Изучение мер времени в начальном курсе математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава I
Теоретические основы изучения мер времени в начальном курсе математики………..5
1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
1.2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7
1.3. Методика формирования временных представлений в начальных классах……….9
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида………………………………..13
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24
Глава II
Виды упражнений направленных на формирование временных представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26
2.1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
2.2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
2.3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
2.4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

    Вся жизнь человека тесно связана  со временем, с умением измерять, распределять, ценить время. Время течет  непрерывно, его нельзя ни остановить, ни возвратить, поэтому восприятие промежутков времени, сравнение  событий по продолжительности очень затруднено. Как известно, наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или иной промежуток времени. Поэтому время – одна из трудных для изучения величин. Временные представления у детей развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.

    Первые  представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена  дня и ночи, смена времен года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка – все это формирует временные представления. Однако как временная последовательность событий (что было раньше, что позже), так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом. Типичными являются ошибки детей в установлении последовательности событий.

    Временные представления у первоклассников  формируются, как и у дошкольников, прежде всего в процессе их практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение  календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты работы – все это помогает ребенку увидеть изменение времени, почувствовать течение времени. Программа предусматривает в 1 классе знакомство детей с названиями дней недели и их последовательностью. В качестве наглядного пособия полезно иметь в классе отрывной календарь или модель настоящего календаря (Приложение 1), работать с которым необходимо научить детей.

    Начиная с 1 класса необходимо приступить к сравнению знакомых, часто встречающихся в опыте детей временных промежутков. Например, что длится дольше: урок или перемена, учебная четверть или каникулы, что короче по времени: занятия ученика в школе или рабочий день родителей? Такие задания способствуют развитию чувства времени. В процессе решения задач, связанных с понятием разности, , дети приступают к сравнению возраста людей и постепенно и постепенно овладевают важными понятиями: старше – моложе – одинаковые по возрасту.

    Ввиду большой практической потребности полезно ознакомить первоклассников с тем, как по часам определяется время, при этом достаточно, если дети научатся пока вести отсчет времени с точностью до часа.

    Знакомство  с единицами времени способствует уточнению временных представлений детей. Знание количественных отношений единиц измерения помогает сравнивать и оценивать по продолжительности промежутки времени, выраженные в тех или иных единицах времени. Такие единицы времени, как месяц и год, сутки, час и минута, изучаются во 2 классе, а век и секунда – в 3 классе. Необходимо формировать у детей конкретные представления о каждой единице времени, добиваться усвоения их соотношений, научить пользоваться календарем и часами и с их помощью решать несложные задачи на вычисление продолжительности события, если известны его начало и конец, а так же задачи обратные данной (т.е. на установление начала и конца события).

    Чтобы подготовить детей к восприятию единиц времени, необходимо во 2 классе продолжать систематическую работу с календарем, начатую в 1 классе. Подводи итоги и обобщая наблюдения, полезно обращать внимание детей на последовательность месяцев и количество дней в каждом месяце. При записи даты в тетрадях следует так же почаще задавать вопросы на выявление последовательности месяцев. (Сегодня 1 октября. А предыдущий месяц как назывался? Какой следующий месяц после октября? и т.п.)

    Знакомя детей с месяцем и годом, учитель  использует табель-календарь. По нему дети выписывают названия месяцев по порядку и количество дней в каждом месяце. Сразу же выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий месяц в году – февраль (28 или 29 дней). По календарю учащиеся определяют порядковый номер месяца, устанавливают день недели, если известно число и месяц и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определенные дни недели (в какой день недели будет праздник 8 Марта в этом году? На какие числа приходятся воскресенья в марте и т.п.).

    С помощью календаря учащиеся решают задачи на нахождение продолжительности  событий (в пределах одного года). Например, сколько длились весенние каникулы? Сколько месяцев длятся летние каникулы? Учитель называет начало и конец каникул, и учащиеся подсчитывают число дней и месяцев по календарю. Надо показать, как быстро подсчитать число дней, зная, что в неделе 7 дней. Аналогично решаются обратные задачи.

