Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа
Экономико-математические модели – использование методов математического моделирования для описания экономических явлений и процессов. Математическое моделирование означает создание условного образа объекта и описание его с помощью символов и операций, принятых в математике. Экономико-математические модели получили большое распространение в естественных науках. В экономической науке математические модели активно стали применяться во второй половине XX в.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.1 Спрос и предложение как составляющие экономического равновесия 5
1.2 Взаимодействие спроса и предложения 7
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ РАВНОВЕСИЯ 12
2.1. Классические экономико-математические модели равновесия 12
2.1.1. Паутинообразная модель 12
2.1.2 Модель Вальраса 16
2.2 Современные ЭМ модели равновесия 21
2.2.1 Описание модели Эрроу-Дебре 21
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПАУТИНООБРАЗНОЙ МОДЕЛИ 25
3.1 Нахождение равновесной цены на примере продукции Оршанского комбината хлебопродуктов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплинам: «Экономико-математические методы и модели», «Математические основы теории принятия решений»
на
тему «Экономико-математические модели
равновесного функционирования рынка
на примере Оршанского комбината хлебопродуктов»
Студент
__________
Руководитель
__________
Минск 2010
Экономико-математические модели – использование методов математического моделирования для описания экономических явлений и процессов. Математическое моделирование означает создание условного образа объекта и описание его с помощью символов и операций, принятых в математике. Экономико-математические модели получили большое распространение в естественных науках. В экономической науке математические модели активно стали применяться во второй половине XX в.
Для анализа сложных экономических процессов применяются модели общего экономического равновесия, в которых, с одной стороны, моделируется процесс производства в отраслях народного хозяйства, а с другой – процесс потребления различных групп потребителей. [7]
На рынке происходит взаимодействие между потребителями с одной стороны и производителями продукции (фирмами) с другой стороны. Поведение всей совокупности потребителей, присутствующих на рынке приводит к формированию рыночного спроса на тот или иной товар, деятельность присутствующих на рынке фирм приводит к формированию так называемого рыночного предложения продукции. При этом потребители располагают набором факторов производства (рабочей силой), которые они продают на рынке ресурсов и используют полученный доход для приобретения товаров на рынке товаров. Фирмы покупают факторы производства с тем, чтобы продавать произведенную продукцию на рынке товаров. Таким образом, в теории общего равновесия заданными считаются предпочтения и ресурсы потребителей и технологические возможности фирм.
Цель данной работы – определение равновесного состояния на рынке для конкретного предприятия с помощью одной из многочисленных моделей равновесия.
Для реализации поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования являются модели экономического равновесия, объектом – особенности условий применения данных моделей на практике.
Согласование экономических интересов между участниками сложного процесса производства, распределения и потребления наиболее эффективно осуществляется с помощью рыночного механизма, который выступает в роли регулятора взаимосвязей между хозяйственными субъектами.
В условиях свободной конкуренции производитель и потребитель выступают как независимые агенты, что позволяет свободно принимать компромиссные решения по заключению сделок и вырабатывать взаимовыгодные условия покупки и продажи тех или иных товаров. В ситуации, когда сделки совершаются большим числом участников, можно считать, что цены складываются как результат массового взаимодействия продавцов и покупателей, а каждый отдельный участник практически не влияет на их формирование.
Сам процесс достижения равновесия как согласованного решения представляется как последовательность действий, каждое из которых может быть интерпретировано либо как реальная сделка по некоторой промежуточной цене, либо как переговорный акт между продавцом и покупателем с целью выяснения возможной цены, объема спроса и предложения.
Наиболее простые модели равновесия относятся к случаю, когда предметом сделок является один товар, а в качестве участников выступают независимые продавец (производитель) и покупатель (потребитель).
Спрос на товар есть соотношение между ценой товара и его количеством, которое в состоянии приобрести покупатели. Рассмотрим рынок одного товара. Пусть D есть спрос на некоторый товар, а P – вектор цен, тогда
D = D(P), (1.1)
функция спроса.
Очевидно, что на спрос кроме цены влияет ещё множество факторов. Гипотеза о взаимозависимости цены товара и его количества, добровольно приобретённого потребителями, основывается на постоянстве всех других факторов, влияющих на спрос. Указанное постоянство устанавливается обычно на среднем уровне. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество потребители хотят и могут приобрести. Отсюда кривая спроса в общем случае отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой (Р) и количеством товара, которое покупатели хотят и могут купить (D). Таким образом, кривая спроса при прочих равных условиях имеет отрицательный наклон.
