Состояние и совершенствование внутренней маркетинговой среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней маркетинговой среды предприятия.
Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:
проанализировать основные факторы микросреды функционирования предприятия;
изучить основные факторы макросреды функционирования;
дать организационно-экономическую и финансовую характеристику предприятию;
провести анализ элементов внутренней маркетинговой среды и SWOT – анализ факторов микросреды;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внутренней маркетинговой среды предприятия.

Содержание

Введение 4
1 МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные факторы микросреды функционирования предприятия
1.2. Основные факторы макросреды функционирования предприятия

6
15
2 ВНУТРЕННЯЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ОАО «БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1. Организационно-экономическая и финансовая характеристика предприятия
2.2. Анализ элементов внутренней маркетинговой среды
2.3. SWOT – анализ факторов микросреды



22
31
43
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
49
Заключение 59
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом Маши.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

    Управление  материальными ресурсами

    Руководство в области обеспечения материальными  ресурсами, в том числе комплектующими, объединения осуществляет директор по закупкам – заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению и комплектации.

    В вопросы его компетенции входит:

  • осуществление руководства хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического снабжения, заготовки, хранения и транспортного оборудования;
  • определение потребности объединения в сырье, материалах, комплектующих изделиях для производственных и хозяйственных нужд;
  • обеспечение выполнения плана по закупкам материально-технических ресурсов в срок и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами с учетом обеспечения изменения заводской потребности;
  • осуществление работы по поиску и выбору приоритетных поставщиков материалов, сырья и комплектующих изделий, учитывая цену и качество поставляемых ресурсов;
  • выбор рациональных логистических схем по доставке закупаемых ресурсов;
  • руководство работой по заключению договоров с поставщиками и контролировать ход их выполнения;
  • координация руководства организацией транспортного хозяйства;
  • руководство работой по анализу ценовой политики предприятий поставщиков, поступающих изделий и готовить предложения об изменении или усовершенствовании ценовой политики завода.

    Управление  качеством на предприятии

    Руководство качеством на ОАО «БелАЗ» осуществляет директор по качеству – заместитель генерального директора по качеству и обеспечению гарантийных обязательств.

    Решаемые  вопросы:

  • формирует проект политики  предприятия в области качества;
  • планирует проведение сертификации продукции и системы качества предприятия;
  • участвует в планировании повышения качества продукции, отвечающей по своим технико-экономическим показателям уровню развития науки и техники, потребностям экономики, населения страны, экспортным требованиям и т.п.;
  • руководит разработкой и проведением мероприятий по повышению качества продукции, внедрением системы обеспечения качества, стандартов и нормативов, показателей, регламентирующих качество продукции, наиболее совершенных методов контроля, предусматривающих механизацию и автоматизацию контрольных операций, систем бездефектной сдачи продукции и др.;
  • возглавляет работу по анализу рекламаций, изучению причин возникновения дефектов и нарушений технологии производства;
  • руководит внедрение системы качества серии ИСО 9001;
  • координирует и направляет деятельность всех структурных подразделений ОАО «БелАЗ» в области качества.

    Управление  кадрами и информационной работой

    Управление  кадрами и информационной работой  осуществляет директор по кадрам и  информационной работе – заместитель  генерального директора по кадрам и  информационной работе.

    Он  обеспечивает:

  • организацию управления формированием, использованием и развитием персонала предприятия;
  • возглавление работы по формированию кадровой политики;
  • организацию проведения исследований, разработки и реализации комплекса планов и программ по работе с персоналом;
  • своевременное обеспечение кадрами всех уровней ОАО «БелАЗ»;
  • осуществление организационного обеспечения деятельности объединения в информационной и общественно-политической сфере;
  • информирование трудовых коллективов о деятельности органов власти и общественных организаций всех уровней.

    Таким образом, организационная структура  ОАО «БелАЗ» обеспечивает рациональное разделение функциональных обязанностей между подразделениями предприятия и сотрудниками отделов и исключает дублирование выполняемых функций и является эффективной.

    На  предприятии разрабатываются более  гибкие структуры управления, позволяющие  улучшить управляемость структурными подразделениями, повысить оперативность  в управлении и исполнительную дисциплину.

    За  последнее время введены в  действие новые структурные схемы управления и новые штатные расписания более 20 структурных подразделений. При этом из старых структур исключались неэффективно работающие звенья (цехи, участки, службы, бюро, группы) и отдельные должности.

    Далее рассмотрим финансовое состояние ОАО «Белорусский автомобильный завод».

     Таблица 2.1.

     Динамика  показателей финансово-экономической  деятельности ОАО «БелАЗ» за период 2008-2010 гг.

Наименование  показателя Ед. изм. 2008г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009 г., %
Товарная  продукция в сопоставимых ценах на начало года млн. руб. 1 256 120 1 575 200 1 758 920 111,7
Реализованная продукция млн. руб. 985 623 1 124 489 1 237 554 110,1
Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 796 150 912 586 1 021 568 111,9
Управленческие  расходы млн. руб. 46 520 49 757 68 511 137,7
Расходы на реализацию млн. руб. 12 100 14 352 14 466 100,8
Прибыль от реализации продукции млн. руб. 130 853 147 794 133 009 90
Чистая  прибыль млн. руб. 62 530 86 729 69 721 80,3
Среднегодовая стоимость основных фондов млн. руб. 415 620 443 715 498 857 112,4
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных  средств млн. руб. 249 372 288 415 334 234 115,9
Рентабельность  реализованной продукции % 6,3 7,7 5,6 -
Рентабельность  всего капитала % 15 19,5 14 -
Фондоотдача с 1 рубля основных фондов руб. 3,02 3,6 3,5 97,2
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего млн. руб. 114,4 140 153,2 109,4

    Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия 

    Анализируя  показатели в табл. 2.1 следует отметить, что на предприятии в сравнении с 2009 г. в 2010 г. сильно увеличились управленческие расходы (рост + 37,7%). Это вызвано, в первую очередь, мировым финансово-экономическим кризисом, повлекшим за собой рост курса американского доллара по отношению к белорусскому рублю, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение зарплат управленческому  и рабочему составу предприятия в белорусских рублях. На мой взгляд, в сокращении управленческих расходов ОАО «БелАЗ» видится большой резерв для увеличения рентабельности реализованной продукции предприятия, которая в сравнении с 2009 г. в 2010 г. снизилась более чем на 2%, что повлекло за собой снижение рентабельности всего капитала за данный период на 5,5%. Так же на рентабельности отрицательно сказался рост цен на продукции ОАО «БелАЗ», вызванный падением курса белорусского рубля по отношению к валютной корзине (доллар США, евро, российский рубль), и мировым финансово-экономическим кризисом.

    Однако  следует так же отметить прирост  объемов реализации товарной продукции  в сопоставимых ценах составил (+11,7 %) в 2010 г. по отношению к 2009 г. Показатели рентабельности реализованной продукции на предприятии за период 2008-2010 гг., наоборот,  снижались. И в 2010 г. по сравнению с 2009 г. этот показатель снизился на 2,1 процентных пункта. По сравнению с 2009 г. в 2010 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,01 руб. Среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего в 2010 г. увеличилась на 13,2 млн. руб./чел в сравнении с 2009 г.. В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел., а за счет роста численности промышленно-производственного персонала - увеличилась на 11,55млн. руб./ чел.

    На  основании проведенного анализа  можно сделать вывод, что в  целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивает заработную плату, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.

    Финансовое  состояние организации на 1 января 2010 г. характеризуется следующими показателями:

  • Коэффициент общей ликвидности, который характеризует потенциальную способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счёт всех текущих активов. По этому показателю ОАО «БелАЗ» считается ликвидным, так как значение коэффициента ликвидности составляет  12,2.
  • Коэффициент промежуточной ликвидности, который характеризует способность предприятия выполнять текущие обязательства за счёт более ликвидной части текущих активов. Он составляет 3,3.
  • Коэффициент абсолютной ликвидности, который характеризует возможность предприятия выполнять обязательства за счёт свободных денежных средств. По этому показателю предприятие обладает достаточными ресурсами денежных средств для финансирования текущей производственной деятельности, так как данный показатель составляет 0,62 (при нормативе 0,2).
  • Коэффициент общей платёжеспособности, который определяет долю собственного капитала в имуществе предприятия, составил 0,6 при рекомендуемом значении 0,5, что позволяет относить предприятие к финансово устойчивому.
  • Коэффициент автономии, который свидетельствует о том, что функционирование предприятия в целом не зависит от внешних источников финансирования, составил 0,68. С точки зрения кредитора это обеспечивает гарантированность того, что все обязательства будут покрыты его собственными средствами.
  • Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует долю собственных оборотных средств в общей сумме оборотных средств. В период с 2007 по 2010 гг. доля собственных оборотных средств росла с 0,42 по 0, 62 при норме > 0, 2. Это свидетельствует о достаточной обеспеченности собственными средствами и уменьшении финансовой зависимости.

    В 2010 г. предприятие привлекало краткосрочные  кредиты банка в текущую деятельность. Годовой объём полученных кредитов выглядит следующим образом:

    Выдано:

  • 27 275, 82 тыс. долларов США,
  • 8 452, 55 тыс. евро,
  • 195 148, 69 тыс. руб.,
  • 71 740 млн. руб.

    Погашено:

  • 18 340, 00 тыс. долларов США,
  • 5 937, 22 тыс. евро,
  • 15 240 тыс. руб.,
  • 23 116 млн. руб.

    Процентная  ставка в среднем за 2010 год:

  • Доллар США - 6, 5 – 9%
  • Евро - 6, 5 – 9%
  • Российский рубль – 8, 5 – 10%
  • Белорусский рубль – 14 – 15%

    Подводя итог, можно признать положение ОАО  «БелАЗ» достаточно финансово устойчивым. Об этом свидетельствует достаточно высокая ликвидность, а также обеспеченность собственными средствами. В целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивает заработную плату, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.

    ОАО «БелАЗ» располагает высококвалифицированными кадрами. Среднесписочная численность работающих представлена в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

    Среднесписочная численность работающих ОАО «БелАЗ» за 2005-2010 гг., чел.

  2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
ОАО «БелАЗ», чел. 11703 12032 11707 11721 11412 11266
ОАО «БелАЗ» (головное без филиала), чел.  
 
9165
 
 
9460
 
 
9276
 
 
9306
 
 
9102
 
 
8984

    Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия. 

    Таким образом, исходя из данных, приведенных в табл. 2.2, можно сделать вывод о тенденции сокращения количества работающих кадров. Данная тенденция обусловлена, в первую очередь, технологическим прогрессом, выраженном в замене устаревшего оборудования на новое, более эффективное.

    Рассмотрим  основные показатели и условия премирования руководителей, специалистов и других служащих за результаты производственно  – хозяйственной деятельности:

  1. Установление размера премии производится за выполнение основных показателей премирования.
  2. Премия, начисленная за выполнение основных показателей премирования, снижается при невыполнении дополнительных показателей до 50%.
  3. Премирование руководителей, специалистов и служащих производится помесячно.
  4. Премирование производится отдельно за выполнение по каждому из основных показателей.
  5. При невыполнении отдельных основных показателей процент премии по этим показателям уменьшается на 0,5 пункта за каждый процент недовыполнения (например: выполнение задания по темпу роста товарной продукции составило 96%, в данном случае процент премии по этому показателю уменьшается на 2 пункта (96-100) х 0,5= -2).
  6. Премия, начисленная за выполнение основных показателей премирования, снижается при невыполнении дополнительных показателей до 50%.
  7. Премирование руководителей, специалистов и служащих производится помесячно.
  8. Премирование производится отдельно за выполнение по каждому из основных показателей.
  9. При невыполнении отдельных основных показателей процент премии по этим показателям уменьшается на 0,5 пункта за каждый процент недовыполнения (например: выполнение задания по темпу роста товарной продукции составило 96%, в данном случае процент премии по этому показателю уменьшается на 2 пункта (96-100) х 0,5= -2).
 

    2.2. Анализ элементов внутренней маркетинговой среды на предприятии

    Управление  маркетинга является структурным подразделением ОАО «БелАЗ», возглавляемое начальником управления, и подчиняется непосредственно заместителю коммерческого директора по маркетингу, сбыту и сервису. Управление маркетинга – подразделение, непосредственно контактирующее с потребителем, и является важнейшим звеном в заводской системе организации разработки, производства и реализации продукции в соответствии с запросами и требованиями потребителей.

Информация о работе Состояние и совершенствование внутренней маркетинговой среды