Применение эконометрики в экономическом анализе. Оценка качества моделей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является поиск оптимальной модели зависимости цены на энергоносители от производства и импорта, оценка эластичности импорта по цене, анализ влияния акциза на предложение и эластичность.
Задача работы состоит в использовании аппарата эконометрики в построении и анализе моделей.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Применение эконометрики в экономическом анализе 4
1.1 Эконометрика как приложение математической статистики в экономике. 4
Линейный регрессионный анализ 8
Нелинейный регрессионный анализ 13
1.2 Оценка качества модели 16
Коэффициент детерминации R2 16
Статистическая значимость 17
F-статистика. Распределение Фишера в регрессионном анализе. 19
1.3 Коэффициент эластичности 20
Глава 2 Анализ рынка ГСМ в КР 22
2.1 Рынок нефтепродуктов: характеристика, перспективы развития. Мировые производители ГСМ 22
2.2 Обзор рынка ГСМ в Кыргызстане 25
Глава 3 Практическая часть 31
3.1 Построение различных моделей зависимости цены от объемов производства и импорта ГСМ 31
3.2 Оценка эластичности объемов импорта от цен на бензин 43
3.3 Влияние акцизного налога на эластичность и предложение. 44
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Применение эконометрики в экономическом анализе.docx

— 372.48 Кб (Скачать)

    Рис 4 Крупнейшие нефтедобывающие компании мира

    С начала 2011 года наблюдается резкий скачок цен на нефть. Политические события  в Ливии стали спусковым крючком  во взлете мировых цен на нефтепродукты. Эта страна занимает пятое место  в ОПЕК по доказанным запасам нефти (5,1 млрд тонн), есть там и природный газ (1,49 трлн кубометров). Ежедневная добыча нефти в Ливии в январе достигла 1,585 млн баррелей, что составляет около 6% добычи ОПЕК и 1,8% мировой добычи. На сегодняшний день цена за баррель нефти марки Brent составляет 112 $

2.2 Обзор  рынка ГСМ в Кыргызстане

    В советский период нефтегазовое взаимодействие между Россией (РСФСР) и Кыргызстаном (Киргизской ССР) в основном касалось плановых поставок российских нефтепродуктов в эту республику. Несмотря на отсутствие промышленных запасов углеводородов, Кыргызстан был гармонично вписан в  систему межреспубликанского обмена энергоресурсами: помимо нефтепродуктов из России в республику поставлялся  газ из Туркменистана и Узбекистана, уголь из Казахстана. В свою очередь, Кыргызстан наряду с соседним Таджикистаном  входил в число крупных производителей и поставщиков электроэнергии.

    После распада СССР данная схема претерпела значительные изменения. Сегодня в  КР газ поставляется только из Республики Узбекистан, а продукты нефтепереработки – как из Российской Федерации (РФ), так и из Республики Казахстан (РК). При этом все эти поставки осуществляются не на плановой и стратегической основе, а на коммерческой. Их своевременность и объемы в значительной степени определяются целым рядом обстоятельств, в первую очередь, характером взаиморасчетов и общим состоянием межгосударственных отношений. В свою очередь, поставки электроэнергии из Кыргызстана в соседние республики также осуществляются на коммерческой, краткосрочной основе, а их объемы значительно сократились.

    В мае 2003 года ОАО «Газпром» и правительство  Кыргызстана подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве сроком на 25 лет (до 2028 года), а уже в январе 2006 года – меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия  для проведения геологоразведочных работ, разработки и освоения углеводородных ресурсов.

    В том же 2006 году «Газпром нефть» (дочерняя структура «Газпрома») приступила к  освоению кыргызского рынка нефтепродуктов, создав для этих целей компанию «Газпром нефть – Азия». На сегодняшний день данная компания является одним из крупнейших в КР операторов по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, а также сжиженного газа.

    Уже в начале 2008 года, с учетом ухудшающейся экономической ситуации в республике и в целях стимулирования деловой  активности российского бизнеса, правительство  Кыргызстана предложило «Газпрому» принять участие в приватизации ряда объектов республиканского нефтегазового  комплекса.

