Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 02:14, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории и методологии социологических методов в маркетинговых исследованиях, а так же рассмотрение техники, процедур и особенностей применения данных методов на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать теоретические основы маркетингового исследования, его сущность и содержание;
Изучить теоретические основы количественных и качественных методов исследования;
Дать характеристику технике и процедурам применения количественных и качественных методов;
Раскрыть сущность банковского маркетинга;
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава Ι. Теория и методология социологических методов в маркетинговых исследованиях
1.1. Понятие маркетингового исследования ………………………………… 7
1.2. Специфика количественных методов ………………………………… .. 13
1.3. Теоретические основы качественных методов ……………………….. 21
Глава ӀΙ. Особенности и техника применения социологических методов в маркетинговых исследованиях
2.1. Техника и процедуры применения количественных и качественных методов ………………………………………………………………………. 29
2.2. Понятие и сущность банковского маркетинга. Применение социологических методов маркетинговых исследований на практике на примере ОАО "Россельхозбанк" ………………………………………………. 56
Заключение ………………………………………………………………….... 62
Библиографический список ………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Смоленский государственный университет" (СмолГУ)
Факультет управления
Кафедра социологии
Курсовая работа
Социологические методы маркетинговых исследований:
теория и практика
Студентки 4 курса
группы 45-С
Винокуровой
Марины Сергеевны
Научный руководитель:
к. п. н, доцент
Фоменков Анатолий Иванович
Смоленск
2011
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….
Глава Ι. Теория и методология
социологических методов в
1.1. Понятие маркетингового
1.2. Специфика количественных методов ………………………………… .. 13
1.3. Теоретические основы
Глава ӀΙ. Особенности и техника применения социологических методов в маркетинговых исследованиях
2.1. Техника и процедуры
Заключение …………………………………………………
Библиографический список …………………………………………………. 64
Приложения …………………………………………………
Введение
Социология
тесно связана со многими общественными
науками, и нередко именно социологическая
методология заимствуется иными
науками для решения новых
задач, для формирования теоретико-методологической
базы. В этом контексте следует
упомянуть об огромной роли социологической
информации для современного маркетинга:
именно социологическая информация
используется для обоснования наиболее
эффективных приемов
Рассмотрение социологии как теоретико-методологической базы маркетинговых исследований опирается на многообразие социальных аспектов маркетинговой деятельности. В тех случаях, когда речь идет о социологических аспектах изучения значимых элементов маркетинга, таких как потребитель, внешнее окружение, только методы социологического исследования способны эффективно решить проблемы. Недостаточное знание социологии и ее исследовательского инструментария снижает потенциал маркетолога-исследователя, сужает круг эффективных способов получения необходимой и достоверной информации, не позволяет получить по-настоящему комплексное понимание объекта и предмета исследования2.
Из социологии маркетинг заимствует
с одной стороны – методы и
процедуры маркетинговых
Социологические теории дали основу
возникновения маркетинговых
Актуальность
темы данной работы обусловлена тем,
что в настоящее время
Целью данной работы является изучение теории и методологии социологических методов в маркетинговых исследованиях, а так же рассмотрение техники, процедур и особенностей применения данных методов на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом данной работы являются теоретические основы маркетингового исследования, а предметом являются процедуры и техника применения социологических методов в маркетинговых исследованиях.
В данной работе использованы: опросный метод, а именно анкетный опрос, аналитический метод - расчленение, разложение объекта исследования на составные части; метод синтеза - соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое; аналогия - способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений.
Данную проблематику разрабатывают в своих работах отечественные авторы: Голубков Е.П., Лопатина Н. В., Кузьмина О. Г., Добреньков В. И., Кравченко А.И., Дмитриева Е.В., Крылов И.В., Морозов Е. И., Белановский С.А., Каменева Н.Г., Поляков В.А; и зарубежные авторы: Котлер Ф., Мак – Куэрри Э. Ф., Ландсбаум М., Эванс Дж. Р., Томпсон Дж. Д., Смелзер Н.
Исходя из целей и задач исследования данной проблемы, структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а так же приложений.
Глава Ι
Теория
и методология социологических
методов в маркетинговых
1.1.
Понятие маркетингового
Название маркетингового исследования происходит от англ. marketing - рынок. Маркетинговые исследования — комплекс мероприятий, предполагающих сбор, регистрацию и анализ информации с целью облегчения процесса принятия ответственных управленческих решений. Они выступают одним из секторов рынка консалтинговых услуг, их задача — снизить риск или неопределенность при возврате финансовых средств. Глубокое знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию. Все это позволяет выявить занятые и свободные рыночные ниши и определить свои возможности для победы в конкурентной борьбе5.
Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке6.
К основным
типам маркетинговых
1. Прикладное
исследование – исследование
конкретной практической
2. Фундаментальное исследование – исследование, направленное на расширение общего знания, а не на решение конкретной практической задачи7.
Так же ученые
выделяют ряд направлений маркетинговых
исследований. Рассмотрим одну из классификаций,
составленную
1. Исследования рекламы (мотивационные исследования, исследования рекламы до ее массового тиражирования, исследования коммуникационных каналов, изучение эффективности рекламы, изучение рекламы конкурентов);
2. Исследования экономики бизнеса (краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, изучение направлений изменений бизнеса, изучение цен, изучение размещения заводов и складов, изучение приобретений, исследование текущей деятельности, исследование деятельности сотрудников компании);
3. Исследования корпоративной ответственности (изучение права потребителей иметь необходимую информацию, изучение экологических воздействий, изучение правовых ограничений на рекламу и продвижение продукта, изучение социальных ценностей и политические исследования);
5. Исследования сбыта и рынка (измерение рыночного потенциала, анализ рыночной доли, определение характеристик рынка, анализ сбыта, установление квот сбыта, изучение каналов товародвижения, аудиторский контроль за тестированием рынков и складского хозяйства, создание потребительских панелей, изучение стимулирования сбыта, продвижение продукта)8.
Для того чтобы понять сущность маркетингового исследования, необходимо рассмотреть его ключевые моменты, а именно: предмет и объект, основную цель и задачи, принципы и структуру.
Предметом маркетингового исследования следует считать изучение деятельности предприятия на рынке, а также любые оценка и анализ рыночных процессов и явлений каким-либо образом с ней связанных.
Объектом маркетингового исследования является само предприятие и силы, входящие в микросреду его маркетинга, в частности конкуренты, поставщики и конкуренты предприятия. Объектом исследования часто становятся потребители, покупатели - клиенты. Важным объектом исследования является федеральный или региональный рынок, а также его отдельный сегмент. Так же объектом маркетингового исследования может стать население, или отдельная его группа, как носитель демографических и социально-экономических факторов макросреды маркетинга9.
Цель маркетинговых
Как и
в любой области
Информация о работе Социологические методы маркетинговых исследований: теория и практика