Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:07, курсовая работа
Целью работы является поиск оптимальной модели зависимости цены на энергоносители от производства и импорта, оценка эластичности импорта по цене, анализ влияния акциза на предложение и эластичность.
Задача работы состоит в использовании аппарата эконометрики в построении и анализе моделей.
Введение 3
Глава 1 Применение эконометрики в экономическом анализе 4
1.1 Эконометрика как приложение математической статистики в экономике. 4
Линейный регрессионный анализ 8
Нелинейный регрессионный анализ 13
1.2 Оценка качества модели 16
Коэффициент детерминации R2 16
Статистическая значимость 17
F-статистика. Распределение Фишера в регрессионном анализе. 19
1.3 Коэффициент эластичности 20
Глава 2 Анализ рынка ГСМ в КР 22
2.1 Рынок нефтепродуктов: характеристика, перспективы развития. Мировые производители ГСМ 22
2.2 Обзор рынка ГСМ в Кыргызстане 25
Глава 3 Практическая часть 31
3.1 Построение различных моделей зависимости цены от объемов производства и импорта ГСМ 31
3.2 Оценка эластичности объемов импорта от цен на бензин 43
3.3 Влияние акцизного налога на эластичность и предложение. 44
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы ………………
Так как вероятность t-статистики для переменной PRODUCTION больше 5% (равна 49%), то переменная является статистически незначимой. Коэффициент детерминации принимает значение от 0 до 1, в нашем случае R2 равен 87,01 %.
Чтобы убедиться в правильности полученной многофакторной модели нужно проверить модель на мультиколлинеарность, гетероскедастичность и автокорреляцию.
Мультиколлинеарность – это функциональная или тесная корреляционная зависимость между объясняющими переменными в уравнении. Мультиколлинеарность затрудняет выявление индивидуального влияния на зависимую переменную. Для того чтобы понять существует ли мультиколлинеарность в полученной модели, рассмотрим корреляционную матрицу:
PRODUCTION | IMPORT | C | |
PRODUCTION | 0.006711 | 0.000496 | -295.2966 |
IMPORT | 0.000496 | 5.35E-05 | -27.00235 |
C | -295.2966 | -27.00235 | 14945485 |
Наличие в матрице элементов по модулю близких к 1 означает наличие мультиколлинеарности модели. В нашем случае таких элементов нет, следовательно, модель не мультиколлинеарна.
Гетероскедастичность
– ситуация, при которой дисперсия остатков
не равна 0. Проблема гетероскедастичности
приводит к потере эффективности оценок.
Существует много тестов на выявление
гетероскедастичности. В нашей модели
используем тест Уайта. В этом тесте предполагается,
что форма зависимости дисперсии остатков
от объясняющей переменной принимает
форму полинома второй степени. Получили
следующие данные:
White Heteroskedasticity Test: | ||||
F-statistic | 0.350145 | Probability | 0.833115 | |
Obs*R-squared | 2.334050 | Probability | 0.674577 | |
Т.к. значение P- вероятности в тесте Уайта (no cross terms) 0.83 больше уровня значимости ( ),коэффициент правдоподобия Obs*R-squared = 2,33, распределение Хи – квадрат= 5,99, следовательно, то гипотезу о наличии гетероскедастичности отвергаем.
Автокорреляция – ситуация, при которой ковариация между остатками не равна 0. Автокорреляция также, как и гетероскедастичность приводит к потере эффективности оценок коэффициентов и смещенности их стандартных оценок.
Для
исследования модели на наличие автокорреляции
используем тест Дарбина – Уотсона.
Приведем значение статистики:
Durbin-Watson stat | 2.928160 | Prob(F-statistic) | 0.002190 |
Значение статистики не попадает в зону неопределенности, следовательно, автокорреляции нет.
То есть многофакторная линейная модель гомоскедастична, не мультиколлинеарна и корреляция между остатками равна 0. Недостатком модели является то, что переменная, выражающая производство, является статистически незначимой.
Рассчитаем
среднюю эластичность по формле:
Модель зависимости цены бензина от импорта имеет вид:
,
где у – цена на бензин, посчитанная по найденной регрессионной модели
x – импорт бензина
Построим таблицу:
x, т | y,сом | |
2001 | 101929 | 10256,1368 |
2002 | 129512,1 | 10968,7186 |
2003 | 196189,1 | 12691,2522 |
2004 | 274634,3 | 14717,8055 |
2005 | 273581,8 | 14690,6152 |
2006 | 324136,9 | 15996,6557 |
2007 | 434905,6 | 18858,2543 |
2008 | 509121,1 | 20775,5375 |
2009 | 523261,5 | 21140,8406 |
среднее значение | 307474,6 | 15566,2018 |
Подставив данные в формулу, получим значение средней эластичности, равное 0,51.
