Управление ассортиментом в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния фирмы и ее стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия фирмы тесно взаимосвязаны.
Правильная организация ассортиментной политики служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом является всегда актуальной.

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 190.29 Кб (Скачать)

Эта работа должна быть системной  и постоянной и выполняться специалистом-маркетологом с использованием инструментов маркетингового исследования и известных в коммерции  методов.

Принципы формирования торгового  ассортимента:

1) Принцип комплексного  удовлетворения спроса. Предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления. В рамках потребительских комплексов могут выделяться микрокомплексы: постоянные и сезонные. Сезонные микрокомплексы организуются, как правило, в канун праздников или в период осенне-зимнего или весенне-летнего сезонов за счет сокращения постоянных микрокомплексов.

Учитывая традиции, обычаи и народные праздники, могут формироваться  и другие специфические для данной местности, района, города, населенного  пункта временные микрокомплексы. Количество наименований комплексов зависит от размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличия других типов торговых организаций и некоторых других факторов.

Наряду с этим этот принцип  предполагает размещение в пункте продажи, на торговой площади одного магазина и таких групп товаров, которые  не относятся к основному ассортиментному  направлению торговли, но пользуются устойчивым, чистым спросом у данной категории покупателей.

Таким образом, рассматриваемый  принцип комплексного удовлетворения спроса обеспечивает максимальные удобства покупателям и экономию времени  в процессе совершения покупки, позволяет  под одной крышей совершить комплекс покупок, не посещая другие точки  торговли.

2) Принцип обеспечения  оптимальной широты, глубины, а  также устойчивости и обновляемости  ассортимента. Учитывается в процессе  разработки ассортиментной модели  магазина и реализации ассортимента  и позволяет обеспечить максимальные  объемы продаж с каждого квадратного  метра торговой площади. Он  предполагает наличие предельно  широкого ассортимента товаров  с учетом объективно существующих  ограничений: размер торговой  площади, состояние торгово-технологического  оборудования, финансовые возможности  и учетом принятой ассортиментной  политики.

3) Обеспечение рентабельной работы магазина. Представляет собой непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале, каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. уровень его валового дохода должен превышать уровень его издержкоемкости. При этом анализируются и учитываются товарооборачиваемость и другие экономические показатели.

Формирование ассортимента товаров в магазинах торговой системы осуществляется в несколько  этапов.

1) Определяется ассортиментный  профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе и ассортиментной стратегии конкурентов.

2) Устанавливается структура  ассортимента (перечень и соотношение  основных групп и подгрупп  реализуемых товаров) в магазине. На этом этапе определяется количественное соотношение отдельных групп товаров и происходит их увязка с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товара.

3) Если торговля осуществляется  по комплексам, то определяется  распределение отдельных групп  и подгрупп товаров в размере  потребительских комплексов и  микрокомплексов.

4) Осуществляется подбор  внутригруппового ассортимента  по отличительным признакам с  увязкой его с конкретной торговой  площадью, рентабельностью товаров.  Таким образом, определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров (в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов).

Ассортиментный профиль  исследуемых магазинов представлен  в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Ассортиментный профиль

Наименование  товарной группы

М-н «Девятка»

М-н «Виктория»

М-н «Авоська»

Молоко и молочные продукты

+

+

+

Мясо и мясные продукты

+

+

+

Яйца и яйцепродукты

+

-

+

Рыба и рыбные продукты

+

+

+

Вкусовые товары

+

+

+

Кондитерские товары

+

+

+

Пищевые жиры и масла

+

+

+

Зерно и продукты его переработки

+

+

+

Продукты для детского питания

-

-

+

Табачные изделия

+

-

+

Фрукты, овощи

+

+

+

Игрушки набивные

-

-

+

Сопутствующие товары

+

+

+


Примечание – Источник: Собственная разработка.

Таким образом, наиболее широко представлен ассортиментный перечень магазина «Авоська» и составляет 13 наименований товарных групп. В магазине «Девятка» ассортимент представлен 11 товарными группами, в магазине «Виктория» 9товарными группами.

Для более полного анализа  ассортиментного профиля исследуем  групповую структуру ассортимента (таблица 3.4).

Таблица 3.4 – Групповая структура ассортимента

Наименование  товарной группы

М-н «Девятка»

М-н «Виктория»

М-н «Авоська»

кол-во разновидностей

уд. вес, (%)

кол-во разновидностей

уд. вес, (%)

кол-во разновидностей

уд. вес, (%)

Молоко и молочные продукты

31

13,78

7

5,11

68

14,69

Мясо и мясные продукты

13

5,78

3

2,19

34

7,34

Яйца и яйцепродукты

1

0,44

-

-

2

0,43

Рыба и рыбные продукты

8

3,56

8

5,84

17

3,67

Вкусовые товары

85

37,78

52

37,96

128

27,65

Кондитерские товары

34

15,11

35

25,55

62

13,39

Пищевые жиры и масла

3

1,33

4

2,92

8

1,73

Зерно и продукты его переработки

22

9,78

15

10,95

46

9,94

Продукты для детского питания

-

-

-

-

20

4,31

Табачные изделия

20

8,89

-

-

40

8,64

Фрукты, овощи

5

2,22

10

7,29

30

6,48

Игрушки набивные

-

-

-

-

5

1,08

Сопутствую-щие товары

3

1,33

3

2,19

3

0,65

Итого:

225

100

137

100

463

100


Примечание – Источник: Собственная разработка.

