Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа
Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников
Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава I
Теоретические основы изучения мер времени в начальном курсе математики………..5
1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
1.2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7
1.3. Методика формирования временных представлений в начальных классах……….9
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида………………………………..13
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24
Глава II
Виды упражнений направленных на формирование временных представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26
2.1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
2.2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
2.3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
2.4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….35
Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять, ценить время. Время течет непрерывно, его нельзя ни остановить, ни возвратить, поэтому восприятие промежутков времени, сравнение событий по продолжительности очень затруднено. Как известно, наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или иной промежуток времени. Поэтому время – одна из трудных для изучения величин. Временные представления у детей развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.
Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времен года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка – все это формирует временные представления. Однако как временная последовательность событий (что было раньше, что позже), так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом. Типичными являются ошибки детей в установлении последовательности событий.
Временные
представления у
Начиная с 1 класса необходимо приступить к сравнению знакомых, часто встречающихся в опыте детей временных промежутков. Например, что длится дольше: урок или перемена, учебная четверть или каникулы, что короче по времени: занятия ученика в школе или рабочий день родителей? Такие задания способствуют развитию чувства времени. В процессе решения задач, связанных с понятием разности, , дети приступают к сравнению возраста людей и постепенно и постепенно овладевают важными понятиями: старше – моложе – одинаковые по возрасту.
Ввиду большой практической потребности полезно ознакомить первоклассников с тем, как по часам определяется время, при этом достаточно, если дети научатся пока вести отсчет времени с точностью до часа.
Знакомство
с единицами времени
Чтобы подготовить детей к восприятию единиц времени, необходимо во 2 классе продолжать систематическую работу с календарем, начатую в 1 классе. Подводи итоги и обобщая наблюдения, полезно обращать внимание детей на последовательность месяцев и количество дней в каждом месяце. При записи даты в тетрадях следует так же почаще задавать вопросы на выявление последовательности месяцев. (Сегодня 1 октября. А предыдущий месяц как назывался? Какой следующий месяц после октября? и т.п.)
Знакомя детей с месяцем и годом, учитель использует табель-календарь. По нему дети выписывают названия месяцев по порядку и количество дней в каждом месяце. Сразу же выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий месяц в году – февраль (28 или 29 дней). По календарю учащиеся определяют порядковый номер месяца, устанавливают день недели, если известно число и месяц и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определенные дни недели (в какой день недели будет праздник 8 Марта в этом году? На какие числа приходятся воскресенья в марте и т.п.).
С помощью календаря учащиеся решают задачи на нахождение продолжительности событий (в пределах одного года). Например, сколько длились весенние каникулы? Сколько месяцев длятся летние каникулы? Учитель называет начало и конец каникул, и учащиеся подсчитывают число дней и месяцев по календарю. Надо показать, как быстро подсчитать число дней, зная, что в неделе 7 дней. Аналогично решаются обратные задачи.
Понятие о сутках раскрывается через близкие детям понятия о частях суток – утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представление временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Детям предлагают перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будут делать начиная с сегодняшнего вечера до завтрашнего вечера и т.п. «Такие промежутки времени, - сообщает учитель, - называют сутками». Дети устанавливают, сколько суток проходит со вчерашнего вечера до завтрашнего вечера (от позавчерашнего утра до послезавтрашнего утра и т.п.), сколько суток прошло от начала недели (понедельника) до субботы, которые по счету сутки наступят, объясняют пословицу: «День и ночь – сутки прочь». Далее можно провести аналогичную работу по календарю: сколько полных суток прошло от начала месяца до сегодняшнего дня, которые по счету сутки наступили? Чтобы установить связь с изученными единицами времени, можно предложить задания на сравнение: «Что дольше длится: 5 суток или неделя, 20 суток или 1 месяц?».
Следующими
рассматриваются час и минута.
Конкретные представления о
Большое воспитательное значение имеют примеры из жизни нашей страны, числовые данные о том, сколько продукции заводи и фабрики выпускают за 1 мин, за 1 ч, за 1 рабочий день.
На первом же уроке по знакомству с часом и минутой сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60 минут.