Обычно эластичность спроса на импорт измеряется как процентное изменение объемов импорта к процентному изменению его цены: в случае падения цены на импортные товары объемы импорта увеличиваются, в случае роста цены — сокращаются. Коэффициент эластичности всегда будет больше нуля. Если > 1, это значит, что падение цены на импортные товары на 1% привело к росту спроса на них более чем на 1%. Поэтому в этом случае спрос на импорт считается эластичным. Если < 1, это значит, что падение цены на импортные товары на 1% привело к росту спроса на них менее чем на 1%. Поэтому в этом случае спрос на импорт является неэластичным. Но падение цены импорта означает улучшение условий торговли. Из этого следует, что улучшение условий торговли вынудит страну увеличить расходы на импорт, если спрос на импорт эластичен (так как спрос на импортные товары возрастет в большей степени, чем упадет их цена), и сократить расходы на импорт, если спрос на импорт неэластичен. Следовательно, при эластичности импорта и падении его цены объем экспорта должен увеличиться.
В нашем случае коэффициент эластичности импорта по цене равен 0,51, то есть падение цены на 1 % приведет к росту предложения на импорт на 0,51%. Фактически, найденный коэффициент эластичности является коэффициентом эластичности предложения. Процентное изменение цены больше процентного изменения объема. То есть как бы не повышалась цена, поставщики не смогут значительно увеличить объем предложнения, так как оно ограничено.
Акциз на импортируемый в КР бензин увеличен с 1100 до 3000 сом (2009 год). Плательщиками акцизного сбора за бензин и дизельное топливо являются компании, организации и личные предприниматели, осуществляющие оптовую и розничную реализацию бензина и дизельного топлива, состоящие на учете в налоговых органах.
Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары или осуществляют подакцизные виды деятельности на территории КР, импортируют подакцизные товары на таможенную территорию КР.
Плательщиками акцизов по кыргызскому законодательству являются торговцы подакцизных продуктов. Тем не менее, акцизы часто называют «скрытыми» либо «косвенными» налогами, поскольку традиционно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих вариантах умеренное повышение цен оказывает незначительное действие на размер продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки.
Существуют следующие закономерности:
Чем
более эластично предложение, тем
к большему росту цен приводит
введение акцизного налога, тем большую
часть бремени возьмут на себя
покупатели. И, соответственно, напротив,
чем менее эластично
Предложение бензина примем за сумму импорта и производства. Составим таблицу (рис 14):
Средние цены производителей на бензин, сом за 1000л | предложение, т | цена(оцененная), до введения акциза | акциз, сом за тонну | цена +акциз | оцененная после введения акциза | |
S | Y=0,027S+6480 | t | Yt=0,032S+6501 | |||
2001 | 10727 | 149729,0 | 10522,7 | 1100 | 11827 | 11292,3 |
2002 | 8842 | 169612,1 | 11059,5 | 1100 | 9942 | 11928,6 |
2003 | 13958 | 221189,1 | 12452,1 | 1100 | 15058 | 13579,1 |
2004 | 13000 | 293934,3 | 14416,2 | 1100 | 14100 | 15906,9 |
2005 | 16830 | 286781,8 | 14223,1 | 1100 | 17930 | 15678,0 |
2006 | 16110 | 333936,9 | 15496,3 | 1100 | 17210 | 17187,0 |
2007 | 19740 | 448505,6 | 18589,7 | 1100 | 20840 | 20853,2 |
2008 | 22000 | 521921,1 | 20571,9 | 3000 | 25000 | 23202,5 |
2009 | 18890 | 533161,5 | 20875,4 | 3000 | 21890 | 23562,2 |
Средние значения | 328752,4 | 15356,3 | 17021,1 |
С помощью Excel построим диаграмму рассеивания и линию регрессии для предложения и средней цены производителей до введения акцизного налога (рис 15)
По формуле средней эластичности, найдем коэффициент эластичности предложения бензина по его цене: 0,58. То есть предложение является неэластичным.
Построим диаграмму рассеивания и линию регрессии для зависимости объема предложения от цены на бензин после введения акциза (рис 16):
Рассчитаем
средний коэффициент
То есть введение акцизного налога увеличивает коэффициент эластичности предложения по цене. Это означает, что цены увеличиваются и большее бремя налогов приходится на потребителей.
Построим кривые предложения бензина до и после введения налогов (рис 17):
По диаграмме видно, что увеличение цены на величину акциза сдвигает кривую предложения вверх.
Практически в КР, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Вначале задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв меж беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и хоть какой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20 % налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – это совсем тревожный символ.
Заключение
Проведенный анализ рынка ГСМ привел к следующим выводам.
В данной работе мы построили наиболее оптимальную модель зависимости цены от импорта и производства, то есть линейную регрессионную модель. Сравнив модели зависимости от импорта и от производства, пришли к выводу, что цена на рынке бензина сильно зависит от импорта.
Анализ эластичности импорта по цене показал, что коэффициент эластичности не превышает 1, то есть импорт не эластичен по цене, что свидетельствует о том, что рост цен не приведет к значительному увеличению объемов предложения. Но уменьшение или увеличение предложения приведет к значительному изменению цен на ГСМ
Информация о работе Применение эконометрики в экономическом анализе. Оценка качества моделей