Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа
Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния фирмы и ее стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия фирмы тесно взаимосвязаны.
Правильная организация ассортиментной политики служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом является всегда актуальной.
Эта работа должна быть системной
и постоянной и выполняться специалистом-
Принципы формирования торгового ассортимента:
1) Принцип комплексного удовлетворения спроса. Предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления. В рамках потребительских комплексов могут выделяться микрокомплексы: постоянные и сезонные. Сезонные микрокомплексы организуются, как правило, в канун праздников или в период осенне-зимнего или весенне-летнего сезонов за счет сокращения постоянных микрокомплексов.
Учитывая традиции, обычаи и народные праздники, могут формироваться и другие специфические для данной местности, района, города, населенного пункта временные микрокомплексы. Количество наименований комплексов зависит от размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличия других типов торговых организаций и некоторых других факторов.
Наряду с этим этот принцип
предполагает размещение в пункте продажи,
на торговой площади одного магазина
и таких групп товаров, которые
не относятся к основному
Таким образом, рассматриваемый принцип комплексного удовлетворения спроса обеспечивает максимальные удобства покупателям и экономию времени в процессе совершения покупки, позволяет под одной крышей совершить комплекс покупок, не посещая другие точки торговли.
2) Принцип обеспечения
оптимальной широты, глубины, а
также устойчивости и
3) Обеспечение рентабельной работы магазина. Представляет собой непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале, каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. уровень его валового дохода должен превышать уровень его издержкоемкости. При этом анализируются и учитываются товарооборачиваемость и другие экономические показатели.
Формирование ассортимента товаров в магазинах торговой системы осуществляется в несколько этапов.
1) Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе и ассортиментной стратегии конкурентов.
2) Устанавливается структура
ассортимента (перечень и соотношение
основных групп и подгрупп
реализуемых товаров) в
3) Если торговля осуществляется по комплексам, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в размере потребительских комплексов и микрокомплексов.
4) Осуществляется подбор
внутригруппового ассортимента
по отличительным признакам с
увязкой его с конкретной
Ассортиментный профиль
исследуемых магазинов
Таблица 3.3 – Ассортиментный профиль
Наименование товарной группы |
М-н «Девятка» |
М-н «Виктория» |
М-н «Авоська» |
Молоко и молочные продукты |
+ |
+ |
+ |
Мясо и мясные продукты |
+ |
+ |
+ |
Яйца и яйцепродукты |
+ |
- |
+ |
Рыба и рыбные продукты |
+ |
+ |
+ |
Вкусовые товары |
+ |
+ |
+ |
Кондитерские товары |
+ |
+ |
+ |
Пищевые жиры и масла |
+ |
+ |
+ |
Зерно и продукты его переработки |
+ |
+ |
+ |
Продукты для детского питания |
- |
- |
+ |
Табачные изделия |
+ |
- |
+ |
Фрукты, овощи |
+ |
+ |
+ |
Игрушки набивные |
- |
- |
+ |
Сопутствующие товары |
+ |
+ |
+ |
Примечание – Источник: Собственная разработка.
