Состояние и совершенствование внутренней маркетинговой среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней маркетинговой среды предприятия.
Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:
проанализировать основные факторы микросреды функционирования предприятия;
изучить основные факторы макросреды функционирования;
дать организационно-экономическую и финансовую характеристику предприятию;
провести анализ элементов внутренней маркетинговой среды и SWOT – анализ факторов микросреды;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внутренней маркетинговой среды предприятия.

Содержание

Введение 4
1 МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные факторы микросреды функционирования предприятия
1.2. Основные факторы макросреды функционирования предприятия

6
15
2 ВНУТРЕННЯЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ОАО «БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1. Организационно-экономическая и финансовая характеристика предприятия
2.2. Анализ элементов внутренней маркетинговой среды
2.3. SWOT – анализ факторов микросреды



22
31
43
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
49
Заключение 59
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом Маши.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

    Решение данной проблемы видится во внедрении  закрытой подписки на акции предприятия.  Данная мера позволит сохранить контроль над акциями ОАО «БелАЗ» и над всем предприятием в целом. Риск от данного мероприятия возрастет незначительно. Единственным же минусом может стать лишь ограниченное финансирование и высокий дивиденд на акции.

    Еще одним вариантом для упрощения  использования внешних источников привлечения инвестиций является финансирование за счет привлечения кредитов и займов: Согласно постановлению белорусское правительства в 2011 г. на  реализацию важнейших инвестиционных проектов должно быть направлено 1,8 млрд. дол. США [45]. Согласно данному постановлению, 3 трлн. рублей на реализацию важнейших инвестиционных проектов должны выделить в виде кредитов белорусские банки, из внешних источников планируется привлечь на эти цели почти 1,5 трлн. рублей.

    Благодаря данному мероприятию контроль над  акциями ОАО «БелАЗ» и над всем предприятием не утрачивается. Также обеспечивается низкая цена привлечения. Однако, ввиду определения срока возвращения кредита, растет финансовый риск предприятия

    Третьим вариантом решения является получение  налоговых льгот. Как известно, ОАО «БелАЗ» является генеральным спонсором футбольного клуба белорусского первого дивизиона «Торпедо-БелАЗ». Благодаря  указу Президента Беларуси N291 «О дополнительных мерах государственной поддержки футбольных клубов» от 07.07.2003 г. предприятие будет иметь определенные налоговые льготы до 2013 г. включительно [1].

  • Решением проблемы наличия высокой затратности доставки продукции  в страны дальнего зарубежья может стать поиск альтернативных вариантов доставки продукции (например, морским транспортом). Разрешить проблему способно и расширение дистрибьюторской сети в зарубежных странах-потребителях продукции ОАО «БелАЗ».

    Однако  оптимальным (и в то же время пока самым затратным) решением является создание совместных производств или участков по сборке своей продукции в регионах дальнего зарубежья. Примером данных предприятий является успешный опыт Минского Тракторного Завода по организации сборки тракторов в Венесуэле.

  • Проблему низкой исполнительской дисциплины по некоторым цехам можно решить за счет подбора новых квалифицированных кадров и за счет обучения и повышения квалификации уже существующих кадров. Так же предприятию рекомендуется прибегнуть к услугам сторонних специализированных консалтинговых компаний, которые имеют огромный опыт в построении системы мотивации на предприятиях. Одной из таких фирм является консалтинговая группа «Здесь и Сейчас».
  • Проблему определенного количества извещений о возврате можно решить за счет внедрения нового технологического оборудования, приобретенного за счет инвестиций предприятия, а так же за счет уже описанных мероприятий, необходимых для увеличения исполнительской дисциплины по некоторым цехам.

Теперь  рассмотрим конкурентоспособность  предприятия. У ОАО «БелАЗ» существуют следующие основные конкуренты: Caterpillar Inc. - американская корпорация, Komatsu Limited - японская машиностроительная компания, Корпорация Hitachi Construction Machinery Co. Ltd., Компания Bucyrus International, Inc., Концерн Liebherr. Проведём расчёт конкурентоспособности.         Для сравнения возьмём показатели марки карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн, выпускаемые как на исследуемом предприятии, так и на заводах-конкурентах.

    Общая  характеристика исследуемых товаров представлена в табл. 3.1.

    Таблица 3.1.

    Общая характеристика техники

Характеристики БелАЗ Komatsu Bucyrus Caterpillar
Грузоподъемность (тонн) 220 220 236 218
Тип и мощность двигателя (кВт)                                              1715 1761 1715 1715
Гарантийный срок (мес.) 12 12 12 12
Соответствие  стандартам безопасности (отечественным и зарубежным) ISO 5010

СТБ-ИСО

474-6-2008

SAE J 1040

SAE J 1349

SAE J 1040

SAE J 1473

ISO 3450

SAE J 1151

ISO 3450

SAE J 1040

SAE J 1166

ISO 5010

ISO 3450

SAE J 1040

ISO 3471

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия 

    В табл. 3.2 дана экспертная оценка продукции предприятия и товаров-аналогов конкурентов (по 10-бальной шкале).

 

     Таблица 3.2.

    Экспертная  оценка продукции

Показатель Весомость БелАЗ Komatsu Bucyrus Caterpillar
Качество  товара 2 9 9 8 9
Уровень послепродажного обслуживания 3 8 8 7 9
Дизайн  и эргономичность 4 9 9 8 9
Цена

(млн.  долл. США)

1 1,32 1,75 1,6 2,105

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия 

    1. Определим эталонную марку, относительно которой будем рассчитывать показатель конкурентоспособности (табл. 3.3).