    В итоге, помимо приватизации объектов нефтегазовой отрасли (преимущественно газотранспортной системы) основные проекты компаний из России в Кыргызстане связаны  с освоением местного рынка нефтепродуктов, а также разведкой кыргызских газовых месторождений. При этом объемы российских капиталовложений в нефтегазовую отрасль КР на начало 2009 года оцениваются предположительно в диапазоне от 111 до 122 млн. долларов, включая от 88 до 99 млн. долларов – приобретенных активов, а также порядка 23 млн. долларов – прямых инвестиций.

    Столь невысокая инвестиционная активность компаний из РФ обусловлена тем, что  сама по себе нефтегазовая отрасль  Кыргызстана не только не представляет особого коммерческого интереса для России и российского бизнеса, но и еще является крайне малопривлекательной  для извлечения максимальной прибыли. Поэтому российское присутствие  здесь может рассматриваться  в основном в контексте усиления политических, военных, экономических  и иных позиций как в самой республике, так и центральноазиатском регионе в целом. Определенным исключением в этом плане выступают лишь два сегмента нефтегазовой отрасли Кыргызстана: рынок нефтепродуктов и рынок природного газа. Но и в их случае усиление российского присутствия помимо чисто коммерческой выгоды может принести РФ и целый ряд других преимуществ, например, позволит усилить влияние в соседних с КР странах.

    По  прогнозным оценкам запасы неразведанных  ресурсов нефти и газа в Кыргызской Республики составляют порядка 289 млн. тонн условного топлива (далее - т.у.т.). На территории Джалал-Абадской, Ошской и Баткенской областей разрабатываются 15 нефтегазовых месторождений с извлекаемыми промышленными запасами нефти – 11,6 млн.т и природного газа – 4,9 млрд.куб.м. Добыча нефти и природного газа имеет незначительные объемы и за период 1991 – 2007 гг. снизилась в 2,2 раза по нефти и в 6,4 раза по газу.

    Все нефтегазовые месторождения были открыты  более 70 лет назад, находятся на поздней  стадии разработки и выработаны почти  на 70%. Из оставшихся запасов нефти 80% являются трудно извлекаемыми. Их отработка  требует дополнительных затрат и  применения специальных технологий. Фонд эксплуатационных скважин АО «Кыргызнефтегаз» сформирован в основном из скважин бурения 60-х, 70-х годов. Самые новые нефтяные скважины, пробуренные в 1992 году, уже имеют амортизацию в 30%. Естественное снижение объемов добычи за счет всех этих факторов составляет 5 тыс. тонн нефти ежегодно. Объем добычи снизился со 142,7 тыс. тонн в 1991 году до 68,2 тыс. тонн в 2007 году.

    В нефтеперерабатывающей отрасли  фактически работает одно единственное предприятие – СП «Кыргыз Петролеум Компани» (НПЗ), которое в основном перерабатывает Кыргызскую нефть, добываемую АО «Кыргызнефтегаз», с объемом поставок, не обеспечивающим производственные мощности завода.

    Для стабильного производства нефтепродуктов, обеспечивающих потребности рынка  Кыргызской Республики используются импортное сырье и компоненты, ввоз которых связан с высокими ставками акцизов на нефть, газоконденсат и бензин. Это делает производство нефтепродуктов в КР проблематичным и неконкурентоспособным по качеству и цене. В связи с этим для геологического изучения недр на нефтегазоперспективных площадях Кыргызской Республики в мае 2007 года подписано Соглашение «Об общих принципах проведения геологоразведочных работ в Кыргызской Республике» между КР и ОАО «Газпром» (Российская Федерация).

    Кыргызстан, как и в прежние годы, в среднем  на 85 процентов является импортером горюче-смазочных материалов. Основные поставщики ГСМ в Кыргызстан являются Российская Федерация, Казахстан и  Узбекистан. На долю Российской Федерации  приходится 90% импортных поставок в  первую очередь открытое акционерное  общество "Газпромнефть-Омский нефтеперерабатывающий завод". В Кыргызстане осуществляют деятельность по импорту нефтепродуктов около 10 крупных нефтетрейдеров.