Таким образом, наиболее широко
представлен ассортиментный перечень
магазина «Авоська» и составляет
13 наименований товарных групп. В магазине
«Девятка» ассортимент
Для более полного анализа
ассортиментного профиля
Таблица 3.4 – Групповая структура ассортимента
Наименование товарной группы |
М-н «Девятка» |
М-н «Виктория» |
М-н «Авоська» | |||
кол-во разновидностей |
уд. вес, (%) |
кол-во разновидностей |
уд. вес, (%) |
кол-во разновидностей |
уд. вес, (%) | |
Молоко и молочные продукты |
31 |
13,78 |
7 |
5,11 |
68 |
14,69 |
Мясо и мясные продукты |
13 |
5,78 |
3 |
2,19 |
34 |
7,34 |
Яйца и яйцепродукты |
1 |
0,44 |
- |
- |
2 |
0,43 |
Рыба и рыбные продукты |
8 |
3,56 |
8 |
5,84 |
17 |
3,67 |
Вкусовые товары |
85 |
37,78 |
52 |
37,96 |
128 |
27,65 |
Кондитерские товары |
34 |
15,11 |
35 |
25,55 |
62 |
13,39 |
Пищевые жиры и масла |
3 |
1,33 |
4 |
2,92 |
8 |
1,73 |
Зерно и продукты его переработки |
22 |
9,78 |
15 |
10,95 |
46 |
9,94 |
Продукты для детского питания |
- |
- |
- |
- |
20 |
4,31 |
Табачные изделия |
20 |
8,89 |
- |
- |
40 |
8,64 |
Фрукты, овощи |
5 |
2,22 |
10 |
7,29 |
30 |
6,48 |
Игрушки набивные |
- |
- |
- |
- |
5 |
1,08 |
Сопутствую-щие товары |
3 |
1,33 |
3 |
2,19 |
3 |
0,65 |
Итого: |
225 |
100 |
137 |
100 |
463 |
100 |
Примечание – Источник: Собственная разработка.
Из таблицы 3.4 следует, что ассортимент магазина «Девятка» наиболее широко представлен такими товарными группами, как вкусовые товары (37,78%), кондитерские товары (15,11%), молоко и молочные продукты (13,78%), Ассортимент магазина «Виктория» в наибольшей степени представлен данными товарными группами: вкусовые товары (37,96%), кондитерские товары (25,55%), фрукты, овощи (7,29%). Ассортимент магазина «Авоська» представлен вкусовыми товарами на 27,65%, молоком и молочными продуктами на 14,69% и кондитерскими товарами на 13,39%.
Далее проанализируем внутреннюю структуру ассортимента наиболее широко представленных товарных групп в исследуемых магазинах (таблица 3.5).
Таблица 3.5 – Внутренняя структура ассортимента
Наименование товарной группы |
М-н «Девятка» |
М-н «Виктория» |
М-н «Авоська» | |||
кол-во разновидностей |
уд. вес, (%) |
кол-во разновидностей |
уд. вес, (%) |
кол-во разновидностей |
уд. вес, (%) | |
Молоко и молочные продукты, в т.ч. |
31 |
100 |
7 |
100 |
68 |
100 |
молоко |
3 |
9,68 |
- |
- |
4 |
5,88 |
кисломолочная продукция |
3 |
9,68 |
- |
- |
4 |
5,88 |
йогурты |
3 |
9,68 |
2 |
28,57 |
10 |
14,72 |
творог и творожные изделия |
2 |
6,45 |
- |
- |
8 |
11,76 |
сметана |
2 |
6,45 |
- |
- |
3 |
4,41 |
сыры твердые |
2 |
6,45 |
- |
- |
7 |
10,29 |
сыры плавленные |
3 |
9,68 |
- |
- |
4 |
5,88 |
сыры мягкие |
- |
- |
- |
- |
2 |
2,94 |
масло животное |
3 |
9,68 |
- |
- |
5 |
7,35 |
мороженое |
5 |
16,12 |
- |
- |
10 |
14,72 |
молочные консервы |
2 |
6,45 |
2 |
28,57 |
3 |
4,41 |
майонез |
3 |
9,68 |
3 |
42,86 |
8 |
11,76 |
Кондитерские товары, в т.ч. |
34 |
100 |
35 |
100 |
62 |
100 |
крахмал |
1 |
2,94 |
1 |
2,86 |
1 |
1,61 |
сахар |
3 |
8,82 |
2 |
5,71 |
3 |
4,84 |
конфеты |
15 |
44,12 |
6 |
17,14 |
9 |
14,52 |
в т.ч. в коробках |
- |
- |
4 |
11,43 |
6 |
9,68 |
карамель |
- |
- |
5 |
14,29 |
8 |
12,90 |
ирис |
- |
- |
- |
- |
2 |
3,22 |