    Таблица 3.3.

    Показатели  качества продукции.

Показатель Количество  баллов по торговому предприятию di Коэф. весомости (gi) Комплексный показатель i-го свойства (qi) Обобщенный  показатель качества (ПКi)
1 2 3 4     1 2 3 4 1 2 3 4
Уровень качества товаров 9 9 8 9 35 0,21 0,9 0,9 0,8 0,9 0,19 0,19 0,17 0,19
Потребительская новизна тов-в 9 8 7 9 33 0,20 0,9 0,8 0,7 0,9 0,18 0,16 0,14 0,18
Показатель  полноты ассортимента 5 8 6 10 29 0,18 0,5 0,8 0,6 1 0,09 0,14 0,11 0,18
Показатель  устойчивости ассортимента 9 7 8 9 33 0,20 0,9 0,7 0,8 0,9 0,18 0,14 0,16 0,18
Показатель  структуры ассортимента 8 8 8 9 33 0,20 0,8 0,8 0,8 0,9 0,16 0,16 0,16 0,18
Всего: 40 40 37 46 - 1 4 4 3,7 4,6 0,81 0,80 0,74 0,92
∑ di 163                          

   Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия 
 

    Р1 = 2*9+3*8+4*9=78

    Р2 =  2*9+3*8+4*9=78

    Р3 =  2*8+3*7+4*8=69

    Р4 = 2*9+3*9+4*9=81

    Следовательно, за эталон мы примем карьерный самосвал, выпускаемый фирмой  CATERPILLAR.

    2. Рассчитаем  показатель конкурентоспособности по техническим параметрам по каждой марке.

    Т1 = 78/81 = 0,963;

    Т2 = 78/81 = 0,963;

    Т3 = 69/81 = 0,852;

    Т4 = 81/81 = 1;

    3. Рассчитаем экономический показатель  конкурентоспособности, относительно  эталонной марки:

    Э1 = 1,32/2,105 = 0,63;

    Э2 = 1,75/2,105 = 0,83;

    Э3 = 1,6/2,105 = 0,76;

    Э4 = 2,105/2,105 = 1;

    4.Теперь рассчитаем непосредственно показатель конкурентоспособности каждой марки относительно эталона.

    К1 = 0,963/0,63= 1,53;

    К2 = 0,963/0,83 = 1,16;

    К3 = 0,852/0,76 = 1,21;

    К4= 1/1 = 1

    Для получения дополнительных данных о  конкурентоспособности продукции  ОАО «БелАЗ» используем метод интегрального показателя.

                                                                                                    (3.1)

    Где ПК - показатель качества продукции;

    gi – коэффициент весомости i-го показателя;

    qi – комплексный показатель i-го свойства. 

                                                                                                          (3.2)

    Где qi – комплексный показатель i-го свойства;

    аi – значение i-го показателя;

    qi – комплексный показатель i-го свойства;

    max аi – максимальное значение i-го показателя. 

    Коэффициент весомости gi определяют по формуле:

    gi = di/ ∑ di                                                                                                  (3.3)

    где di – сумма баллов, присвоенных всеми экспертами по i-ому показателю

    качества;

    ∑ di – сумма балов, присвоенных всеми экспертами по всем показателям. 

    Для экспертной оценки была выбрана 10-ти бальная  шкала.

    Таким образом, исходя из данных, приведенных в табл. 3.1, 3.2 и 3.3 можно сделать следующие выводы:

  1. ОАО «БелАЗ» обладает вторым по величине показателем качества 0,81 (первое место по качеству занимает Caterpillar), т.е. продукция оценивается как качественная и соответствует приведенным мировым техническим и технологическим стандартам в области карьерной техники, что обеспечивает беспрепятственное проникновения на труднодоступные рынки дальнего зарубежья.
  2. Низкая цена (1,32 млн. долларов за карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн; при условии средней стоимости 1 тонны грузоподъемности в зависимости от комплектации от 4 до 8 тыс. долларов) обусловленная достаточными производственными и трудовыми мощностями, сконцентрированными на территории Республики Беларусь, что по своей сути значительно снижает себестоимость для рынков стран СНГ.
  3. Значительное отставание от лидера мирового рынка Caterpillar составляет 0,11 пункта обобщенного показателя качества. Что, по сути, определяет дальнейшую стратегию по наращиванию производственного потенциала для естественного прироста показателей качества продукции.
  4. Следует ожидать корректировки стратегии от Kamatsu, так как отставание от ОАО «БелАЗ» составляет 0,01 пункта обобщенного показателя качества. Если рассматривать конкуренцию со стороны цены, то ОАО «БелАЗ» имеет достаточно серьезное преимущество.

     Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что несомненными конкурентными преимуществами компаний-конкурентов являются: более развитые дилерские сети (товаропроводящие сети), большое количество функционирующих совместных и дочерних предприятий, широкий ассортимент продукции, политические факторы в функционировании компаний за рубежом, участие в международных стратегических альянсах, возможность участвовать в биржевых сделках, возможность покупки ноу-хау (патентная деятельность, совместные разработки в рамках НИОКР), использование технологий высшего уровня, превосходящий ресурсный потенциал.

Информация о работе Состояние и совершенствование внутренней маркетинговой среды