Состояние и совершенствование внутренней маркетинговой среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней маркетинговой среды предприятия.
Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:
проанализировать основные факторы микросреды функционирования предприятия;
изучить основные факторы макросреды функционирования;
дать организационно-экономическую и финансовую характеристику предприятию;
провести анализ элементов внутренней маркетинговой среды и SWOT – анализ факторов микросреды;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внутренней маркетинговой среды предприятия.

Содержание

Введение 4
1 МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные факторы микросреды функционирования предприятия
1.2. Основные факторы макросреды функционирования предприятия

6
15
2 ВНУТРЕННЯЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ОАО «БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1. Организационно-экономическая и финансовая характеристика предприятия
2.2. Анализ элементов внутренней маркетинговой среды
2.3. SWOT – анализ факторов микросреды



22
31
43
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
49
Заключение 59
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом Маши.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

    Предложения по усовершенствованию конкурентной борьбы следующие:

1.Создание  международных стратегических альянсов.

2. Развитие финансовых схем привлечения капитала.

3. Дальнейшее развитие товаропроводящей сети.

4. Создание совместных предприятий, дочерних предприятий.

  1. Стратегические альянсы (международные стратегические альянсы - кооперация с целью проникновения на зарубежные рынки).

   ОАО «БелАЗ» имеет потенциал в  объединении с российскими производителями  в области специальной карьерной  техники. Совместные усилия по разработке и производству взаимодополняющих, связанных изделий позволят расширить  ассортимент и устранить тем  самым слабость «Недостаточный ассортимент продукции», увеличить долю присутствия на рынке Российской Федерации, создать дополнительный плацдарм для расширения влияния на зарубежные рынки, такие как: Китай, Монголия, Индия и пр.

   К тому же создание альянса - целенаправленный поиск и реализация серьезных технических решений, которые в целом повысят уровень технической и экономической конкурентоспособности продукции. Как правило: совместное использование интеллектуального потенциала приводит к положительным изменениям в уровне технологий.

   Международная кооперация – реалии и перспективы  ближайшего будущего любого достаточно крупного предприятия, и чем раньше ОАО «БелАЗ» организует процесс  кооперации, тем проще будет справиться с «Угрозами» и «Слабыми сторонами», выявленными в SWOT-анализе.

  1. Развитие финансовых схем привлечения капитала.

   Аутсорсинг - заключение соглашения со сторонней  компанией на предоставление ею услуг (необходимых компетенций) за плату. Для производителей известных марок (носителей бренда) стало нормой вынесение производства в регионы с дешевой рабочей силой и другими доступными ресурсами, что немало способствует экспорту и развитию передовых технологий.

   В условиях экономической глобализации аутсорсинг лежит в основе организации  деятельности ТНК, например, автомобилестроительных. Новые заводы в развивающихся строятся в основном как база для низкозатратного экспорта на развитые рынки, что гораздо менее рискованно, чем вложение крупных инвестиций в развивающийся рынок, который может не сформироваться. При этом часть продукции может продаваться в стране-производителе. Проводя подобную стратегию взаимного выигрыша, компания инвестор добивается того, что ее деятельность поощряется местным правительством. В результате растет уровень занятости населения, устанавливаются либо укрепляются внешнеторговые отношения, обеспечивается приток в страну иностранной валюты.

   Большинство мировых аналитиков убеждены, что  МСА крупных компаний со средними и мелкими специализированными  компаниями на основе глобального аутсорсинга  представляют те структуры, которые будут доминировать на мировом рынке в ближайшем будущем.

   Сотрудничество  ОАО «БелАЗ» с ОАО «ММЗ»  подтверждено использованием двигателей для автомобилей с грузоподъемности ~30тонн. ОАО «БелАЗ» может организовать переговорный процесс между Caterpillar Inc и ОАО «ММЗ» для создания совместного экспериментального производства двигателей для карьерных самосвалов с грузоподъемностью свыше 30 тонн.

   Данная  мера имеет как положительные, так  и отрицательные моменты. Положительные: ОАО «БелАЗ» в некоторых моделях использует двигатели производства Caterpillar, развитие сотрудничества с ТНК, повышение технического уровня узлов и готовой продукции ОАО «ММЗ».

   Отрицательные: конкурент в большей степени  проникает на территорию стран СНГ, совместно с ОАО «ММЗ» приобретает возможность установить точку обслуживания двигателей, усиливает свое влияние в регионе.

   Акционирование - процесс преобразования собственности предприятия, когда она переходит из рук государства в собственность акционеров.

   Акционерное общество - одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признается коммерческая организацияуставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.  Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

   Акционирование  позволяет размещать акции на биржах, либо продавать их физическим и юридическим лицам.

   С февраля 2010 года Белорусский автомобильный  завод - открытое акционерное общество.

   Основные  усилия коллектива предприятия направлялись на совершенствование производственной базы, наращивание объемов производства, укрепление экономического и финансового положения предприятия, повышение качества выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта, стабилизацию жизненного уровня трудящихся.

   ОАО «БелАЗ» по итогам 2010 года является самым прибыльным предприятием Республики Беларусь. 
 
 

   Данные  представлены в табл 3.4.

