Управление ассортиментом в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния фирмы и ее стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия фирмы тесно взаимосвязаны.
Правильная организация ассортиментной политики служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом является всегда актуальной.

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 190.29 Кб (Скачать)

ООО «Пометнев и К» является объединением граждан для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд Общества образуется только за счёт вкладов учредителей, каждый из которых отвечает по обязательствам в пределах своего вклада. При этом вклады от одного собственника к другому могут переходить только с согласия всех других участников товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью пользуется правами  юридического лица.

В учредительном договоре определяется:

- фирменное название;

- местонахождение (юридический  адрес);

- профиль деятельности, задачи  и цели;

- размер установленного  капитала и долевое участие  в нём всех членов.

В учредительном договоре отражается решение собрания учредителей  о выборе директора. Высшим органом Общества является собрание учредителей, которое проводиться не реже одного раза в год. На собрании утверждается годовой баланс, форма использования прибыли, списания расходов, изменение компетенции должностных лиц.

Предприятие возглавляет  директор, который организует всю  работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния  и деятельностью перед государством и трудовым коллективом. Ему подчиняются  экономический отдел, бухгалтерия, финансовый отдел, экономическая служба.

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных  операций с материальными и денежными  ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Финансовый отдел производит финансовые расчеты с заказчиками  и поставщиками, связанные с реализацией  товаров. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение  с государственным бюджетом.

Экономическая служба проводит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия  по повышению рентабельности предприятия, осуществляет методическое руководство  вопросами научной организации  труда, участвует в разработке технико-экономических  нормативов и конкретных показателей  по экономическому стимулированию и  др.

Экономист, являющийся заместителем директора по экономическим вопросам, руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, ведет  оперативный статистический учет, анализ показателей работы, проводит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по повышению  рентабельности предприятия.

Коммерческий директор выполняет  оперативное управление торговым процессом, контроль качества, обеспечивает общее  руководство экономической деятельностью, организует совершенствование организации  управления, осуществляет организацию  и совершенствование систем и  процессов управления.

Главных бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета  на предприятии и контроль за рациональным, экономичным использованием всех видов  ресурсов, сохранностью собственности, активным воздействием на повышение  эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Главный бухгалтер отвечает за правильность ведения бухгалтерского учёта в целом, а также составляет бухгалтерский баланс и другие отчётные формы. Обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономичным использованием всех видов ресурсов, сохранностью собственности, активным воздействием на повышение эффективности хозяйственной  деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ  В ООО «ПОМЕТНЕВ И К»

3.1 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров

Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях  товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент  товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене  товародвижения – магазине выступает  в качестве целевой установки  всего процесса движения товаров  и формирования ассортимента, так  как позволяет удовлетворить  спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и  услуг.

Формирование ассортимента товаров в конкретном магазине производится с учетом действия целого ряда факторов.

Изучение влияния данных факторов осуществляется в процессе комплексного исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого  отдела торговой организации. Все факторы  принято условно подразделять на общие и специфические (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Факторы, влияющие на формирование ассортимента в магазинах разного формата.

Примечание – Источник: Собственная разработка.

 

К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство, являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, непосредственно учитывается производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент, прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (транзакционных издержек). Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение, таким образом, неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.

С другой стороны, конъюнктура  рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос. Однако прежде чем начинать изучение спроса коммерческий аппарат  должен определиться, на каком (каких) сегменте (сегментах) будет работать данная организация торговли. Эта  работа проводится специалистами отдела маркетинга вместе с руководителями и специалистами коммерческой службы в ходе маркетингового исследования на основе результатов комплексного исследования розничного рынка конкретного  региона (района, местности). Поэтому  при построении ассортимента товаров  в розничных торговых организациях необходимо располагать достоверной  информацией об объеме и структуре  спроса, динамике его развития, характере  и особенностях спроса на отдельные  товары и у различных контингентов покупателей.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность  и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными  пунктами, наличие других розничных  торговых организаций в деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии конкурентов и др. Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади – широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенности торговой организации холодильным оборудованием – перечень реализуемых скоропортящихся продуктов и т.п.

При формировании ассортимента учитывают также фактор взаимозаменяемости товаров. Особенно это проявляется  внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель – макаронами, крупами и т.д. Однако уровень развития производства и широта предложения товара на рынке полностью снимают проблему дефицита, и потребитель становится более требовательным к наличию в продаже всех необходимых товаров. Поэтому периодическое их отсутствие может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа предприятия.

Важным фактором формирования ассортимента продовольственных товаров  является комплексность спроса на отдельные  продукты питания. Так, вместе с мясом приобретаются овощи, картофель, специи; с кондитерскими изделиями – чай, кофе, фрукты, т.е. увеличение спроса на одни продукты ведет к росту спроса на другие. Формирование ассортимента товаров без учета этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.

Формируя ассортимент  товаров, необходимо учитывать такой  фактор, как сезонность потребления  и производства отдельных продуктов. Так, зимой увеличивается потребление  жиров, мяса, круп, а летом и осенью больше продается молочных продуктов, сахара, безалкогольных напитков.

На формирование ассортимента товаров в магазинах оказывает  влияние и такой фактор, как  праздники, традиции. Этот фактор приводит по ряду продовольственных товаров  не только к росту объема спроса, но и к его структурным изменениям. В периоды праздников предъявляется  повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и т.д.

При формировании ассортимента необходимо учитывать характер предъявляемого спроса (устойчивый, альтернативный и  импульсный).