Изменение одного из прочих (кроме цены P) факторов приводит в движение всю кривую, что отражает изменение спроса. Сказанное о понятии спроса относится к общему случаю, но есть примеры положительно наклонённых кривых спроса. Товары, имеющие престижную ценность в основном из-за своей высокой цены, могут иметь, для некоторой части области спроса, положительно наклонённую кривую. Такую же кривую могут иметь товары, количество которых оценивается потребителями в основном по их цене. Есть и другие примеры этого явления. Другой действующей на рынке стороной является продавец товара. Предложение есть функция между ценой товара (P) и количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать (S), то есть
S = S(P), (1.2)
Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить его на продажу, так как в этом случае повышается доходность продаж, что приводит к увеличению чистого дохода. Кроме того, повышаются предельные издержки производства. Естественно, что объём предложения зависит и от прочих (кроме цены) факторов, поэтому, как и в случае спроса, зависимость (1.2) устанавливается при прочих равных условиях. Кривая предложения отражает соотношение между ценой (P) и объёмом предложения (S). Изменение цены приводит к изменению количества товара, предлагаемого для продажи. Если вводятся в действие неценовые факторы, то происходит смещение всей кривой предложения. [1, с. 148]
Взаимодействие спроса и предложения происходит при попытке объяснить цены и количество товара, обмениваемого на рынке. Рынок находится в состоянии равновесия, если цена товара такова, что количество товара, которое покупатели желают купить, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят продать. Поскольку рынок – это сложная, вероятностная, динамическая система, приведённый постулат следует воспринимать как некоторую экономическую модель взаимодействия спроса и предложения.
Закон Вальраса гласит, что равновесие на рынке установится при такой цене, которая позволит весь предложенный производителями товар продать потребителям, или
D(P) = S(P), (1.3)
То есть, рыночное равновесие имеет место в точке пересечения кривой спроса (D) и кривой предложения (S). Цена равновесия P задаётся уравнением (3), имеющим в общем случае множество решений. Когда цены достигают равновесия, они как бы "нормируют" товары в том смысле, что все покупатели, желающие приобрести товары по рыночной цене, получают к ним прямой, естественный доступ. Аналогично, продавцы товара в рассматриваемой ситуации легко найдут покупателя своих товаров по заданной цене. Любой отход от цены равновесия P приводит в действие факторы, способные вернуть рынок в прежнее состояние равновесия. Объём покупок-продаж (количество сделок) в равновесном состоянии рынка обозначим через X , а определим его из уравнения (1.3), тогда
X = D(P)= S(P),
где P - цена равновесия.
Цена равновесия выступает как показатель, сочетающий в себе в результате компромисса разнохарактерные интересы производителя и потребителя.
Цена равновесия, как правило, очень чутко реагирует на изменение внешних условий или экзогенных факторов.
В качестве таких факторов со стороны спроса могут выступать изменение уровня дохода потребителей, приобретающих данный товар, а также влияние моды и появление новых товаров аналогичного назначения. В случае увеличения дохода ( ) кривая спроса занимает более высокое положение (рис. 1.1) и новая цена равновесия ( ) оказывается большей, чем прежняя ( ).
При этом, как видно, объем продаж товара в денежном выражении увеличивается ( ).
Если же на рынке появляется более эффективный или более дешевый заменитель рассматриваемого нами товара, то покупатели уменьшают ту долю дохода, которую они предназначали ранее для его покупки ( ), и спрос на этот товар падает. В результате кривая спроса сдвигается вниз и налево (рисунке 1.2) и новая цена равновесия становится более низкой, нежели прежняя ( ).
Рисунок 1.1. Смещение кривой спроса при увеличении дохода
Рисунок 1.2. Смещение кривой спроса при появлении на рынке более дешевого аналогичного товара
Объем продаж товара также уменьшается.
Изменение условий со стороны предложения также может происходить вследствие различных обстоятельств.
Например, снижение уровня предложения товара может быть вызвано уменьшением производства из-за разрыва ранее существовавших хозяйственных связей; плохим урожаем сельскохозяйственных продуктов; уменьшением импорта и т.п. Во всех этих случаях кривая предложения смещается вниз направо в положение , и новая цена равновесия оказывается больше старой ( ) (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3. Снижение объема предложения ведет к росту равновесной цены
При этом объем продаж в натуральном выражении снижается, но в денежном выражении может и увеличиться.
Разработка новых экономичных технологий, специальные государственные или коммерческие дотации могут служить причиной того, что производство товара в прежних объемах осуществляется с меньшими издержками. В этой обстановке кривая предложения смещается налево вверх ( ) на рисунке 1.4 и цена равновесия уменьшается ( ).
Рисунок 1.4. Новые технологии, дотации смещают кривую предложения вверх, равновесная цена снижается
Особым является случай монопольного рынка, когда предложение либо практически не зависит от цены (является неэластичным), либо даже уменьшается по мере увеличения цены. В этой ситуации изменение цены равновесия определяется изменением спроса (рисунок. 1.5).
Проведенный
выше анализ позволяет изучить и более
общий случай, когда имеет место одновременное
влияние нескольких различных факторов
на цену равновесия: например, увеличиваются
доходы потребителей и осуществляются
дополнительные дотации или льготы производству.
В такой обстановке противоположные тенденции
(к росту и к снижению цены) могут быть
взаимно погашены и стабильный уровень
цен сохраняется.
Рисунок 1.5. На монопольном рынке предложение практически не зависит от цены
Если же имеет место рост доходов потребителей, но не улучшаются условия производства, то появляются условия для неконтролируемого роста цен, который обычно называется инфляцией спроса (demand-pull inflation).