Управление ассортиментом в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния фирмы и ее стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия фирмы тесно взаимосвязаны.
Правильная организация ассортиментной политики служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом является всегда актуальной.

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 190.29 Кб (Скачать)

Где Куст – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);

Р1, Р2, Р3, Рn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

Устойчивость (стабильность) ассортимента – это бесперебойное  наличие в продаже товаров  по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.

Если значения коэффициентов  полноты и устойчивости ниже 1, магазин  несет скрытые потери оборота  за счет несовершенных покупок. Кроме  того, такое состояние отрицательно сказывается на имидже данной розничной  торговой организации.

Коэффициенты полноты  и устойчивости ассортимента можно  рассчитывать как по всему товарному  ассортименту, так и по отдельным  товарным группам, разновидностям или  потребительским комплексам.

Контроль за полнотой и  стабильностью ассортимента может  осуществляться как на уровне самого предприятия, так и вышестоящими контролирующими органами и организациями, имеющими на это право.

Проанализируем данные о  контроле за состоянием ассортимента в исследуемых магазинах на протяжении 3 месяцев (таблица 3.6).

Таблица 3.6 – Данные о контроле за состоянием ассортимента

Дата проведения проверки

Фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки

М-н «Девятка»

М-н «Виктория»

М-н «Авоська»

01.06.2011

221

126

446

06.07.2011

218

129

449

02.08.2011

220

134

432

Количество наименований, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем

225

137

463


Примечание – Источник: Собственная разработка.

Для более объективной  оценки товарного ассортимента по формуле 3.2 рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента.

Магазин «Девятка»:

Куст = (221+218+220) / 225*3 = 0,98

Магазин «Виктория»:

Куст = (126+129+134) / 137*3 = 0,95

Магазин «Авоська»:

Куст = (446+449+432) / 463*3 = 0,96

Коэффициент устойчивости показывает, что наиболее его оптимальное значение у магазина «Девятка» т.е. несет самые низкие скрытые потери оборота за счет несовершенных покупок.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ  ТОВАРОВ

4.1 Управление  ассортиментом по товарным категориям

Сегодня потребители как  никогда определяют те продукты и  услуги, которые обеспечат фирме необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе фирмы с конкурентами.

Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных  методов, возможных для адаптации  к ситуации в конкретной фирме:

  • АВС анализ;
  • XYZ-анализ;
  • Совмещенный ABC-XYZ-анализ;

ABC - анализ.

Одним из универсальных и  распространенных методов анализа  ассортимента является метод АВС-анализа, который основывается на так называемом принципе Парето, исходящим из того, что за 20% последствий отвечает 80% причин.

Метод АВС-анализа позволяет  определить наиболее приоритетные позиции  в ассортименте, выделить аутсайдеров  процесса и показать, что является приоритетным и что базовым ассортиментом.

Таким образом, в ходе АВС-анализа  формируется АВС-рейтинг товаров:

  • Товары А - самые важные товары, приносящие первые 50% результата;
  • Товары В - «средние» по важности, приносящие еще 30% результата;
  • Товары С - «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.

Очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в  ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям класса «B» контроль может быть текущим, а по отношению к позициям класса «С» – периодическим.

При многочисленных плюсах метода АВС-анализа существуют ограничения  в применении данного анализа:

  • АВС-анализ не позволяет оценивать сезонные колебания продаж;
  • АВС-анализ по товарным позициям не работает там, где происходит ежемесячное обновление ассортимента, например, в бутиках модной одежды или в бутиках подарков. В таком случае необходимо вести анализ по торговым маркам, брэндам;
  • АВС-анализ может давать неправильные результаты, если данных для анализа мало – статистика менее трех месяцев не позволяет дать объективную оценку вкладу товаров в результат компании;
  • АВС-анализ будет неправильным там, где учет товаров ведется с постоянными изменениями в товарной номенклатуре – например, один и тот же товар оприходуется под различными кодами или наименованиями;
  • АВС-анализ будет ненужным, если товарная номенклатура состоит из слишком малого числа позиций – менее 10, например. В таком случае оценивать вклад каждого товара можно будет и без применения вышеуказанных математических методов.

XYZ – анализ.

Смысл ХУZ-анализа заключается  в изучении стабильности продаж. Если АВС-анализ позволяет определить вклад  конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль  компании или в стоимость запасов), то ХУZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта.

Метод XYZ-анализа сходен с  АВС-анализом и основывается на том  же принципе: товары подразделяются на три группы X,Y,Z, исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени  отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов.

ХУZ-анализ обычно применяется  для ранжирования и группирования  ассортиментных позиций по степени  прогнозируемости объема спроса или  «уходимости» товара.

Формула для расчета коэффициента вариации (Кв):

где хi — значение параметра по оцениваемому объекту за i- тый период,  
x — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,  
n — число периодов.

Результат ХУZ-анализа - группировка  ресурсов по трем категориям:

  • Категория X – товары, характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, можно по этим товарам делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.
  • Категория Y – товары, имеющие колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет от 10% до 25%. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах – в пределах 25%.
  • Категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, привозимая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.

