Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:34, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является совершенствование стратегии маркетинга предприятия (на примере ОАО «Прогресс»).
Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:
1. изучение теоретических аспектов выработки маркетинговой стратегии;
2. обобщенная характеристика уровня менеджмента рассматриваемого предприятия;
3. анализ маркетинговой деятельности и стратегии бизнеса рассматриваемого предприятия;
4 разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Прогресс».
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии
1.1 Понятие стратегического менеджмента и сущность стратегического анализа
1.2 Современные концепции маркетинга
1.3 Маркетинговые стратегии
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ОАО «Прогресс»
2.1 Общая характеристика организации ОАО «Прогресс»
2.2 Организационная структура компании
2.3 Маркетинговые исследования и стратегия ведения предпринимательской деятельности ОАО «Прогресс»
2.4 Конкурентный и SWOT-анализ
Глава 3. Совершенствование маркетинговой стратегии ОАО «Прогресс»
3.1 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
3.2 Прогнозная оценка эффективности предлагаемых рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Для фирмы ОАО «Прогресс» в силу относительно не большого ассортимента продукции, а также из-за ограниченности численности ее персонала наиболее подходящей является линейно-функциональная структура, в которой можно выделить следующие отделы: финансовый отдел, отдел кадров и труда, отдел коммерции и сбыта (приложение А).
Персонал фирмы ОАО «Прогресс» состоит из 132 сотрудников. В том числе:
руководящий состав: директор, зам. директора по коммерческой работе, зам. директора по общим вопросам, зам. директора по финансам, менеджер по персоналу, администратор, начальник службы безопасности, заведующие секциями, менеджеры;
юрист;
продавцы (3 – 5 разряда);
товароведы;
главный бухгалтер;
бухгалтеры;
охранники;
механик гаража;
водители;
грузчики;
уборщицы.
Статистические данные, касающиеся персонала, см. табл. 8, 9, 10.
Расход денежных средств на содержание персонала см. табл. 8.
Таблица 8 - Расход денежных средств на содержание персонала
Наименование показателя |
Отчетный период |
Среднесписочная численность работников |
132 чел. |
Объем денежных средств, направленных на оплату труда, руб. |
1009322,62 |
Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение, руб. |
13052,01 |
Общий объем израсходованных средств |
1032374,63 |
Таблица 9 - Возрастной состав работников
Сотрудники, возраст которых составляет менее 25 лет, % |
29,4 |
Сотрудники, возраст которых составляет от 25 до 35 лет, % |
33,2 |
Сотрудники, возраст которых составляет от 35 до 55 лет, % |
24,3 |
Сотрудники, возраст которых составляет более 55 лет, % |
13,1 |
Таблица 10 - Образовательный ценз работников
из них: имеющих среднее или полное общее образование, % |
31,5 |
имеющие начальное или среднее профессиональное образование, % |
49,7 |
имеющие высшее профессиональное образование, % |
18,8 |
Квалификационная характеристика менеджеров и основного персонала.
Несмотря на то, что ОАО «Прогресс» имеет систему подбора персонала, существующие кадры не в полной мере отвечают основным ее требованиям.
Основным направлением работы
фирмы в области человеческих
ресурсов должно являться сейчас постоянное
повышение квалификации кадров, для
чего каждому работнику в течение
года целесообразно проходить
Требования к занимаемой должности у менеджеров в фирме:
а) высшее экономическое (коммерческое) образование с предоставлением диплома;
в) профессиональная компетенция и социальная ответственность как руководителя.
Взаимосвязь между подразделениями и работниками.
Для успешного функционирования созданной структуры необходимо определить основные полномочия и обязанности каждого исполнителя.
Полномочия представляют
собой ограниченное право использовать
ресурсы организации и
1) Линейные полномочия - представляют
руководителю узаконенную
2) Штабные полномочия, которые
в зависимости от функций
а) рекомендательными - предполагают, что линейный руководитель может, но не обязан обращаться за консультациями и помощью к штабам;
б) с обязательным согласованием - предполагают, что линейный руководитель обязан обсуждать соответствующие ситуации со штабным аппаратом, но не обязан следовать его рекомендациям;
в) параллельными - предоставляют право штабам отклонять определенные решения линейного руководства;
г) функциональными - аппарат может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции.
В фирме ОАО «Прогресс»
линейные полномочия делегирования
следующим отделам: отделу продаж, отделу
закупок и снабжения
Обязанности, задачи, полномочия каждой управленческой должности определяются в должностной инструкции.
Для фирмы ОАО «Прогресс»
с целью повышения
1) четкое разделение труда
на основе должностных
2) иерархичность уровней
управления, при которой каждый
нижестоящий руководитель
3) наличие обобщенных формальных
правил и стандартов работы, обеспечивающих
однородность выполнения
2.3 Маркетинговые
исследования и стратегия
На рассматриваемом
Такими маркетинговыми задачами как формирование спроса на новые товары, организацией рекламной деятельности, формированием внешнего имиджа предприятия занимаются директор предприятия и зам. директора по коммерческим вопросам.
Однако они не справляются
с разработкой маркетинговой
стратегии предприятия, соответствующей
современным требованиям
На рассматриваемом
Анализ товарной и ценовой политики
Грамотно составленный ассортимент товаров в магазине - это залог его успешной деятельности. Специалисты компании по сбыту, учитывая повышающиеся требования посетителей к ассортименту, пытаются создать такую совокупность товаров в магазине, которая удовлетворила бы всех и каждого в отдельности. Для этого необходимо правильно изучить и проанализировать имеющийся на данный момент ассортимент продукции.
