Роль маркетинговой деятельности в повышении уровня корпоративного управления на примере ОАО «Сыктывкархлеб»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации производственного маркетинга для повышения уровня корпоративного управления предприятия, на основе анализа деятельности ОАО «Сыктывкархлеб»
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль маркетинга и его необходимость в функционировании предприятия;
2. Проанализировать маркетинговую деятельность ОАО «Сыктывкархлеб»;
3. Определить пути и перспективы производственного маркетинга общества на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
7
1.1
Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием
7
1.2
Организация маркетинга на предприятии
12
1.2.1
Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами
13
1.2.2
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга
18
1.3
Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии
19
1.3.1
Планирование целей предприятия
19
1.3.2
Выбор стратегии маркетинга
21
1.3.3
Планирование программы маркетинга
22
1.3.4
Бюджет маркетинга
23
1.4
Система маркетингового контроля
24
2
Характеристика деятельности предприятия ОАО "Сыктывкархлеб"
29
2.1
Общие сведения о деятельности предприятия
29
2.2
Конкурентная среда предприятия
34
2.3
Матрица SWOT-анализа по хлебобулочной продукции
36
2.4
Продуктовая и ассортиментная политика


40


2.5
Особенности ценообразования
43
2.6
Каналы распределения продукции
45
2.7
Продвижение продукции
48
3
Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ОАО "Сыктывкархлеб»
50
3.1
Информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности предприятия
50
3.2
Организация маркетинговой деятельности на предприятии
53
3.3
Формы взаимодействия отдела маркетинга с другими подразделениями
61
3.4
Оценка маркетинговой деятельности на предприятии.
64
4
Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ОАО «Сыктывкархлеб»
66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
77

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Диплом_маркетинг.doc

— 360.50 Кб (Скачать)


                                                   

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Сыктывкарский государственный университет

Факультет управления

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

 

 

 

Допустить к защите:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., проф. А.П. Шихвердиев

“___” __________ 2008 г.

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Роль маркетинговой деятельности в повышении уровня корпоративного управления на примере ОАО «Сыктывкархлеб»

 

 

Специальность: менеджмент организации

 

Исполнитель:                                  ______________             студент 450 группы Д.В. Востриков

                                                                

Научный

Руководитель

О.И.Конакова

                                      

Заместитель министра экономического развития Республики Коми, к.э.н., доцент

Научный консультант

А.П. Шихвердиев

                                       

Член Российского сообщества корпоративных директоров,  д.э.н., профессор

 

                                                                          

2

 



 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

Теоретические основы  маркетинговой деятельности предприятия

7

1.1

Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении                   предприятием 

7

1.2

Организация маркетинга на предприятии

12

1.2.1

Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами

13

1.2.2

Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга

18

1.3

Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии

19

1.3.1

Планирование целей предприятия

19

1.3.2

Выбор стратегии маркетинга

21

1.3.3

Планирование программы маркетинга

22

1.3.4

Бюджет маркетинга

23

1.4

Система маркетингового контроля

24

2

Характеристика деятельности предприятия ОАО "Сыктывкархлеб"

29

2.1

Общие сведения о деятельности предприятия

29

2.2

Конкурентная среда предприятия

34

2.3

Матрица SWOT-анализа по хлебобулочной продукции

36

2.4

Продуктовая и ассортиментная политика

 

 

40

 

 

2.5

Особенности ценообразования

43

2.6

Каналы распределения продукции

45

2.7

Продвижение продукции

48

3

Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия  ОАО   "Сыктывкархлеб»

50

3.1

Информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности предприятия

50

3.2

Организация маркетинговой деятельности на предприятии

53

3.3

Формы взаимодействия отдела маркетинга с другими подразделениями

61

3.4

Оценка маркетинговой деятельности на предприятии.

64

4

Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ОАО «Сыктывкархлеб»

66

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

77

 

Список использованных источников

83

 

Приложение 1 Данные о численности и обобщенные данные об образовании и о составе сотрудников (работников) ОАО «Сыктывкархлеб», а также об изменении численности сотрудников (работников ) предприятия за 2008-2010 гг.

Приложение 2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сыктывкархлеб» за 2008-2010гг.

Приложение 3 Основные показатели производства продукции ОАО «Сыктывкархлеб» за 2008-2010 гг.

Приложение 4 Система сбыта ОАО «Сыктывкархлеб» за 2008-2010 гг.

Приложение 5 Затраты  на производства продукции ОАО «Сыктывкархлеб» за 2008-2010 гг.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности. Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.

В настоящий момент большая часть предприятий попадает под формальное состояние банкротства. В критическом состоянии находятся не только приватизированные предприятия, но и так называемые новые компании, с тенденциями быстрого роста оборота в два и более раз в год.

     По оценкам специалистов, 85-90 % субъектов рынка могут повысить эффективность работы как минимум на 20-30 %, то есть имеют достаточный потенциал для перелома негативных тенденций и самостоятельного перехода из кризисного состояния в конкурентноспособное [21].

Чтобы выйти из кризисного  и предкризисного состояния и стать конкурентноспособными, необходимо осуществить глобальную двуединую модернизацию – и производства, и управления.

Новая технология всегда производительнее, но и дороже старой. Для того, чтобы окупить экономические затраты на ее применение нужно, чтобы производительность людей и оборудования была выше, чем при прежней технологии. А это уже классическая управленческая задача.

Предприятия, освоившие новые, интегрированные модели управления, построенные на основе системного подхода, сегодня выживают, наращивают объемы производства, загружают работой не только вторую, но и третью смены.

Система корпоративного управления – это совокупность принципов, методов, средств, форм и процессов управления.