Таблица. 3.4.

Топ 10 самых  прибыльных ОАО за 3 квартал 2010 года

Топ-10 самых прибыльных белорусских ОАО за 3 квартал 2010 года (данные Минфина, в млн рублей)
Компания Объем прибыли  за 3                                         кв. 2010 г. Объем прибыли  за 3 кв. 2009 г. Объем прибыли  за 3 кв. 2008 г.
БелАЗ      227 253      --      --
МАЗ      221 436      82 809      --
«Нафтан»      160 831      126 749      370 046
ГТФ «Неман»      103 130      29 202      36 853
Слуцкий сахаро-рафинадный комбинат      74 479      38 925      27 299
«Гродно Азот»      71 058      18 584      192 723
Мозырский НПЗ      68 820      --      410 236
«Брестгазоаппарат»      67 118      77 242      33 764
МАПИД      64 820      61 485      60 324
Агрокомбинат  «Дзержинский»      50 943      48 379      37 611

Примечание. Источник: данные министерства финансов Республики Беларусь 

    Дополнительных  денежных вливаний можно добиться, размещая акции на бирже. Здесь присутствуют свои стратегии в управлении числом и степенью акций. На данный момент полный пакет акций ОАО «БелАЗ» принадлежит государству.

    Выпуск  и размещение облигаций. Облигация — эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от эмитента облигации в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право владельца на получение фиксированного процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права.

    Облигации могут продаваться дешевле номинала (с дисконтом). Общим доходом по облигации являются сумма выплачиваемых процентов (купонов) и размер дисконта при покупке.

    Облигации служат дополнительным источником средств  для эмитента. Часто их выпуск носит целевой характер, к примеру для финансирования конкретных программ или объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям.

    Экономическая суть облигаций очень похожа на кредитование. Облигации позволяют планировать как уровень затрат для эмитента, так и уровень доходов для покупателя, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору. Фактически, на рынке облигаций осуществляются средне- и долгосрочные заимствования, обычно сроком от 1 года до 30 лет.

    Обладая достаточной доходностью ОАО «БелАЗ» способно выпускать и размещать облигации для возможного привлечения средств. По данным отчетов ежегодная чистая прибыль составляла: 2008 год – 69 млрд. бел. руб., 2009 год – 92 млрд. бел. руб., 2010 – 217,3 млрд. бел. руб. При условии, что 2009 год был кризисным для предприятия.

    Иные  средства привлечения капитала:

  • венчурные фонды и фонды прямых инвестиций, формирующие инвестиционный портфель из небольшого числа конкретных предприятий на период от 3 до 6 лет с последующим выходом из проекта;
  • стратегические инвесторы, промышленные компании и финансовые институты, специализирующиеся в определенных отраслях промышленности;
  • инвестиционные брокеры, осуществляющие частное размещение акций предприятия среди индивидуальных и институциональных интересов;
  • инвестиционные банки, осуществляющие проектное финансирование.
  1. Дальнейшее развитие товаропроводящей сети.
  1. Создание совместных и дочерних предприятий.

    Данные  пункты обусловлены естественным расширением  предприятия.

    Создание  совместных производств в Китае, Казахстане, России, планы по организации предприятия в Венесуэле. Совместно с китайской «CATIC Supply» было организованно совместное предприятие на территории Китая, следующий этап развития партнерских отношений – получение совместным предприятием статуса «местного производителя».

    При создании совместного предприятия  в Венесуэле будет открыт доступ к рынкам стран Южной Америки.

    Вместе  с образованием и развитием совместных предприятий необходимо создавать  сети обслуживания, сети доставки продукции предприятий.

    В данном случае встает вопрос о развитии товаропроводящей сети и ее компонентов  в целом.

    Предложения по этим пунктам следующие:

    1. Использовать торгово-политические факторы, которые обуславливают взаимоотношения Республики Беларусь с другими странами.  Организация производства в Венесуэле – стратегический шаг, который обусловлен негласным режимом «благоприятствования» между правительствами двух стран.

    2. Использование интеграционных объединений, в которые входит Республика Беларусь для поиска потенциальных потребителей, исследования потенциально возможных МСА. Влияние данного фактора можно наблюдать по доли рынка ОАО «БелАЗ» на рынках стран СНГ. Таможенный союз открывает дополнительные возможности функционирования ОАО «БелАЗ», путем упразднения или значительно снижения налоговой и таможенной нагрузки при перемещении продукции в рамках ТС. Определенная доля прибыли ОАО «БелАЗ» напрямую зависит от потенциального расширения ТС на другие страны СНГ.

    Что касается каких – либо расчётов, с моей стороны это делать некорректно, так как я являюсь студенткой и не имею опыта в этой сфере деятельности. Для расчётов необходимы достоверные цифры, а на предприятии мне таких данных предоставить не могут, так как это является коммерческой тайной. И вдобавок ко всему ОАО «БелАЗ» - гигант по производству белазов на рынке СНГ.

    Только  применение всех указанных мероприятий  в комплексе способно усовершенствовать  внутреннюю  маркетинговую среду  предприятия. 
 
 
 

Информация о работе Состояние и совершенствование внутренней маркетинговой среды