Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа
Предмет исследования: Упражнения для формирования временных представлений у младших школьников, дидактические игры для формирования временных представлений у младших школьников
Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава I
Теоретические основы изучения мер времени в начальном курсе математики………..5
1.1. Особенности формирования временных представлений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..5
1.2. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста………….....7
1.3. Методика формирования временных представлений в начальных классах……….9
1.4. Методика изучения мер времени в школе VIII вида………………………………..13
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»……………………………………………..…..24
Глава II
Виды упражнений направленных на формирование временных представлений у младших школьников…………………………………………………………………….26
2.1. Упражнения направленные на формирование временных представлений….....26
2.2. Дидактические игры формирующие временные представления у младших школьников………………………………………………………………………….30
2.3. Задачи на вычисления по теме «Меры времени»………………………………….32
2.4. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты в 1 классе………………………33
Заключение…………………………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………………………….35
Затем учитель знакомит учащихся с делением циферблата на минуты. Он просит внимательно рассмотреть деления, посчитать количество делений между двумя соседними числами на циферблате и проследить, на сколько делений передвинется часовая стрелка, когда минутная опишет целый круг, т.е. когда она пройдет все 60 делений. Полезно решить задачу: «Минутная стрелка проходит расстояние между соседними числами (от 1 до 2) за 5 мин. Сколько времени пройдет, если минутная стрелка пройдет за 12 чисел (обойдет весь круг)? Сколько часов пройдет за это время? Сколько минут содержится в одном часе?». Подобные задачи, при решении которых учащиеся делают обобщения, выводы, имеют большое коррекционное значение. Это позволяет им лучше понять и запомнить соотношение мер времени и их обозначение при числах.
Учащиеся учатся так же определять время сначала с точностью до 5 минут (3-й класс), а потом и до 1 минуты (4-ый класс). Заметим, что в 3-м классе при определении времени по часам учащиеся отвечают так: «Прошло 3 часа 5 минут».
Сначала учащиеся тренируются в отсчете времени с помощью минутной стрелки по 5 минут: «Ставим минутную стрелку на число 12, передвигаем ее на цифру 1 – прошло 5 минут, передвигаем ее на цифру 2 – прошло еще 5 минут, а всего прошло 10 минут» и т.д. так ведется счет пятерками до 60 минут, т.е. прошел 1 час, прошел 1 час 5 минут, 2 часа 10 минут, 2 часа 15 минут и т.д. до 11 часов 55 минут. Затем учащимся сообщается, что начало суток – 12 часов ночи, или, как еще говорят, 0 часов. Часовая и минутная стрелка стоят на числе 12. Минутная стрелка продолжает двигаться, ученики считают: «0 часов 5 минут, 0 часов 10 минут, …, 0 часов 55 минут».
В 4-м классе учащиеся знакомятся с такими бытовыми обозначениями частей часа, как четверть, половина, три четверти, получают представления об ином отсчете времени по часам: сколько минут прошло после прошедшего целого часа и к какому следующему часу движется часовая стрелка. Далее учитель знакомит учащихся с новым видом предложения для обозначения времени, например: без двадцати минут четыре.
Важно чтобы учащиеся не только ежедневно работали с часами, но и выполняли ту или иную работу с учетом времени, например, замечали, сколько времени они затратили на решение одного примера, задачи, на выполнение чертежа.
Важно, чтобы и на других уроках уточнялись представления учащихся о конкретной наполняемости единиц времени, чтобы они учились чувствовать время и без часов, например, могли сказать, сколько времени надо затратить на пришивание пуговицы, наматывание шпульки, обтачивание той или иной детали.
Примерно так же учитель знакомит учеников и с самой маленькой единицей измерения времени, которая изучается во вспомогательной школе, - секундой и соотношением 1 мин=60с. Наполняемость этой единицы времени, ее практическое применение удобнее всего дать на уроках физкультуры, на которых учащиеся знакомятся с секундомером.
Для лучшего запоминания этих соотношений полезно решать задачи на время практического содержания, а так же примеры вида: 1 ч – 30 мин, 1 мин – 20 с, 1 сут – 15 ч.
Учащиеся усваивают, что в сутках 24 часа в 3-м классе, а в 4-ом классе – о двойном обозначении времени. Это удобнее всего связать с уже известным учащимся материалом о частях суток . Сутки – это ночь, утро, день, вечер. Учитель сообщает: «Новые сутки начинаются в полночь (ставит стрелки часов на 12). К полудню (12 ч дня) часовая стрелка обойдет весь циферблат – пройдет 12 часов, но сутки еще не кончились, так как прошли ночь, утро, наступил полдень. Сутки закончатся в полночь, т.е. когда пройдут все части суток: еще весь день и вечер. За это время часовая стрелка еще раз обойдет весь циферблат, т.е. пройдет еще 12 часов: 12 часов до полудня и 12 часов после полудня, всего 24 часа. Значит, в сутках – 24 часа».