    Понятие о сутках раскрывается через близкие  детям понятия о частях суток  – утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представление временной  последовательности: вчера, сегодня, завтра. Детям предлагают перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будут делать начиная с сегодняшнего вечера до завтрашнего вечера и т.п. «Такие промежутки времени, - сообщает учитель, - называют сутками». Дети устанавливают, сколько суток проходит со вчерашнего вечера до завтрашнего вечера (от позавчерашнего утра до послезавтрашнего утра и т.п.), сколько суток прошло от начала недели (понедельника) до субботы, которые по счету сутки наступят, объясняют пословицу: «День и ночь – сутки прочь». Далее можно провести аналогичную работу по календарю: сколько полных суток прошло от начала месяца до сегодняшнего дня, которые по счету сутки наступили? Чтобы установить связь с изученными единицами времени, можно предложить задания на сравнение: «Что дольше длится: 5 суток или неделя, 20 суток или 1 месяц?».

    Следующими  рассматриваются час и минута. Конкретные представления о соответствующих  промежутках времени так же формируются  через практическую деятельность детей, через наблюдения. Так, час – это продолжительность одного урока и перемены. Чтобы ощутить время продолжительностью в 1 мин (до какого числа успеешь сосчитать, сколько можно решить примеров, какое расстояние пройти и т.п.) уместно здесь объяснить смысл пословицы: «Минута час бережет».

    Большое воспитательное значение имеют примеры  из жизни нашей страны, числовые данные о том, сколько продукции  заводи и фабрики выпускают за 1 мин, за 1 ч, за 1 рабочий день.

    На  первом же уроке по знакомству с  часом и минутой сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60 минут.

    Важным  моментом на данном этапе является знакомство с часами. Чтобы дети научились устанавливать время  по часам, полезно заблаговременно  изготовить с учащимися на уроках труда циферблат с подвижными стрелками и, используя эту модель часов, выполнять практические упражнения. Учащиеся выполняют, с какими часами они знакомы, сталкивались в жизни. Учитель поясняет, что все часы устроены таким образом, что пока большая стрелка двигается от одного маленького движения до другого, проходит 1 мин, а пока маленькая стрелка движется от одного большого деления до другого, проходит 1 час. Счет времени ведется от полуночи до полудня (12 часов дня) и от полудня до полуночи. Затем предлагаются упражнения с использованием модели часов: назвать обозначенное время, которое называет учитель или сами ученики. Даются разные формы чтения показаний часов, например: 9 часов 30 минут; 30 минут девятого; половина девятого. С помощью модели часов решаются задачи, на определение продолжительности события, начала или конца его.

    Усвоению  отношений между единицами времени  помогает таблица мер времени, которую  следует повесить в классе на некоторое  время, а так же систематические  упражнения в преобразовании именованных  чисел, выраженных в мерах времени, их сравнении, нахождении различных долей любой единицы времени, решение задач на вычисление времени.

    В 3 классе таблица мер времени пополняется  - учащиеся знакомятся с веком и  секундой. Конкретное представление  о продолжительности секунды дети получают на основе наблюдения (устанавливают что можно сделать за 1 секунду).

    Век – самая крупная из рассматриваемых  единиц времени. Некоторое представление  о продолжительности отрезка  времени в 100 лет дети могут получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей.

    Знания  о системе единиц времени расширяются. Дети узнают, что основными единицами  измерения являются сутки – время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Из этих основных единиц образованы остальные. Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу единиц времени, а затем в процессе разнообразных упражнений усваивают ее.

    Третьеклассники знакомятся с 24-часовым счислением времени суток. Они узнают что  началом суток является полночь (0ч), что счет часов идет от начала суток, поэтому после полудня 12 часов.

    В связи с изучением денной темы в 3 классе полезно провести внеклассное  занятие, на котором поставить задачу – расширить знания учащихся о  времени и его измерении, пробудить  интерес у учащихся к этому материалу. Это могут быть рассказы о том, как человек измерял время в далеком прошлом, о первых часах и календарях и др. (Бантова М. А.)

1.4. Методика изучения  мер времени в  школе VIII вида

   Развитие  временных представлений у учащихся школы VIII вида имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение.

