Управление ассортиментом в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния фирмы и ее стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия фирмы тесно взаимосвязаны.
Правильная организация ассортиментной политики служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом является всегда актуальной.

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 190.29 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли  через удовлетворение покупательского  спроса при высокой культуре торгового  обслуживания – требует гибкого  реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный  уровень рентабельности, торговый риск был сведен к минимуму, постоянно  укреплялось положение фирмы на рынке и росло доверие к ней со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние, конкурентоспособность.

А для  того, чтобы эта деятельность была эффективной, фирмы должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента. От его рациональности, полноты и устойчивости зависит стабильность всей фирмы розничной торговли.

Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота  и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий  запросам потребителей ассортимент  отрицательно сказывается на эффективности  торговли.

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или  оказанием каких-либо видов услуг.

Потребитель предъявляет  всё новые требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы приобретенные  ими товары были более практичными  и долговечными. Торговые организации  вынуждены удовлетворять постоянно  возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента сегодня очень важна.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров  предназначенных для продажи  в торговой розничной сети. Формирование ассортимента – это подбор групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости  от потребностей рынка, финансового  состояния фирмы и ее стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия фирмы тесно взаимосвязаны.

Правильная организация  ассортиментной политики служит своего рода гарантией, что выгодные возможности  не будут упущены. В связи с  этим проблема эффективного управления ассортиментом является всегда актуальной.

В качестве объекта исследования выступает ООО «Пометнев и  К» г. Барановичи. Предметом исследования выступает управление ассортиментом в ООО «Пометнев и К».

Целью курсовой работы является анализ коммерческой деятельности по управлению ассортиментом и совершенствование  подходов по его оптимизации в ООО «Пометнев и К».

В процессе написания курсовой работы решены следующие задачи:

- рассмотрение теоретических  вопросов, касающихся понятия и  сущности управления ассортиментом товаров;

- анализ управления ассортиментом  в ООО «Пометнев и К»;

- разработка рекомендаций  по совершенствованию подходов  к управлению ассортиментом товаров.

В процессе выполнения курсовой работы широко использована учебная  литература по дисциплинам «Коммерческая  деятельность», «Мерчандайзинг в розничной торговле», а также данные ООО «Пометнев и К», ассортиментные перечни продовольственных товаров для магазинов «Виктория», «Девятка», «Авоська» в г. Барановичи.

 

1 СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО   УПРАВЛЕНИЮ АССОРТИМЕНТОМ

    1. Классификация и характеристика ассортимента

Стабильность  торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости  ассортимента непосредственно зависят  рост товарооборота и ускорение  реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают  неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли [11,с.188].

Ассортиментом называется совокупность (перечень, набор) товаров различных видов, сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку (назначению, размеру, сырью, способу производства). Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы; в него включено самое главное свойство –  упорядоченность.

С экономической  точки зрения ассортимент – это  отражение межотраслевой и отраслевой пропорций в составе товарного  предложения, которое характеризует  результаты деятельности организаций  и предприятий сферы товарного  обращения.

Следовательно, ассортимент – один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретные товары и услуги.

В широком  смысле ассортимент характеризует  состав товаров производственного  назначения и товаров народного  потребления.

В более  узком смысле ассортимент характеризует  набор товаров на конкретном предприятии (секциях, отделах и т.д.).

Сам термин произошёл от французского слова  «assortiment», что обозначает подбор различных  видов и сортов товаров.

Различают два основных вида ассортимента товаров  – промышленный и торговый.

Промышленный  ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности либо отдельным промышленным или сельскохозяйственным предприятием.

Торговый  ассортимент – ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Он, как правило, шире промышленного, поскольку  формируется путем подбора товаров  по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.

В основе образования торгового ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары (продовольственные или непродовольственные), выпускаемые различными производителями. Товарная группа – это совокупность товаров определенного класса, т.е. имеющих аналогичное функциональное назначение (швейные изделия, трикотажные  товары, галантерейные товары, культтовары  и т.п.) и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группы товаров  являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и др.