Теперь, определяя время, учащиеся добавляют к числу часов название части суток: «9 ч утра, 3 ч дня, 8 ч вечера, 1 ч ночи». Эти подготовительные упражнения помогут лучше понять двойное обозначение времени в течение суток. Из личного опыта (слушание радио, просмотр телепередач, время начала сеансов в кино и т.д.) учащиеся знают, что время 8 ч вечера можно обозначить и так: 20 ч. Но этот опыт, а тем более прочное знание двойного обозначения времени имеется не у всех, поэтому учитель посвящает специальный урок этой теме. На нем учащиеся вспоминают, что в сутках 24 часа, что за сутки часовая стрелка дважды обойдет циферблат. Обязательным пособием на этом уроке будет циферблат с двумя кругами: на первом круге дан ряд чисел от 1 до 12, а на втором – меньшего диаметра – от 13 до 24.
Ежедневные упражнения с часами, в которых от учащихся требуется назвать время с добавлением названия части суток или без них, позволяют овладеть новой терминологий.
Век
Знание о веке формируется у учащихся постепенно, по мере накопления сведений об исторических событиях. Читая ту или иную статью исторического содержания, учитель старается иллюстрировать ее картинками, соотносить события с тем временем, в которое они происходили, указывать на то, как давно это было, сколько лет произошло с того времени, какие события произошли за последующие годы.
По возможности продолжительность времени в 100 лет нужно наполнить конкретными событиями. Учитель называет даты различных исторических событий, годы жизни замечательных людей, даты открытий, изобретений, а учащиеся соотносят эти события с соответствующим веком. Например, 1812 год – это XIX век, 1917 год - это XX век и т.д.
Затем
учитель сообщает, что 100 лет –
это новая единица времени
– век. (Перова М. Н.)
1.5. Дидактические требования к изучению темы «Формирование временных представлений у младших школьников»
1.
Формировать временные
2. Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени: сутки больше чем день или ночь; сутки меньше недели; год больше месяца; час больше минуты и т.д.
3.
Показывать продолжительность
4.
Формировать, как можно раньше,
правильные представления о
5.
Проводить работу по
6.
Проводить работу по развитию
временных представлений
Вывод:
Первоначальное формирование временных
представлений начинается еще в дошкольном
возрасте. У детей старшей группы закрепляются
и углубляются представления о единицах
и некоторых особенностях времени. В качестве
наглядного материала используют картинки
или фотографии, где изображены дети в
процессе различных видов деятельности
на протяжении дня: уборка постели, утренняя
гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить
представление о частях суток позволяют
дидактические игры, например игра «Наш
день». Знакомство с единицами времени
способствует уточнению временных представлений
детей. Знание количественных отношений
единиц измерения помогает сравнивать
и оценивать по продолжительности промежутки
времени, выраженные в тех или иных единицах
времени.
Глава II
Виды
упражнений направленных
на формирование временных
представлений у
младших школьников
В данной главе подобраны практические упражнения, задачи и дидактические направленные на формирование временных представлений у младших школьников. В процессе подбора упражнений были использованы учебники для начальной школы авторов: Перова М. Н.; Петерсон Л. Г.; Хилько А. А.; Эк В. В.
Цели упражнений:
Знакомство младших школьников с календарем
Измерять время помогали людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года. Они еще не умели объяснять эти явления, но стали с их помощью измерять время.
Появились первые единицы времени: сутки и год. Продолжительность года вначале определялась очень не точно. Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого. Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее, так как между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей.
Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Но скоро они обнаружили, что год получается слишком коротким: Сириус опаздывал появляться на целых 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней в честь детей бога Земли Геба и его супруги Нут. Но и год в 365 суток на четверть суток короче правильного. Сириус стал опаздывать меньше, но все же за 4 года набегали целые сутки! Примерно 2000 лет тому назад (в 238 году до н.э.) царь Птолемей приказал отмечать раз в 4 года еще один праздник – в честь богов – покровителей. Вот теперь египетский календарь стал на столько удачным, что расходился с истинным лишь на 1 день в 128 лет. Этот календарь послужил образцом для других народов.
В 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь ввел такой календарь в Древнем Риме. По Юлианскому календарю (сейчас говорят «по старому стилю») год содержит 365 суток, но каждый четвертый год – високосный он содержит 366 суток. Этим календарем пользовались до XVI века. К тому времени ошибка в счете накапливалась за каждые 128 лет на 1 сутки, составила уже 10 суток.
Следующую реформу календаря провел в 1582 году Григорий XIII – папа римский. Этот календарь назвали григорианским («новый стиль»). День после 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября, чтобы поправить ошибку в 10 дней.
В
последнее десятилетие
Январь – первый месяц
Февраль – второй месяц
Март – третий месяц
Апрель – четвертый месяц
Май – пятый месяц
Июнь – шестой месяц
Июль – седьмой месяц
Август – восьмой месяц
Сентябрь – девятый месяц
Октябрь – десятый месяц
Ноябрь – одиннадцатый месяц
Декабрь – двенадцатый месяц
( Эк В. В. «Математика» 3 класс стр 116)
Знакомство с понятием «неделя».
В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
«Неделей» (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после «недели» был назван «понедельник», второй – «вторником», четвертый – «четвергом», пятый – «пятницей». Середина недели стала «средой». «Суббота» происходит от древнеегипетского «шабат» - покой. Согласно библии этот день был «днем отдыха бога». Воскресный день назван в честь воскресенья Христа. (Петерсон Л. Г. «Математика» 3 класс 1 часть стр 5)
Информация о работе Изучение мер времени в начальном курсе математики