Важным моментом на данном этапе является знакомство с часами. Чтобы дети научились устанавливать время по часам, полезно заблаговременно изготовить с учащимися на уроках труда циферблат с подвижными стрелками и, используя эту модель часов, выполнять практические упражнения. Учащиеся выполняют, с какими часами они знакомы, сталкивались в жизни. Учитель поясняет, что все часы устроены таким образом, что пока большая стрелка двигается от одного маленького движения до другого, проходит 1 мин, а пока маленькая стрелка движется от одного большого деления до другого, проходит 1 час. Счет времени ведется от полуночи до полудня (12 часов дня) и от полудня до полуночи. Затем предлагаются упражнения с использованием модели часов: назвать обозначенное время, которое называет учитель или сами ученики. Даются разные формы чтения показаний часов, например: 9 часов 30 минут; 30 минут девятого; половина девятого. С помощью модели часов решаются задачи, на определение продолжительности события, начала или конца его.
Усвоению
отношений между единицами
В
3 классе таблица мер времени
Век – самая крупная из рассматриваемых единиц времени. Некоторое представление о продолжительности отрезка времени в 100 лет дети могут получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей.
Знания о системе единиц времени расширяются. Дети узнают, что основными единицами измерения являются сутки – время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Из этих основных единиц образованы остальные. Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу единиц времени, а затем в процессе разнообразных упражнений усваивают ее.
Третьеклассники знакомятся с 24-часовым счислением времени суток. Они узнают что началом суток является полночь (0ч), что счет часов идет от начала суток, поэтому после полудня 12 часов.
В связи с изучением денной темы в 3 классе полезно провести внеклассное занятие, на котором поставить задачу – расширить знания учащихся о времени и его измерении, пробудить интерес у учащихся к этому материалу. Это могут быть рассказы о том, как человек измерял время в далеком прошлом, о первых часах и календарях и др. (Бантова М. А.)
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида
Развитие
временных представлений у
Исследования
временных представлений у
Школьники с интеллектуальным недоразвитием, поступившие в 1 класс школы VIII вида, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термины «сегодня», «завтра», «вчера» употребляются так: «Я завтра ходил с мамой в кино», «У нас вчера был праздник елки». Это говорит о том, что умственно отсталые дети не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не могут представить того, что время течет не останавливаюсь и его течение не обратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят.
Ученики заучивают названия времен года, их последовательность, изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако применить свои знания не могут. Например: «Вчера была весна, все растаяло, а сегодня опять наступила зима, выпал снег, сильный мороз».
У учащихся с нарушением интеллекта нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Учащиеся 1-2-х классов на вопрос: «Что можно сделать за ту или иную единицу времени (секунду, минуту, час, сутки и т.д.)?» - дают неопределенные ответы, например такие: «За секунду – спать, играть; за минуту – играть, уроки учить; за час – играть, писать». Старшеклассники конкретизируют ответы, однако их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны: «За секунду – решить пять примеров, пропеть песенку; за минуту сделать письменные уроки, вымыть пол; за час – пройти 1 км, сделать ножки для табурета» и т.д. Чем крупнее единица времени, тем труднее ребенку ее конкретизировать.
Школьники с нарушениями интеллекта имеют очень не четкие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (например, о длительности таких событий, как прогулка, обед, завтрак, перемена, приготовление уроков, пребывание в школе, сон и т.д.).
Учащиеся школы VIII вида с трудом усваивают и единичные соотношения мер времени. Они считают, что в году 12 месяцев, 120 дней, в месяце 37 дней, в часе 100 минут, в часе меньше минуты, месяц больше года. Единичные отношения других метрических мер учащиеся буквально переносят на отношения мер времени, принимая, что в году 1000 дней, в часе 100 минут, в минуте 10 секунд. Отсюда ошибки при выражении крупных единиц мер времени мелкими (360 мин=3 ч 60 мин), при выполнении действий с числами, записанными с употреблением как крупных, так и более мелких единиц измерения времени (2 ч 30 мин-1 ч 40 мин=90 мин).
У школьников
с нарушением интеллекта с трудом
формируются представления
Школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в различные эпохи, их временные представления долго остаются на примитивно-наглядной стадии. Для учащихся вспомогательной школы большие трудности представляет соотношение года, в который произошло событие, с веком. Например, учащиеся, зная годы начала и конца Великой Отечественной Войны и то, что мы живем в XX веке, самостоятельно не могут установить, что война 1941-1945 годов происходила в XX веке.
Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их специфичность объясняется:
Информация о работе Изучение мер времени в начальном курсе математики