Также при формировании ассортимента важное значение имеет цена товара, которая зависит от выбора источников поступления, каналов продвижения товаров и ценовой стратегии конкурентов.

В качестве объекта исследования рассмотрим магазины «Девятка», «Виктория» и «Авоська». Торговая площадь магазина «Девятка» составляет 109 м2, магазина «Виктория» 15 м2, магазина «Авоська» 126 м2.

Ассортиментный перечень данных магазинов представлен в  таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Влияние торговой площади на ассортимент

Наименование товарных групп

Количество наименований

М-н «Девятка»

М-н «Виктория»

М-н «Авоська»

1. Молоко и молочные продукты, в т.ч.

31

7

68

молоко

3

-

4

кисломолочная продукция

3

-

4

йогурты

3

2

10

творог и творожные изделия

2

-

8

сметана

2

-

3

сыры твердые

2

-

7

сыры плавленные

3

-

4

сыры мягкие

-

-

2

масло животное

3

-

5

мороженое

5

-

10

молочные консервы

2

2

3

 

3

3

8

2. Мясо и мясные продукты, в т.ч.

13

3

34

мясные полуфабрикаты

-

-

4

птица

-

-

1

полуфабрикаты из мяса птицы

-

-

3

котлеты

-

-

2

пельмени

-

-

4

колбасные изделия вареные (включая сосиски, сардельки)

5

-

7

колбасные изделия полукопченые, твердого копчения

5

-

7

копчености

-

-

2

мясные консервы

3

3

4

3. Яйца и яйцепродукты

1

-

2

4. Рыба и рыбные продукты, в т.ч.

8

8

17

рыба мороженая

-

-

5

рыбные консервы

4

6

4

рыбные пресервы

4

2

8

5. Вкусовые товары, в т.ч.

85

52

128

кофе натуральный

3

2

3

кофе растворимый

3

2

3

чай

3

2

3

кофейные напитки

-

1

2

безалкогольные напитки

10

4

15

соки

10

14

30

минеральная вода

5

6

8

Пиво

10

10

15

водка и ликероводочные изделия

5

-

5

вино плодово-ягодное

3

-

3

вино виноградное

10

-

10

шампанское, вино игристое

2

-

2

коньяк

2

-

2

соль

3

2

3

в т.ч. йодированная

-

1

1

уксус спиртовой

1

1

1

картофелепродукты

5

4

5

кисель, желе

-

-

3

дрожжи

-

-

2

в т.ч. сушеные  

-

-

1

желатин пищевой

-

-

1

пряности

10

3

10

6. Кондитерские товары, в т.ч.

34

35

62

крахмал

1

1

1

сахар

3

2

3

конфеты

15

6

9

в т.ч. в коробках

-

4

6

карамель

-

5

8

ирис

-

-

2

мармелад, зефир

-

3

3

шоколад

10

10

20

мучные кондитерские изделия

5

4

10

7. Пищевые жиры и масла, в т.ч.

3

4

8

масло растительное

3

3

5

маргариновая продукция

-

1

3

8. Зерно и продукты его переработки, в т.ч.

22

15

46

мука, полуфабрикаты мучных изделий

3

2

3

крупа

5

5

8

хлопья зерновые

-

1

3

макаронные изделия

5

5

10

орехи, семечки

4

-

4

сухие завтраки

-

2

5

хлеб из ржаной и ржано-пшеничной  муки

2

-

5

булочные изделия из муки высшего, первого сорта

3

-

5

сухарные изделия

-

-

3

бараночные изделия

-

-

3

9. Продукты для детского питания

-

-

20

10. Табачные изделия

20

-

40

11. Фрукты, овощи, в т.ч.

5

10

30

фрукты

-

-

3

плодовоовощная продукция

-

-

7

плодовоовощные консервы

5

10

20

12. Игрушки набивные

-

-

5

13. Сопутствующие товары

3

3

3

Итого:

225

137

463

Торговая площадь, м2

109

15

126


Примечание – Источник: Собственная разработка.

Из таблицы 3.1 следует, что ассортиментный перечень магазина «Девятка» представлен 225 наименованиями, магазина «Виктория» 137 наименованиями товаров и 463 наименованиями в магазине «Авоська». Таким образом, увеличение торговой площади ведет к увеличению количества наименований товаров.

Далее рассмотрим влияние технического оснащения магазина на ассортимент (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Влияние технического оснащения магазина на ассортимент

 

М-н «Девятка»

М-н «Виктория»

М-н «Авоська»

Торговая площадь, м2

109

15

126

Холодильное оборудование, в т.ч.

6

2

10

- колбасные

1

-

2

- молочные

1

1

2

- пивные

2

1

3

- для мороженого

1

-

2

- для фруктов

1

-

1

Хлебные полки

1

-

2


Примечание – Источник: Собственная разработка.

Из таблицы 3.2 следует, что товарный ассортимент наиболее широко представлен в магазине «Авоська», который является наиболее технически оснащенным, а меньше всего в магазине «Виктория» – наименее технически оснащенном. 

Таким образом, в исследуемых  магазинах с увеличением торговой площади и технического оснащения  увеличивается и ассортиментный перечень товаров.

3.2 Порядок формирования  ассортимента товаров

Основополагающим принципом построения ассортимента товаров магазина является соответствие ассортимента магазина характеру предъявляемого потребителями спроса. Спрос является категорией постоянно меняющейся как качественно, так и количественно, следовательно, ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Это предполагает осуществление в системе коммерческой деятельности организации работы по изучению покупательного спроса с учетом профессионального и половозрастного состава населения, его покупательной способности и т.д.

Информация о работе Управление ассортиментом в розничной торговле