   Исследования  временных представлений у учащихся этой школы показали, что такие  представления у данной категории  детей формируются значительно  позже, чем у нормальных школьников, и качественно отличаются от временных представлений нормальных детей.

   Школьники с интеллектуальным недоразвитием, поступившие в 1 класс школы VIII вида, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термины «сегодня», «завтра», «вчера» употребляются так: «Я завтра ходил с мамой в кино», «У нас вчера был праздник елки». Это говорит о том, что умственно отсталые дети не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не могут представить того, что время течет не останавливаюсь и его течение не обратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят.

   Ученики заучивают названия времен года, их последовательность, изменения в  природе и погоде, характерные  для каждого времени года, однако применить свои знания не могут. Например: «Вчера была весна, все растаяло, а сегодня опять наступила зима, выпал снег, сильный мороз».

   У учащихся с нарушением интеллекта нет реальных представлений о единицах измерения  времени, их конкретной наполняемости. Учащиеся 1-2-х классов на вопрос: «Что можно сделать за ту или иную единицу времени (секунду, минуту, час, сутки и т.д.)?» - дают неопределенные ответы, например такие: «За секунду – спать, играть; за минуту – играть, уроки учить; за час – играть, писать». Старшеклассники конкретизируют ответы, однако их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны: «За секунду – решить пять примеров, пропеть песенку; за минуту сделать письменные уроки, вымыть пол; за час – пройти 1 км, сделать ножки для табурета» и т.д. Чем крупнее единица времени, тем труднее ребенку ее конкретизировать.

   Школьники с нарушениями интеллекта имеют  очень не четкие представления о  длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (например, о длительности таких событий, как прогулка, обед, завтрак, перемена, приготовление уроков, пребывание в школе, сон и т.д.).

   Учащиеся  школы VIII вида с трудом усваивают и единичные соотношения мер времени. Они считают, что в году 12 месяцев, 120 дней, в месяце 37 дней, в часе 100 минут, в часе меньше минуты, месяц больше года. Единичные отношения других метрических мер учащиеся буквально переносят на отношения мер времени, принимая, что в году 1000 дней, в часе 100 минут, в минуте 10 секунд. Отсюда ошибки при выражении крупных единиц мер времени мелкими (360 мин=3 ч 60 мин), при выполнении действий с числами, записанными с употреблением как крупных, так и более мелких единиц измерения времени (2 ч 30 мин-1 ч 40 мин=90 мин).

   У школьников с нарушением интеллекта с трудом формируются представления отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные  от нас не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет. У них отмечается тенденция приближать прошлое: героев далеких исторических событий они считают героями недавнего прошлого или даже настоящего.

   Школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в различные эпохи, их временные представления долго остаются на примитивно-наглядной стадии. Для учащихся вспомогательной школы большие трудности представляет соотношение года, в который произошло событие, с веком. Например, учащиеся, зная годы начала и конца Великой Отечественной Войны и то, что мы живем в XX веке, самостоятельно не могут установить, что война 1941-1945 годов происходила в XX веке.

   Временные понятия трудны для усвоения, так  как очень специфичны. Их специфичность  объясняется:

  1. Невозможностью восприятия времени органами чувств: время в отличие от других величин (длина, масса, площади и т.д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать;
  2. Косвенным измерением времени, т.е. измерением через те изменения, которые происходят за определенный промежуток времени: расстоянием (пешеход прошел примерно 5 км за 1 ч), количеством движений (отхлопали 6 раз – прошла примерно 1 с), движением стрелок по циферблату часов (передвинулась минутная стрелка от цифры один до цифры два – прошло 5 минут) и т.д.;
  3. Соотношения между единицами измерения времени (1 ч=60 мин, 1 мин=60 с, 1 год=365(366) сут, 1 мес.=28 (29, 30, 31) дней, 1 год+12 мес., 1 сут=24 ч и т.д.) отличны от соотношения единиц измерения других мер (длины, стоимости, массы и др.), которые выражены в десятичной системе счисления;
  4. Обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.) и относительностью ее употребления.

Информация о работе Изучение мер времени в начальном курсе математики