Из таблицы 3.4 следует, что ассортимент магазина «Девятка» наиболее широко представлен такими товарными группами, как вкусовые товары (37,78%), кондитерские товары (15,11%), молоко и молочные продукты (13,78%), Ассортимент магазина «Виктория» в наибольшей степени представлен данными товарными группами: вкусовые товары (37,96%), кондитерские товары (25,55%), фрукты, овощи (7,29%). Ассортимент магазина «Авоська» представлен вкусовыми товарами на 27,65%, молоком и молочными продуктами на 14,69% и кондитерскими товарами на 13,39%.

Далее проанализируем внутреннюю структуру  ассортимента наиболее широко представленных товарных групп в исследуемых  магазинах (таблица 3.5). 

Таблица 3.5 – Внутренняя структура ассортимента

Наименование  товарной группы

М-н «Девятка»

М-н «Виктория»

М-н «Авоська»

кол-во разновидностей

уд. вес, (%)

кол-во разновидностей

уд. вес, (%)

кол-во разновидностей

уд. вес, (%)

Молоко и молочные продукты, в т.ч.

31

100

7

100

68

100

молоко

3

9,68

-

-

4

5,88

кисломолочная продукция

3

9,68

-

-

4

5,88

йогурты

3

9,68

2

28,57

10

14,72

творог и творожные изделия

2

6,45

-

-

8

11,76

сметана

2

6,45

-

-

3

4,41

сыры твердые

2

6,45

-

-

7

10,29

сыры плавленные

3

9,68

-

-

4

5,88

сыры мягкие

-

-

-

-

2

2,94

масло животное

3

9,68

-

-

5

7,35

мороженое

5

16,12

-

-

10

14,72

молочные консервы

2

6,45

2

28,57

3

4,41

майонез

3

9,68

3

42,86

8

11,76

Кондитерские товары, в т.ч.

34

100

35

100

62

100

крахмал

1

2,94

1

2,86

1

1,61

сахар

3

8,82

2

5,71

3

4,84

конфеты

15

44,12

6

17,14

9

14,52

в т.ч. в коробках

-

-

4

11,43

6

9,68

карамель

-

-

5

14,29

8

12,90

ирис

-

-

-

-

2

3,22

мармелад, зефир

-

-

3

8,57

3

4,84

шоколад

10

29,41

10

28,57

20

32,26

мучные кондитерские изделия

5

14,71

4

11,43

10

16,13

Вкусовые товары, в т.ч.

85

100

52

100

128

100

кофе натуральный

3

3,53

2

3,85

3

2,34

кофе растворимый

3

3,53

2

3,85

3

2,34

чай

3

3,53

2

3,85

3

2,34

кофейные напитки

-

-

1

1,92

2

1,56

безалкоголь-ные напитки

10

11,76

4

7,69

15

11,72

соки

10

11,76

14

26,92

30

23,45

минеральная вода

5

5,89

6

11,54

8

6,25

пиво

10

11,76

10

19,23

15

11,72

водка и ликероводочные изделия

5

5,89

-

-

5

3,91

вино плодово-ягодное

3

3,53

-

-

3

2,34

вино виноградное

10

11,76

-

-

10

7,82

шампанское, вино игристое

2

2,35

-

-

2

1,56

коньяк

2

2,35

-

-

2

1,56

соль

3

3,53

2

3,85

3

2,34

в т.ч. йодированная

-

-

1

1,92

1

0,78

уксус спиртовой

1

1,18

1

1,92

1

0,78

картофелепродукты

5

5,89

4

7,69

5

3,91

кисель, желе

-

-

-

-

3

2,34

дрожжи

-

-

-

-

2

1,56

в т.ч. сушеные  

-

-

-

-

1

0,78

желатин пищевой

-

-

-

-

1

0,78

пряности

10

11,76

3

5,77

10

7,82


Примечание – Источник: Собственная разработка.

Данные таблицы 3.5 свидетельствуют  о том, что для магазина «Девятка»  во внутренней структуре ассортимента  среди молока и молочных продуктов наибольшую долю занимает мороженое (16,12%), среди кондитерских товаров конфеты (44,12%), среди вкусовых товаров безалкогольные напитки, соки, пиво, вино виноградное, пряности (каждая товарная группа по 11,76%). В магазине «Виктория» среди молока и молочных продуктов наибольшую долю занимает майонез (42,86%), среди кондитерских товаров – шоколад (28,57%), среди вкусовых товаров – соки (26,92%). В магазине «Авоська» среди молока и молочных продуктов наибольший удельный вес занимают йогурты и мороженое (каждая товарная группа по 14,72%), среди кондитерских товаров – шоколад (32,26%), среди вкусовых товаров – соки (23,45%).

3.3 Контроль за  состоянием ассортимента

Управление ассортиментом товаров в соответствии со спросом обслуживаемого контингента покупателей и принятой ассортиментной политикой предполагает его поддержание в полном и устойчивом состоянии на протяжении всего времени работы магазина. Для анализа полноты и устойчивости ассортимента во времени и принятия, соответствующих мер оперативного и тактического характера рассчитываются соответствующие показатели – коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента.

Полнота ассортимента –  это соответствие фактического наличия  товаров в магазине утвержденному  ассортиментному перечню.

Полнота ассортимента товаров  характеризуется коэффициентом  полноты (Кп) и рассчитывается по формуле:

                                         Кпфн                                                    (3.1)

Где Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Рф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.

Значение коэффициента может  варьироваться от 0 до 1. Но в отдельных  случаях он может быть больше 1, когда  в магазине ассортимент представлен  полнее, чем предусмотрено ассортиментным перечнем.

Для более объективной  оценки товарного ассортимента его  полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. При  этом рассчитывается коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле:

                                                                              (3.2)

Информация о работе Управление ассортиментом в розничной торговле