В своем ассортименте магазин имеет около 240 наименований продукции. При этом ассортимент часто обновляется 1-2 раза в неделю (см. приложения В, Г).
Динамика продаж сведена в табл. 11.
Таблица 11 - Динамика продаж по группам товаров
Наименование группы товара |
2006 |
2007 |
2008 |
Строительные материалы |
30% |
35% |
40% |
Чистящие и моющие средства |
15% |
20% |
10% |
Бумажная продукция |
10% |
8% |
5% |
Средства гигиены |
8% |
8% |
10% |
Хозяйственные товары |
25% |
15% |
20% |
Косметические средства |
8 % |
17% |
12% |
Репелленты |
4% |
2% |
1% |
Устойчивый спрос (см. табл. 11) наблюдается на чистящие и моющие средства.
Неустойчивый спрос
Спрос на остальные товары также является неустойчивым.
Объем продаж ОАО «Прогресс» с 2005 по 2008 годы представлен на рис. 4.
Объем продаж нестабилен. Так с 2005 по 2006 годы наблюдается увеличение объем а продаж, затем с 2006 по 2007 следует снижение объема продаж, в период 2007-2008 г.г. за первоначальным увеличением объема продаж следует спад.
На наш взгляд, такое
положение вещей обусловлено
внешними и внутренними факторами.
А именно: наступившими кризисными
явлениями в экономике страны,
и, соответственно, падением покупательского
спроса, отсутствием маркетинговых
исследований ОАО «Прогресс», недостаточно
высокой квалификацией
На основе проведенных исследований выявлен ряд проблем, важных для развития организации:
нет достаточной информированности сотрудников ОАО «Прогресс» о перспективах развития рынка стройматериалов, товаров бытовой химии. Информация поступает отрывками от клиентов, зачастую с большим опозданием. Вследствие этого организация следует в форватере других фирм по обновлению ассортимента.
затруднен прямой контакт и быстрая передача информации между отделами по причине удаленности друг от друга;
- слабый контроль за организацией продаж (особенно анализ статистических данных);
- отсутствует мониторинг конкурентов.
За последний период объем продаж розничной торговли ОАО «Прогресс» сильно снизился, вследствие активного развития торговых комплексов, а также общих кризисных явлений в экономике. Соответственно возникает риск задержки оплаты дебиторской задолженности, возникновение нестабильности в работе с поставщиками. Компания предприняла меры по снижению риска. При несвоевременной оплате, компания снижает процент скидки клиенту и уменьшает время отсрочки платежа. Последствием такой процедуры явилось сокращение клиентской базы. С одной стороны компания получила выгоду, сократив количество неплатежеспособных клиентов, с другой стороны она сократила рынок сбыта. В компании снижается общее количество клиентов и в то же время практически не ведется поиск новых. Необходимо найти оптимальный канал сбыта. Для этого необходима информация о рынке, конкурентах в новом направлении, потребителях. Чтобы обеспечить оперативность и достоверность требуемой информации необходимо:
исследование рынка и
его элементов специалистами-
полноценная оптимизация торгово-сбытовой деятельности;
дополнительные меры по стимулированию сбыта.
Каждая из этих функций имеет большое практическое значение, а в совокупности они обеспечивают успешную работу.
Необходимо взять направление на организации, предприятия, муниципальные учреждения, сферу услуг. Эти компании с постоянным спросом и предоплатной системой расчета, что сводит риск неоплаты к нулю.
Одна из основных задач системы системы маркетинга на предприятиях - защита от предпринимательского риска. В оптовой торговле эту защиту целесообразно осуществлять путем заключения специальных контрактов-сделок, предусматривающих возмещение упущенной прибыли вследствие инфляционных процессов при поставках продукции «вперед» с последующей их оплатой, а также специальных, положений, предусматривающих компенсацию упущенной прибыли за счет виновной стороны в случае нарушения заключенных договоров.
Для осуществления основных функций маркетинга и координации работы всех остальных служб предприятия необходимо создать специальное подразделение, численность и структура которого будет зависеть от характера товара, финансовых и кадровых возможностей и др.
Анализ существующих систем распределения и продвижения товара
Ассортимент товара ориентирован на покупателей разного достатка, постоянно расширяется и может меняться в зависимости от спроса потребителя. Продукция реализуется не только в Челябинске, но и по области. Материально- техническое снабжение осуществляется посредством оптовой торговли. ОАО «Прогресс» реализует товар по договорам, через оптовую и розничную торговлю.
Продвижением является любая форма информирования потребителей о товарах и деятельности анализируемого предприятия, которое передает нужные ей сообщения через фирменное название, упаковку, товарные выставки, средства массовой информации, наружные объявления, стенды, журналы и другие формы. Эти сообщения могут делать упор на информацию, убеждение или сравнение с конкурентами.
Кроме того, перед отделом
сбыта стоят цели по сохранению доли
фирмы на местном и региональных
рынках; продвижение новых видов
товаров; выявление продукции, не пользующейся
спросом у покупателей и
Реклама. Реклама ОАО «Прогресс» особо не выделяется среди рекламы фирм –конкурентов, рекламирующие те же товары. Печатные рекламные объявление продолжительное время остаются неизменными по форме и содержанию без всякой модификации.
Информация о работе Совершенствование маркетинговой стратегии организации