведения, понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков;
Седьмой этап: целостное восприятие на более глубокой основе.
На всех
этапах учитель использует
*Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. – М.:. Просвещение, 2000.
Художественные произведения, подобранные для чтения и анализа в начальной школе, отвечают возрастным возможностям учеников и их интересам. Дети знакомятся со стихотворениями А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И. З. Сурикова, Б. В. Заходера, С. Я Маршака, А. Л. Барто, прозаическими произведениями небольшого объёма, рассказами и баснями Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, Н. Н. Носова, народными сказками о животных, пословицами, загадками, скороговорками. В процессе работы над художественными произведениями ученики овладевают следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.
Основным литературным жанром в начальной школе является сказка.
На уроках учитель может использовать проективные занятия со сказками:
1. Использование
сказки как метафоры. Текст и
образы сказки вызывают
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные
ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая
работа идет с графическим материалом.
3. Обсуждение поведения и мотивов персонажа,
что служит поводом к обсуждению ценностей
и поведения человека, выявляет систему
оценок человека в категориях «хорошо-плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки. Участие
в этих эпизодах дает возможность ребенку
прочувствовать некоторые эмоционально
значимые ситуации и «проиграть», отреагировать
эмоции.
5. Использование сказки как притчи-нравоучения,
подсказка с помощью метафоры варианта
разрешения ситуации.
6. Творческая работа по мотивам сказки
(дописывание, переписывание, работа со
сказкой).
Сказка –
квинтэссенция житейской
Читая, мы
постигаем мир в его истинном
значении, хотя и не осознаём
этого сложного
Информация о работе Изучение литературных жанров в начальной школе