Так же, как и в случае в АВС-анализом, это рекомендованные  сочетания, и иногда можно делать допуск коэффициента вариации по группе Х – 0-15%, группе Y – 15-40%, группе Z – от 40%.

Важно: если в АВС-анализе всегда будут товары всех групп, то при ХУZ-анализе каких-то товаров может не быть, например:

  • отсутствие Z - продажи устойчивы,
  • отсутствие Х - нерегулярный спрос или сбои в поставках.

Совмещенный ABC-XYZ-анализ.

ABC-XYZ-анализ позволяет  разбить данные по продажам  на 9 групп в зависимости от  вклада в выручку компании (АВС)  и регулярности покупок (XYZ). Такая  классификация упрощает работу  при планировании и формировании  ассортимента[14].

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.1 – Расчет АВС – анализа

Наименование

Общий товарооборот, за 2010 год млн руб.

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным  итогом

Группа

ИТОГО

5426.771

100%

   

Бытовая химия

815.970

15.04

15.04

A

Молочная продукция

724.342

13.35

28.38

A

Мясная продукция

721.760

13.30

41.68

A

Винно-водочные изделия

551.695

10.17

51.85

A

Сопутствующие товары

268.625

4.95

56.80

B

Рыба и рыбные продукты

243.119

4.48

61.28

B

Консервы

220.327

4.06

65.34

B

Кондитерские изделия

211.347

3.89

69.23

B

Бакалея

210.132

3.87

73.11

B

Овощи-фрукты

182.340

3.36

76.47

B

Табачные изделия

170.943

3.15

79.62

B

Безалкогольные напитки

164.454

3.03

82.65

B

Замороженные продукты

132.956

2.45

85.10

B

Хлебобулочные изделия

126.596

2.33

87.43

B

Слабоалкогольные напитки

107.746

1.99

89.42

B

Детское питание и детские товары

99.384

1.83

91.25

C

Чай, кофе

98.978

1.82

93.07

C

Чипсы, снеки

95.136

1.75

94.82

C

Растительное масло

87.572

1.61

96.44

C

Сыры

78.983

1.46

97.89

C

Салаты

43.987

0.81

98.70

C

Товары для животных

41.788

0.77

99.47

C

Соусы, специи

28.591

0.53

100.00

C


Примечание - Источник: Собственная разработка.

 

Рисунок 4.1 – Распределение ассортимента по АВС- группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.2- Расчет XYZ –анализа

Наименова-ние

1 квар-тал

2 квар-тал

3 квар-тал

4 квар-тал

Общий товаро-оборот, за 2010 год млн р.

Среднее значе-ние

Коэфф. Вариа-ции

Груп-па

ИТОГО

1202.74

1263.83

1373

1587.23

5426.77

1356.70

   

Бытовая химия

155.98

167.58

203.99

288.42

815.97

203.99

25.42

Z

Мясная продукция

148.22

148.76

180.44

244.34

721.76

180.44

21.69

Y

Молочная продукция

142.76

161.89

191.09

228.602

724.342

181.09

17.88

Y

Слабоалко-гольные напитки

24.82

26.79

27.94

28.2

107.746

26.94

4.95

X

Винно-водочные изделия

135.92

136.86

139.75

139.17

551.695

137.93

1.15

X

Сопутствующие товары

59.69

62.85

67.16

78.925

268.625

67.16

10.86

Y

Рыба и рыбные продукты

58.98

59.64

61.78

62.72

243.119

60.78

2.51

X

Кондитерские изделия

50.06

51.79

53.64

55.86

211.347

52.84

4.08

X

Консервы

51.61

54.78

56.59

57.35

220.327

55.08

4.01

X

Бакалея

50.79

50.94

54.67

53.73

210.132

52.53

3.24

X

Овощи-фрукты

42.63

46.95

46.63

46.13

182.34

45.59

3.80

X

Табачные изделия

42.58

42.87

42.76

42.73

170.943

42.74

0.24

X

Безалкогольные напитки

39.05

39.22

40.08

46.11

164.454

41.12

7.08

X

Замороженные продукты

31.06

32.51

34.24

35.15

132.956

33.24

4.74

X

Хлебобулочные изделия

31.65

31.37

31.52

32.06

126.596

31.65

0.81

X

Чай, кофе

24.31

24.79

24.98

24.9

98.978

24.75

1.05

X

Чипсы, снеки

22.56

23.78

23.71

25.09

95.136

23.79

3.77

X

Растительное масло

20.87

22.85

20.87

22.98

87.572

21.89

4.68

X

Сыры

18.74

20.75

18.74

20.75

78.983

19.75

5.09

X

Детское питание и детские товары

23.97

25.73

23.93

25.75

99.384

24.85

3.60

X

Товары для животных

9.44

11.45

9.45

11.45

41.788

10.45

9.60

X

Салаты

9.98

10.99

13.25

9.77

43.987

11.00

12.55

Y

Соусы, специи

7.07

8.69

5.79

7.04

28.591

7.15

14.40

Y

Информация о работе Управление ассортиментом в розничной торговле