    Основным  поставщиком ГСМ в Кыргызстане  является ОАО "Газпромнефть-Омский нефтеперерабатывающий завод". К дополнению поставкам с Российской Федерацией «Газпром Нефть» осуществляет оптовую и розничную продажу на территории Кыргызской Республики через дочернее предприятие ОсОО «Газпром Нефть Азия».

    В активах компании насчитывается 8 нефтебаз, 99 автозаправочных комплексов (из них 2 автогазозаправочных станции), 2 кустовые базы сжиженного углеводородного газа.

    С января 2010 года Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь создали таможенной союз. После создания союза были введены  экспортные пошлины на ГСМ для  остальных государств, которые не входят в этот таможенный союз. На тот момент экспортная пошлина на ГСМ составила 193,5$ за 1 тонну. С введением пошлины произошел рост розничных цен на ГСМ. С марта 2011 ода экспортная пошлина отменена.

    Кыргызстан  обеспечен всего на 15% горюче-смазочными материалами без учета керосина и на 100% зависит от импорта керосина. Максимальный объем потребления  внутри Кыргызстана в текущий  момент составляет около 1400 тыс. тонн.

    На  ценообразование влияют мировые цены, так как основные поставки осуществляются с Российской Федерации. Основным поставщиком является ОАО «Газпром Нефть Омский НПЗ»

    Стратегической  задачей отечественных добывающих и перерабатывающих компаний на сегодняшний день является увеличение добычи нефти и производство качественной продукции для снижения зависимости от импортных поставок в Кыргызстан.

    На  следующих диаграммах показана динамика производства, импорта и цен на основные виды ГСМ.

    Рис 5

 

   По  графику мы видим, что за последние 10 лет наблюдалась устойчивая тенденция  роста цен на ГСМ. На следующей  диаграмме видно, что производство  развивалось неравномерно. Спад производства бензина происходил параллельно  с ростом выпуска мазута  и  дизельного топлива.

Рис 6

Но на цены в  большей мере оказывает влияние  величина импорта, но не производства. По следующему графику можно проследить динамику импорта ГСМ в КР

Рис 7

    Цена  на виды ГСМ на внутреннем рынке  КР зависит от множества факторов. Так как рынок ГСМ представляет собой огромное поле для исследования,  в данной работе рассмотрим рынок  бензина и влияние размеров импорта  и производства на его цену.

 

Глава 3 Практическая часть

    1. Построение  различных моделей  зависимости цены от объемов производства и импорта ГСМ
 

     На  основе данных, приведенных с сайта  Национального статистического  комитета, рассмотрим различные модели зависимости цены от импорта и  производства бензина. (рис 8) 

Рис.8 Производство, импорт и цены на бензин в КР

  Средние цены производителей на бензин,  сом  за 1000л Производство  бензина, т Импорт,т
2001 10727 47800 101929
2002 8842 40100 129512,1
2003 13958 25000 196189,1
2004 13000 19300 274634,3
2005 16830 13200 273581,8
2006 16110 9800 324136,9
2007 19740 13600 434905,6
2008 22000 12800 509121,1
2009 18890 9900 523261,5
2010 27460 14706  

 

    Построим  диаграммы рассеяния (рис 9):

    Рис 9

 
 
 
 

   рис 10

    Сначала рассмотрим линейную, квадратичную, гиперболическую, показательную модели зависимости  цен бензина от импорта.

    Линейная  модель. Определим систему нормальных уравнений для нахождения оценок параметров линейной регрессии:

    

(15)

Составим следующую  таблицу:

  Y, сом за 1000л X, т X^2 X*Y
2001 10727 101929 10389521041 1093392383
2002 8842 129512,1 16773384046 1145145988
2003 13958 196189,1 38490162959 2738407458
2004 13000 274634,3 75423998736 3570245900
2005 16830 273581,8 74847001291 4604381694
2006 16110 324136,9 1,05065E+11 5221845459
2007 19740 434905,6 1,89143E+11 8585036544
2008 22000 509121,1 2,59204E+11 11200664200
2009 18890 523261,5 2,73803E+11 9884409735
         
сумма 140097 2767271 1,04314E+12 48043529361

Информация о работе Применение эконометрики в экономическом анализе. Оценка качества моделей