Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа
Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния фирмы и ее стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия фирмы тесно взаимосвязаны.
Правильная организация ассортиментной политики служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом является всегда актуальной.
Где Куст – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);
Р1, Р2, Р3, Рn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
Устойчивость (стабильность) ассортимента – это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.
Если значения коэффициентов полноты и устойчивости ниже 1, магазин несет скрытые потери оборота за счет несовершенных покупок. Кроме того, такое состояние отрицательно сказывается на имидже данной розничной торговой организации.
Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по отдельным товарным группам, разновидностям или потребительским комплексам.
Контроль за полнотой и стабильностью ассортимента может осуществляться как на уровне самого предприятия, так и вышестоящими контролирующими органами и организациями, имеющими на это право.
Проанализируем данные о контроле за состоянием ассортимента в исследуемых магазинах на протяжении 3 месяцев (таблица 3.6).
Таблица 3.6 – Данные о контроле за состоянием ассортимента
Дата проведения проверки |
Фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки | ||
М-н «Девятка» |
М-н «Виктория» |
М-н «Авоська» | |
01.06.2011 |
221 |
126 |
446 |
06.07.2011 |
218 |
129 |
449 |
02.08.2011 |
220 |
134 |
432 |
Количество наименований, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем |
225 |
137 |
463 |
Примечание – Источник: Собственная разработка.
Для более объективной оценки товарного ассортимента по формуле 3.2 рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента.
Магазин «Девятка»:
Куст = (221+218+220) / 225*3 = 0,98
Магазин «Виктория»:
Куст = (126+129+134) / 137*3 = 0,95
Магазин «Авоська»:
Куст = (446+449+432) / 463*3 = 0,96
Коэффициент устойчивости показывает, что наиболее его оптимальное значение у магазина «Девятка» т.е. несет самые низкие скрытые потери оборота за счет несовершенных покупок.
ГЛАВА 4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ
4.1 Управление
ассортиментом по товарным
Сегодня потребители как никогда определяют те продукты и услуги, которые обеспечат фирме необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе фирмы с конкурентами.
Для проведения полноценного
анализа ассортимента можно совместить
несколько известных и
ABC - анализ.
Одним из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод АВС-анализа, который основывается на так называемом принципе Парето, исходящим из того, что за 20% последствий отвечает 80% причин.
Метод АВС-анализа позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров процесса и показать, что является приоритетным и что базовым ассортиментом.
Таким образом, в ходе АВС-анализа
формируется АВС-рейтинг
Очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям класса «B» контроль может быть текущим, а по отношению к позициям класса «С» – периодическим.
При многочисленных плюсах метода АВС-анализа существуют ограничения в применении данного анализа:
XYZ – анализ.
Смысл ХУZ-анализа заключается в изучении стабильности продаж. Если АВС-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов), то ХУZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта.
Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе: товары подразделяются на три группы X,Y,Z, исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов.
ХУZ-анализ обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса или «уходимости» товара.
Формула для расчета коэффициента вариации (Кв):
где хi — значение
параметра по оцениваемому объекту за
i- тый период,
x — среднее значение
параметра по оцениваемому объекту анализа,
n — число периодов.
Результат ХУZ-анализа - группировка ресурсов по трем категориям:
Так же, как и в случае в АВС-анализом, это рекомендованные сочетания, и иногда можно делать допуск коэффициента вариации по группе Х – 0-15%, группе Y – 15-40%, группе Z – от 40%.
Важно: если в АВС-анализе всегда будут товары всех групп, то при ХУZ-анализе каких-то товаров может не быть, например:
Совмещенный ABC-XYZ-анализ.
ABC-XYZ-анализ позволяет
разбить данные по продажам
на 9 групп в зависимости от
вклада в выручку компании (АВС)
и регулярности покупок (XYZ). Такая
классификация упрощает работу
при планировании и
Таблица 4.1 – Расчет АВС – анализа
Наименование |
Общий товарооборот, за 2010 год млн руб. |
Доля в обороте |
Доля в обороте с |
Группа |
ИТОГО |
5426.771 |
100% |
||
Бытовая химия |
815.970 |
15.04 |
15.04 |
A |
Молочная продукция |
724.342 |
13.35 |
28.38 |
A |
Мясная продукция |
721.760 |
13.30 |
41.68 |
A |
Винно-водочные изделия |
551.695 |
10.17 |
51.85 |
A |
Сопутствующие товары |
268.625 |
4.95 |
56.80 |
B |
Рыба и рыбные продукты |
243.119 |
4.48 |
61.28 |
B |
Консервы |
220.327 |
4.06 |
65.34 |
B |
Кондитерские изделия |
211.347 |
3.89 |
69.23 |
B |
Бакалея |
210.132 |
3.87 |
73.11 |
B |
Овощи-фрукты |
182.340 |
3.36 |
76.47 |
B |
Табачные изделия |
170.943 |
3.15 |
79.62 |
B |
Безалкогольные напитки |
164.454 |
3.03 |
82.65 |
B |
Замороженные продукты |
132.956 |
2.45 |
85.10 |
B |
Хлебобулочные изделия |
126.596 |
2.33 |
87.43 |
B |
Слабоалкогольные напитки |
107.746 |
1.99 |
89.42 |
B |
Детское питание и детские товары |
99.384 |
1.83 |
91.25 |
C |
Чай, кофе |
98.978 |
1.82 |
93.07 |
C |
Чипсы, снеки |
95.136 |
1.75 |
94.82 |
C |
Растительное масло |
87.572 |
1.61 |
96.44 |
C |
Сыры |
78.983 |
1.46 |
97.89 |
C |
Салаты |
43.987 |
0.81 |
98.70 |
C |
Товары для животных |
41.788 |
0.77 |
99.47 |
C |
Соусы, специи |
28.591 |
0.53 |
100.00 |
C |
Примечание - Источник: Собственная разработка.
Рисунок 4.1 – Распределение ассортимента по АВС- группам
Таблица 4.2- Расчет XYZ –анализа
Наименова-ние |
1 квар-тал |
2 квар-тал |
3 квар-тал |
4 квар-тал |
Общий товаро-оборот, за 2010 год млн р. |
Среднее значе-ние |
Коэфф. Вариа-ции |
Груп-па |
ИТОГО |
1202.74 |
1263.83 |
1373 |
1587.23 |
5426.77 |
1356.70 |
||
Бытовая химия |
155.98 |
167.58 |
203.99 |
288.42 |
815.97 |
203.99 |
25.42 |
Z |
Мясная продукция |
148.22 |
148.76 |
180.44 |
244.34 |
721.76 |
180.44 |
21.69 |
Y |
Молочная продукция |
142.76 |
161.89 |
191.09 |
228.602 |
724.342 |
181.09 |
17.88 |
Y |
Слабоалко-гольные напитки |
24.82 |
26.79 |
27.94 |
28.2 |
107.746 |
26.94 |
4.95 |
X |
Винно-водочные изделия |
135.92 |
136.86 |
139.75 |
139.17 |
551.695 |
137.93 |
1.15 |
X |
Сопутствующие товары |
59.69 |
62.85 |
67.16 |
78.925 |
268.625 |
67.16 |
10.86 |
Y |
Рыба и рыбные продукты |
58.98 |
59.64 |
61.78 |
62.72 |
243.119 |
60.78 |
2.51 |
X |
Кондитерские изделия |
50.06 |
51.79 |
53.64 |
55.86 |
211.347 |
52.84 |
4.08 |
X |
Консервы |
51.61 |
54.78 |
56.59 |
57.35 |
220.327 |
55.08 |
4.01 |
X |
Бакалея |
50.79 |
50.94 |
54.67 |
53.73 |
210.132 |
52.53 |
3.24 |
X |
Овощи-фрукты |
42.63 |
46.95 |
46.63 |
46.13 |
182.34 |
45.59 |
3.80 |
X |
Табачные изделия |
42.58 |
42.87 |
42.76 |
42.73 |
170.943 |
42.74 |
0.24 |
X |
Безалкогольные напитки |
39.05 |
39.22 |
40.08 |
46.11 |
164.454 |
41.12 |
7.08 |
X |
Замороженные продукты |
31.06 |
32.51 |
34.24 |
35.15 |
132.956 |
33.24 |
4.74 |
X |
Хлебобулочные изделия |
31.65 |
31.37 |
31.52 |
32.06 |
126.596 |
31.65 |
0.81 |
X |
Чай, кофе |
24.31 |
24.79 |
24.98 |
24.9 |
98.978 |
24.75 |
1.05 |
X |
Чипсы, снеки |
22.56 |
23.78 |
23.71 |
25.09 |
95.136 |
23.79 |
3.77 |
X |
Растительное масло |
20.87 |
22.85 |
20.87 |
22.98 |
87.572 |
21.89 |
4.68 |
X |
Сыры |
18.74 |
20.75 |
18.74 |
20.75 |
78.983 |
19.75 |
5.09 |
X |
Детское питание и детские товары |
23.97 |
25.73 |
23.93 |
25.75 |
99.384 |
24.85 |
3.60 |
X |
Товары для животных |
9.44 |
11.45 |
9.45 |
11.45 |
41.788 |
10.45 |
9.60 |
X |
Салаты |
9.98 |
10.99 |
13.25 |
9.77 |
43.987 |
11.00 |
12.55 |
Y |
Соусы, специи |
7.07 |
8.69 |
5.79 |
7.04 |
28.591 |
7.15 |
14.40 |
Y |
Информация о работе Управление ассортиментом в розничной торговле