мармелад, зефир |
- |
- |
3 |
8,57 |
3 |
4,84 |
шоколад |
10 |
29,41 |
10 |
28,57 |
20 |
32,26 |
мучные кондитерские изделия |
5 |
14,71 |
4 |
11,43 |
10 |
16,13 |
Вкусовые товары, в т.ч. |
85 |
100 |
52 |
100 |
128 |
100 |
кофе натуральный |
3 |
3,53 |
2 |
3,85 |
3 |
2,34 |
кофе растворимый |
3 |
3,53 |
2 |
3,85 |
3 |
2,34 |
чай |
3 |
3,53 |
2 |
3,85 |
3 |
2,34 |
кофейные напитки |
- |
- |
1 |
1,92 |
2 |
1,56 |
безалкоголь-ные напитки |
10 |
11,76 |
4 |
7,69 |
15 |
11,72 |
соки |
10 |
11,76 |
14 |
26,92 |
30 |
23,45 |
минеральная вода |
5 |
5,89 |
6 |
11,54 |
8 |
6,25 |
пиво |
10 |
11,76 |
10 |
19,23 |
15 |
11,72 |
водка и ликероводочные изделия |
5 |
5,89 |
- |
- |
5 |
3,91 |
вино плодово-ягодное |
3 |
3,53 |
- |
- |
3 |
2,34 |
вино виноградное |
10 |
11,76 |
- |
- |
10 |
7,82 |
шампанское, вино игристое |
2 |
2,35 |
- |
- |
2 |
1,56 |
коньяк |
2 |
2,35 |
- |
- |
2 |
1,56 |
соль |
3 |
3,53 |
2 |
3,85 |
3 |
2,34 |
в т.ч. йодированная |
- |
- |
1 |
1,92 |
1 |
0,78 |
уксус спиртовой |
1 |
1,18 |
1 |
1,92 |
1 |
0,78 |
картофелепродукты |
5 |
5,89 |
4 |
7,69 |
5 |
3,91 |
кисель, желе |
- |
- |
- |
- |
3 |
2,34 |
дрожжи |
- |
- |
- |
- |
2 |
1,56 |
в т.ч. сушеные |
- |
- |
- |
- |
1 |
0,78 |
желатин пищевой |
- |
- |
- |
- |
1 |
0,78 |
пряности |
10 |
11,76 |
3 |
5,77 |
10 |
7,82 |
Примечание – Источник: Собственная разработка.
Данные таблицы 3.5 свидетельствуют о том, что для магазина «Девятка» во внутренней структуре ассортимента среди молока и молочных продуктов наибольшую долю занимает мороженое (16,12%), среди кондитерских товаров конфеты (44,12%), среди вкусовых товаров безалкогольные напитки, соки, пиво, вино виноградное, пряности (каждая товарная группа по 11,76%). В магазине «Виктория» среди молока и молочных продуктов наибольшую долю занимает майонез (42,86%), среди кондитерских товаров – шоколад (28,57%), среди вкусовых товаров – соки (26,92%). В магазине «Авоська» среди молока и молочных продуктов наибольший удельный вес занимают йогурты и мороженое (каждая товарная группа по 14,72%), среди кондитерских товаров – шоколад (32,26%), среди вкусовых товаров – соки (23,45%).
3.3 Контроль за состоянием ассортимента
Управление ассортиментом товаров в соответствии со спросом обслуживаемого контингента покупателей и принятой ассортиментной политикой предполагает его поддержание в полном и устойчивом состоянии на протяжении всего времени работы магазина. Для анализа полноты и устойчивости ассортимента во времени и принятия, соответствующих мер оперативного и тактического характера рассчитываются соответствующие показатели – коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента.
Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню.
Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты (Кп) и рассчитывается по формуле:
Где Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
Рф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.
Значение коэффициента может
варьироваться от 0 до 1. Но в отдельных
случаях он может быть больше 1, когда
в магазине ассортимент представлен
полнее, чем предусмотрено
Для более объективной
оценки товарного ассортимента его
полноту целесообразно
Информация о работе Управление ассортиментом в розничной торговле