Необходимым звеном системы корпоративного управления предприятий является маркетинговая деятельность. Именно она обеспечивает предприятию необходимый сбыт производимой продукции, что наполовину является залогом успешного его функционирования. От эффективности маркетинговой деятельности напрямую зависит эффективность работы всего предприятия.

Задачами маркетинга являются: выбор товара, производимого для рынка, определение его потребительских свойств; установление качественных параметров производства; контроль за соблюдением действующих экологических и медицинских требований; обоснование объемов и сроков производства продукции; расчет необходимости привлечения дополнительных финансовых средств с указанием источников их получения (регламентация времени транспортировки, расчет процента естественной убыли); требования к упаковке продукции; разработка бизнес-плана, условий проведения коммерческих операций, а также многое другое.

Эффективное корпоративное управление производством в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на  предприятиях.

Итак, в развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, концентрируется внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а, следовательно, и прибыльность фирмы.

Это все подтверждает актуальность работы.

Маркетинг является руководством к управлению, планированию, действию в условиях рыночной экономики. В этой связи необходимо разобраться в философии маркетинга в сравнении с философией сбыта.

Объектом исследования данного дипломного проекта являются корпоративные отношения, предметом исследования – механизм маркетинговой деятельности как элемент системы корпоративного управления.

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации производственного маркетинга для повышения уровня корпоративного управления предприятия, на основе анализа деятельности  ОАО «Сыктывкархлеб»

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.                  Охарактеризовать роль маркетинга и его необходимость в функционировании предприятия;

2. Проанализировать маркетинговую деятельность ОАО «Сыктывкархлеб»;

3.     Определить пути и перспективы производственного маркетинга общества на современном этапе.

Работа выполнена на примере одного из предприятий пищевой промышленности ОАО «Сыктывкархлеб» города Сыктывкар. В качестве методов исследования избраны анализ литературных источников, а также практический материал (анализ хозяйственной деятельности).

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, выводов и приложений, списка использованной литературы.

Первая глава освещает основные функции и цели маркетинговой деятельности, его роль в деятельности предприятия. Также в этой главе раскрываются методы и необходимость составления плана маркетинга.

Вторая, основная глава характеризует производственно-хозяйственную деятельность открытого акционерного общества ОАО «Сыктывкархлеб» и  анализирует непосредственно маркетинговую деятельность, проводимую на предприятии. В этой главе был проведен  SWOT-анализ выпускаемой продукции, а также анализ сбытовой деятельности предприятия.

          В третьей, заключительной главе предлагаются пути совершенствования организации маркетинговой деятельности на ОАО «Сыктывкархлеб».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью на предприятии

         1.1 Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении                   предприятием 

 

Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается  таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.

Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм.

Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но  и прямым убыткам. Маркетинговая система  как подсистема корпоративного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных  и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей.

На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.

Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия или фирмы. Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. Но, к сожалению, не во многих учебных пособиях, статьях можно найти четкое определение понятий «маркетинговой управление» и «управление маркетингом».

По логике приведенных выше рассуждений будет целесообразно дать определения этим двум понятиям:

      Управление маркетингом

      Маркетинговое управление

В теории и практики ведения маркетинговой деятельности эти два понятия нередко наделяются равноправными характеристиками и выполняют одинаковые функции. Итак, попытаемся разобраться, в чем же сходство и отличие этих понятий.

 

 

Таблица 1.1 -  Сравнительные характеристики

Управление маркетингом
 
Маркетинговое управление

Объект управления – маркетинг, а именно позиционная деятельность на рынке с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды

Субъект управления – деятельность конкретного владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера.

 

 

 

Среда

Объект управления – предприятие, рынок, сегмент, существующие потребители и потенциальные покупатели.

Субъект управления – деятельность конкретного владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера.

Анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка

 

 

 

 

 

средства

Совокупность действий человека, ведущих к достижению поставленной цели (повышение имиджа, увеличение прибыли и др.), которые включают в себя управление совместной деятельностью, методы воздействия на деятельность людей, изменение их мотивации, отношения к труду, к товару, услуге…

Проведение мероприятий, чтобы найти оптимальное количество клиентов, необходимое для реализации всего производимого фирмой в данный момент объема продукции. Это означает не только создание и расширение спроса, но и проблемы его изменения, а иногда и сокращения.

Процесс управления маркетингом охватывает такие стороны деятельности фирмы, как организация сбыта и его стимулирование, рекламные кампании и исследование маркетинга, управления товарами и ценообразование.

 

 

 

 

 

Дейст-вия

Формирование у сотрудников предприятия, партнеров «маркетингового образа мышления», следование маркетинговой идеологии, то есть полная ориентация на рынок, обеспечение «маркетингового микроклимата» на предприятии. Плюс все те мероприятия, которые входят в понятие «управление маркетингом»

Следовательно, задача управления маркетингом заключается « в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей». Т.е. «управление маркетингом это управление спросом». Исходя из этого, управление маркетингом касается вопросов изучения желательного уровня спроса на товары конкретной фирмы; анализа ситуации превышения реального спроса над желаемым, их соответствия и ситуации, когда реальный спрос ниже желаемого.

 

ВЫВОД

Следовательно, маркетинговое управление – это одна из форма управления предприятием, при которой предприятие полностью ориентируется на рынок, отвечает на сегодняшние запросы поставленные рынком, тем самым удовлетворяя нужды потребителей и потенциальных покупателей.

Информация о работе Роль маркетинговой деятельности в повышении уровня корпоративного управления на примере ОАО «Сыктывкархлеб»