Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является моделирование и прогнозирование многофакторной модели объемов выпуска товарной продукции ОАО «Уралкалий».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
определить факторы, влияющие на объемы выпуска, исходя из содержательных соображений;
разработать и проанализировать соответствующую предварительную многофакторную корреляционно-регрессионную модель объёмов выпуска;
отобрать наиболее существенные факторы, влияющие на объемы выпуска, на основе формальных критериев оценки качества модели;
разработать окончательный вариант многофакторной корреляционно-регрессионной модели объемов выпуска товарной продукции ОАО «Уралкалий»;
осуществить расчет прогноза объёмов выпуска на основе разработанной модели.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ…………………………………..…5
Выбор показателя для моделирования на примере ОАО «Уралкалий»……..…………………………...…….…………………….…....5
Методы прогнозирования финансового состояния предприятия…………………...………………...…….………………………8
Критерии оценки качества модели….……………………..………….12
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ И ПРОГНОЗА ОБЪЕМОВ ВЫПУСКА ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Уралкалий»……..………19
Постановка задачи……………………………………………………...19
Построение модели………………………………………………….…21
Прогнозирование модели объема выпуска товарной продукции ОАО «Уралкалий»…………...…………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………...32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Экономический факультет
Кафедра информационных систем и математических методов в экономике
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ И ПРОГНОЗА ОБЪЕМОВ ВЫПУСКА ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Уралкалий»
Курсовая работа по дисциплине
«Экономико-математическое моделирование»
студентки 4 курса очного отделения
экономического факультета
специальности «Математические
методы в экономике», группы ММЭ-2
Н. С. Солдатенковой__________
Научный руководитель:
Старший преподаватель
С. Б. Летов__________
Пермь 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ…………………………………..…5
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ И ПРОГНОЗА ОБЪЕМОВ ВЫПУСКА ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Уралкалий»……..………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………...32
ВВЕДЕНИЕ
Экономико-математические методы и модели имеют общий с другими экономическими дисциплинами объект исследования - экономику как социально-экономическую систему.
Инструментарий экономико-математических методов в последнее время развивается, в основном, в направлении совершенствования существующих моделей или разработки новых на старой инструментальной базе. Принципиально новых моделей, расширяющих арсенал экономико-математического моделирования, появляется мало. Это вызвано не только отсутствием потребности в новых математических моделях, но и использованием в экономике привычного математического аппарата.
Одним из таких аппаратов выступает прогнозирование социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Данная тема актуальна тем, что расчет объема выпуска товарной продукции на предприятии является неотъемлемым элементом планирования работы в сфере производства, а так же в сфере сбыта. В связи с тем, что предприятие не только получает доход, но и несет постоянные затраты, для безубыточной работы необходимо выпускать определенный объем продукции. Здесь и появляется необходимость в моделировании.
Целью данной курсовой работы является моделирование и прогнозирование многофакторной модели объемов выпуска товарной продукции ОАО «Уралкалий».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Учитывая, что объемы выпуска зависят от влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей. Значимость факторов рассматриваются на основе однофакторной модели парной регрессии.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
«Уралкалий» — российская компания, крупнейший в России производитель калийных удобрений. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Уралкалий». Производственные мощности компании находятся в городах Березники и Соликамск Пермского края.
Немного из истории образования предприятия:
1934г. — начало строительства;
1954г. — ввод первого рудоуправления мощностью 266 000 тонн в год;
1964г. — образование производственного объединения «Уралкалий»;
1968г. — начало строительства второго рудоуправления;
1987г. — открытие четвёртого рудоуправления;
1992г. — ОАО«Уралкалий прошло процесс приватизации;
2001г. — завершено строительство Балтийского балкерного терминала;
В октябре 2007 года, публичное размещение акций РТС и Лондонской фондовой бирже. В ходе него было продано 270,85 млн. акций (12,75 % от общего числа), на сумму 947,97 млн. долларов США. Из них около 85 % будут обращаться на Лондонской фондовой бирже в виде GDR, а оставшиеся — в РТС;
В мае 2011 года произошло слияние двух российских компаний «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит», таким образом, был создан ведущий производитель калия в мире.
«Уралкалий» разрабатывают одно из крупнейших в мире Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. Запасы сильвинита (сырья для производства хлористого калия), принадлежащие «Уралкалию», составляют в относительном выражении 22% от общемировых. В абсолютном выражении запасы залегающих солей равны около 8,8 млрд. тонн, что при текущих уровнях добычи может обеспечить компанию сырьем на 200 лет.
«Уралкалий» выпускает около 20% мирового объёма калийных удобрений, 90 % всей продукции идет на экспорт. Главными покупателями являются Китай, Индия и Бразилия.
В 2010 году выпуск товарного хлористого калия составил около 5,1 млн. тонн. Выручка компании по МСФО в 2010 году составила 5479 млн. руб. (в 2009 году — 33,8 млрд. руб.), чистая прибыль — 16,7 млрд. руб. (9,1 млрд. руб.).
Структура выручки предприятия хорошо диверсифицирована (Рис. 1.1).
Рис. 1.1 Структура выручки 2011г.
Основными факторами риска, которые могут повлиять на деятельность предприятия, можно определить следующие:
Основной риск на внешнем рынке связан с нестабильностью мировых цен на продукцию, экспортируемую компанией.
ОАО «Уралкалий» является компанией, зарегистрированной в Российской Федерации. В связи с этим существенное влияние на деятельность Общества оказывают как общие изменения в государстве, так и развитие регионов.
Последние пять лет в России были отмечены политической стабилизацией, создавшей благоприятный климат для инвестирования в отечественную промышленность, наблюдался устойчивый экономический рост. Принятые Правительством РФ меры по снижению темпов роста инфляции, устранению отставания темпов роста заработной платы от темпов роста инфляции, повышение минимальных размеров пенсий объективно способствовали стабилизации социальной ситуации в стране. До момента начала мирового финансового и экономического кризиса ситуацию в России можно было оценить как относительно стабильную.
В связи с тем, что ОАО «Уралкалий» осуществляет внешнеторговую деятельность, валютные риски достаточно велики. Валютирование контрактов с зарубежными контрагентами осуществляется в долларах США и в евро. В случае падения их курса по отношению к национальной валюте возможно снижение рублевой выручки предприятия.
Исходя из всего вышеперечисленного, в качестве показателя для моделирования и прогнозирования был выбран объем выпуска товарной продукции ОАО «Уралкалий».
В экономически развитых странах все большее распространение получает использование формализованных моделей управления финансами. Степень формализации находится в прямой зависимости от размеров предприятия: чем крупнее фирма, тем в большей степени ее руководство может и должно использовать формализованные подходы в финансовой политике. В западной научной литературе отмечается, что около 50% крупных фирм и около 18% мелких и средних фирм предпочитает ориентироваться на формализованные количественные методы в управлении финансовыми ресурсами и анализе финансового состояния предприятия. Ниже приведена классификация именно количественных методов прогнозирования финансового состояния предприятия.
Исходным пунктом
любого из методов является признание
факта некоторой
Перечень прогнозируемых
показателей может ощутимо
Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм.
В зависимости
от вида используемой модели все методы
прогнозирования можно
Стохастические методы можно разделить на три типовые группы, которые будут названы ниже. Выбор для прогнозирования метода той или иной группы зависит от множества факторов, в том числе и от имеющихся в наличии исходных данных.
Первая ситуация - наличие временного ряда - встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о выделении тренда. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей.