Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 02:14, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории и методологии социологических методов в маркетинговых исследованиях, а так же рассмотрение техники, процедур и особенностей применения данных методов на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать теоретические основы маркетингового исследования, его сущность и содержание;
Изучить теоретические основы количественных и качественных методов исследования;
Дать характеристику технике и процедурам применения количественных и качественных методов;
Раскрыть сущность банковского маркетинга;
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава Ι. Теория и методология социологических методов в маркетинговых исследованиях
1.1. Понятие маркетингового исследования ………………………………… 7
1.2. Специфика количественных методов ………………………………… .. 13
1.3. Теоретические основы качественных методов ……………………….. 21
Глава ӀΙ. Особенности и техника применения социологических методов в маркетинговых исследованиях
2.1. Техника и процедуры применения количественных и качественных методов ………………………………………………………………………. 29
2.2. Понятие и сущность банковского маркетинга. Применение социологических методов маркетинговых исследований на практике на примере ОАО "Россельхозбанк" ………………………………………………. 56
Заключение ………………………………………………………………….... 62
Библиографический список ………………………………
Совокупность этих принципов, которые необходимо применять только вместе и в полной мере, должна обеспечить своим применением эффективность проведения исследования. В разной литературе они трактуются по-разному, хотя основное их содержание не изменяется.
Если говорить о структуре, то маркетинговое исследование - это процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования, подготовки инструментария, составления плана выборки и выбора типа связи с аудиторией. Третий этап - сбор информации с помощью внекабитнетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и разного рода взаимосвязей. Пятый этап - представление основных результатов, которые дадут возможность принимать более взвешенные решения12.
Маркетинговые исследования могут проводиться различными методами, о них пойдет речь в следующих разделах курсовой работы.
Подводя итог, можно сказать, что успех маркетинговых исследований определяется не только тем, кто и какими методами их осуществляет, но в ещё большей мере привязкой к реальным объектам маркетинговой деятельности: конкретным производителям, товарам, рынкам, потребителям. Абстрактные, оторванные от реальной рыночной действительности исследования не способны привести к успеху, они просто не найдут практического применения.
В современной социологии ученые выделяют две группы методов: количественные и качественные. Данные группы методов сочетаются и дополняют друг друга в практическом применении, и довольно часто и те и другие применяются в рамках одного исследования. О специфике и особенностях данных методов речь пойдет в следующих разделах данной курсовой работы.
1.2.
Специфика количественных
Для того чтобы понять специфику данных методов, необходимо рассмотреть историю их возникновения. В 20-е годы в США были разработаны и быстро вошли в моду количественные стандартизированные опросы. Сфера возникновения количественных опросов изначально не имела ничего общего ни с теоретическими трудами отцов-основателей социологии, ни с первыми эмпирическими исследованиями, посвященными генезису личности преступников и некоторым другим изучавшимся в те годы проблемам. Массовые опросы с момента своего возникновения имели в основном не просто прикладной, а коммерческий характер, поскольку были востребованы и финансировались газетами и политическими партиями для решения вполне конкретной практической задачи: замера рейтингов политических деятелей и прогноза результатов выборов. В те же годы были предприняты первые попытки количественного изучения аудитории средств массовой информации и рекламы.
Считается, и не без основания, что новые количественные методы существенно потеснили предшествующую «качественную» традицию, оттянув на себя, в частности, фокус общественного интереса, а вследствие этого — финансовые и иные ресурсы, включая и ресурс доступа к средствам пропаганды своих идей.
Разработка и внедрение метода массовых опросов явились крупным технологическим достижением, на основе которого в развитых странах сформировалась целая экономическая отрасль, или «индустрия опросов», ставшая неотъемлемым элементом современного общества. Значение и финансовая мощь этой отрасли существенно возросли с тех пор, как на основе массовых опросов стали проводиться регулярные маркетинговые исследования, ставшие более мощным (и более стабильным по сравнению с политикой) источником финансирования.
Система социологического образования, разумеется, не могла остаться в стороне от этих процессов. Методы стандартизованных опросов, включая всю сопутствующую им совокупность методов сбора и обработки данных, стали крупной составной частью системы социологического образования и академической социологии. Результаты стандартизованных опросов естественным образом оказались массивами информации, чрезвычайно удобными для осуществления различных математических операций, в том числе и с помощью ЭВМ. Так родилась математическая социология, имевшая свои несомненные достижения, но очень сильно формализовавшая процесс социологического образования, потеснив в нем собственно гуманитарные направления.
Количественный подход ученые относят к группе так называемых "жестких" методов, задача которых – исследовать объективные характеристики поведения человека, которые могут быть измерены количественно. Такие исследования призваны по большей части подтвердить или опровергнуть факт распространенности в обществе каких-либо явлений, моделей поведения, ценностей, оценок, взглядов13.
В основе количественного подхода ученые находят два принципиальных положения14:
Своего апогея данное направление достигло к 60-м годам ХХ века, особенно четко это доминирование прослеживалось в западной социологии.
Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Данные исследования являются преимущественно описательными. Они дают ответы на вопросы о количестве людей, мотивах и факторах, основных причинах и целях их выбора. Так же может быть получена информация относительно целевой аудитории. Количественные исследования ориентированы на данные поддающиеся стандартизации.
Чисто в социологическом смысле
количественная методология применяется
при изучении "проблем социального
взаимодействия между структурами,
социальными институтами и
Количественные исследования нацелены на получение количественной, числовой информации об объекте исследования (социальных групп, потребителей, фирм и т.п.). Они построены на получении и анализе информации от большого числа респондентов, что позволяет выявить закономерности покупательского поведения, проверять гипотезы относительно предпочтений и мотиваций потребителей. Задача количественных исследований – предоставить в распоряжение исследователя или лица, принимающего решение, численную оценку состояния объекта или реакции общественности на некое событие. Главное отличие этих исследований от качественных состоит в том, что результаты таких исследований имеют статистическое, численное выражение. Данный вид исследований позволяет не просто выявить и зафиксировать мнения и предположения, а выявить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. Статистическая репрезентативность, большой объем выборочной совокупности обеспечивают не просто достоверность таких исследований, но позволяют экстраполировать результаты на вся генеральную совокупность (на весь потребительский сегмент или всю целевую аудиторию).
Количественные исследования проводятся, как правило, в тех случаях, когда основные гипотезы относительно объекта исследования (поведения потребителей) уже сформированы.
Соблюдение принципа репрезентативности в ходе количественных исследований является весьма весомым фактором, позволяющим снизить риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования16.
В настоящее время, количественные методы в маркетинге чаще всего применяются тогда, когда исследование проводится с целью выявления популярности определенного продукта или марки, тенденции потребительского поведения или оценки масштаба проникновения рекламных идей в потребительское сознание, определения знания марки, лояльности к марке, расчета эффективности рекламных компаний, определения объемов производства, основных характеристик продукта.
Количественные методы базируются
на использовании статистических подходов
к сбору и анализу данных. Обращение
к ним начинается с гипотезы, согласно
которой изучаемые аспекты
Информация о работе Социологические методы маркетинговых исследований: теория и практика