Совокупность  товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением, образует вид товаров. В качестве примера вида товара можно привести костюм, сапоги, телевизор, творог и  т.п.

Внутри  каждого вида товаров по ряду частных  признаков выделяют их разновидности. Разновидность товаров представлена конкретными марками, моделями, артикулами, сортами. Ассортимент товаров, представленный их разновидностями, называется развернутым. Если же товары объединены по общим  признакам в классы, группы или  по видам, то такой ассортимент является укрупненным.

Соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе представляет собой структуру ассортимента товаров. Как правило, для наглядности  структура ассортимента выражается в процентах.

В зависимости  от количества признаков, по которым  классифицируются товары, их ассортимент  может быть простым или сложным.

Простой ассортимент товаров представлен  такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (например, наименование, сорт, артикул). К ним  относят большинство продовольственных  товаров, а также некоторые непродовольственные  товары (отдельные виды чулочно-носочных изделий, металлическая галантерея и др.).

Сложный ассортимент товаров представлен  такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (например, наименование, сорт, артикул, модель, цвет, отделка, размер, полнота и др.). Это  почти все непродовольственные  товары и часть продовольственных (консервы, колбасные и кондитерские изделия и др.).

С учетом деления на группы, подгруппы и  виды принято выделять групповой  и внутригрупповой (развернутый) ассортимент  товаров. Групповой ассортимент  – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой  ассортимент представляет собой  детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

По  частоте и характеру предъявляемого покупателями спроса товары подразделяют на:

– товары повседневного спроса;

– товары периодического спроса;

– товары редкого спроса;

– сезонные товары;

– сопутствующие товары.

Товары  повседневного спроса регулярно  приобретаются населением (ежедневно  или через небольшие промежутки времени).

Товары  периодического спроса покупатели приобретают  тоже регулярно, но через более длительные промежутки времени (например, несколько  раз в год).

К товарам  редкого спроса относят преимущественно  те из них, сроки службы которых исчисляются  годами (товары длительного пользования). Приобретаются они, соответственно, один раз в несколько лет (технически сложные товары, мебель и др.).

Реализация  сезонных товаров производится в  определенные периоды года, в зависимости  от времени их производства (некоторые  виды ягод, плодов, овощей) или возникновения  спроса на них (отдельные виды одежды, спортивного инвентаря, елочные  украшения и др.).

Спрос на сопутствующие товары, возникает  при покупке или использовании  основных товаров (специи, средства ухода  за обувью, пуговицы и т.п.).

На  сегодняшний день потребитель предъявляет  всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы  купленные ими товары были более  практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом и торговой наценкой заключается в том, чтобы производитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли  требованиям определенных категорий  покупателей.

К основным понятиям при рассмотрении ассортимента относятся:

– ширина – это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.

– насыщенность (полнота) – это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии.

– глубина – это варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

– гармоничность ассортимента – это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей.

– рациональность – это способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.

– устойчивость – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров – наличие устойчивого спроса на них.

– новизна – это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.

– управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Таким образом, товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

 

1.2 Сущность и содержание коммерческой деятельности по управлению ассортиментом

Рынок выступает как система  экономических отношений между  продавцами и покупателями, основой  которых является купля-продажа  товаров, то есть коммерческая деятельность. Её цель – увеличение доходов в  торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.

Существует много определений  коммерческой деятельности, характеризующих  её с разных сторон:

Коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (толковый словарь В.И. Даля);

Коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят  в собственность торгового предприятия  с ориентацией на потребности  рыночного спроса;

Коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный  с реализацией товаров, от которой  зависят конечные результаты торгового  предприятия;

Коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;

Коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения  прибыли.

«Термин «коммерция» (от лат. commercium – торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции» [9, с.39].

Информация о работе Управление ассортиментом в розничной торговле