Разработка комплекса маркетинга для предприятия на примере ОАО «Красный пищевик»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования являются: определение основных направления комплекса маркетинга на предприятии, анализ существующего положения, выявление недостатков и разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.
Объект исследования – ОАО «Красный пищевик».
Предмет исследования - комплекс маркетинга на предприятии ОАО «Красный пищевик».

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 120.11 Кб (Скачать)

С 1895 года заводом владели  помещики Поплевский и Незабытовский, которые провели реконструкцию  предприятия в 1895-1897 годах. За это  время было построено кирпичное  здание, закуплено оборудование за границей, установлена паровая машина, другие станки и механизмы. По тому времени это было развитое, передовое  предприятие.

До того, как в 1917 году завод был передан уездному совнаркому, у него сменилось 5 хозяев. С 1921 по 1924 годы завод не работал и лишь после  капремонта в 1925 году завод вновь  заработал, открылись квасильный, вальцовый, заторный, мочильный, прессовочный, упаковочный  цеха

В 1929-1930 годах проводится реконструкция дрожжевого завода под  кондитерскую фабрику «Красный пищевик». Создавая кондитерскую фабрику, основатели уже в самом названии заложили определенные принципы работы и качества, ведь «красный» означает – красивый, лучший.

С 1931 года начат выпуск пастилы, мармелада, повидла. В 1932 году построен халвичный цех, в 1934 – карамельный, а в 1937 – дражейный.

В годы войны предприятие  было сожжено, большая часть оборудования вывезена. После освобождения города предприятие было восстановлено  и через 5 лет объем выпущенной продукции превысил довоенный.

В последующие годы проводилось  расширение и оснащение предприятия  новейшей техникой и оборудованием. В 1974 году был построен новый мармеладный цех, в 1987 новый производственный корпус по выпуску зефира, ириса, драже.

И во времена СССР, и сегодня  «Красный пищевик» был и остается крупнейшим производителем зефирно-мармеладных  сладостей в Беларуси и вторым на территории СНГ после московской фабрики «Ударница». Белорусский  зефир по-прежнему популярен от Москвы до Владивостока.

Открытое акционерное  общество «Красный пищевик» (далее  –Общество) создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 26 июля 1994г. N 279 путем преобразования государственного предприятия «Бобруйская  кондитерская фабрика «Красный пищевик» в соответствии с законодательством  об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь.

Общество является правопреемником имущественных  прав и обязанностей названного государственного предприятия.

ОАО «Красный пищевик» зарегистрировано в качестве юридического лица решением Бобруйского городского исполнительного  комитета от 16 августа 1994 года №73—18. Общество перерегистрировано в Реестре общереспубликанской  регистрации за N29 решением Могилевского областного исполнительного комитета от 29 августа 1996 года N12—21.

Предприятие является юридическим  лицом — коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный  баланс, печать, штампы, бланки со своим  наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях  банков, несет самостоятельную ответственность  по своим обязательствам.

Уставный фонд ОАО «Красный пищевик» составляет 2 635 млн. руб.

Основные рынки сбыта

Широкий ассортимент своей  продукции предприятие «Красный пищевик» предлагает как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

Внутренний рынок сегментирован  следующим образом:

- Рынок г. Минска,

- Рынок г. Могилева,

- Рынок г. Бобруйска,

- Региональные рынки:

Могилевская область,

Минская область,

Витебская область,

Гродненская область,

Брестская область,

Гомельская область.

Внешний рынок представлен  следующими направлениями:

- Рынок Российской Федерации:

Рынок г. Москвы,

Рынок г. Санкт-Петербурга,

Рынок регионов РФ.

- Рынок стран Дальнего  зарубежья:

1. Рынок Латвии,

2. Рынок Литвы,

3. Рынок Эстонии,

4. Рынок Израиля, 

5. Рынок США,

6. Рынок Германии,

7. Рынок Молдовы, 

8. Рынок Туркменистана.

Рассмотрим ситуацию на кондитерском рынке Республики Беларусь.

За 11 месяцев 2010 года на внутреннем рынке было реализовано 10 840 219,66кг продукции предприятия, а за 11 месяцев 2011 года – 12 236 394,545кг. Темп роста составил 112,9%.

Структура реализации продукции  по областям отражена на рисунке 2.1 (в % от общего объема реализации).

Рисунок 2.1. Отгрузка продукции по областям, 2010-2011гг

 

По потреблению продукции  первое место занимает Минская область  (37% и 36% в 2010 и 2011гг. соответственно), затем идут Могилевская (17% в 2010 и 2011гг.) и Брестская (14% и 15% в 2010 и 2011гг. соответственно) области.

Структура реализуемой продукции  на внутреннем рынке в 2011г.

Зефир 41%, драже 8%, мармелад 21%, халва 25%, ирис 5%.

Структура реализуемой продукции  на внутреннем рынке в 2012г.

Зефир 43%, драже 10%, мармелад 24%, халва 19%, ирис 4%.

В структуре реализуемой продукции в 2012 году первое место занимает зефир и мармелад. А в 2011году – зефир и халва. Видно, что доля халвы в 2012 году в структуре реализации продукции сократилась на 6% относительно 2011года. Данное падение можно связать со следующими данными: от Министерства статистики и анализа Республики Беларусь были получены данные по экспорту и импорту халвы в РБ за 2011 год. Так экспорт из РБ халвы составил 159843кг, а халвы в шоколаде – 178950кг. При этом импорт халвы в РБ составил 1685318кг, а халвы в шоколаде – 1948387кг (импорт халвы превышает экспорт в 10,5 раза, а халвы в шоколаде – в 10,9 раз). Из полученных данных можно сделать вывод о том, что кондитерский рынок РБ насыщен халвой Российских и Украинских производителей (в 2011 году из России было ввезено 728671кг халвы, из Украины – 684011кг; халвы в шоколаде из России – 1876839кг). Это говорит о том, что конкуренция на кондитерском рынке возрастает, а покупатели не всегда отдают предпочтение продукции отечественных производителей. Также необходимо отметить, что упаковка российской и украинской халвы больше привлекает внимание покупателей. Кроме того, данная продукция поставляется в шоу-боксах, что привлекает торговые организации РБ (более удобно размещать на прилавках магазинов и в прикассовых зонах).

Отдельно выделяется реализация в г. Минске, г. Бобруйске и г. Могилеве. Потребление кондитерских изделий  предприятия в столице РБ составляет 24% от общего объема отгруженной продукции  за 11 месяцев 2012гг. На Могилев и Бобруйск за 11 месяцев 2010 года приходится 37% и 29% от реализованной в Могилевской области продукции, а за 11 месяцев 2010 года – 35% и 30% соответственно.

Сегмент потребителей.

Потребление кондитерских изделий  белорусскими потребителями невелико по сравнению с показателями западных стран. Причина этих различий в потреблении  – более низкий средний уровень  жизни населения Республики Беларусь и сама специфика данной группы продуктов. Кондитерские товары не являются товарами первой необходимости, а спрос на эту группу продуктов эластичен  по доходу, то есть увеличение дохода приводит к увеличению спроса.

Структура спроса на сахаристые кондитерские по производителям показана на Рисунке 2.4. Так, из общего числа опрошенных 35% респондентов ответили, что за последний месяц приобретали продукцию фабрики «Коммунарка», 27,2% – отдали предпочтение продукции фабрики «Спартак» и т.д.    

 

Рисунок 2.4. Уровень спроса на кондитерские изделия по производителям, % от общего числа покупок опрошенных респондентов

 

В результате проведенного факторного анализа по товарным группам  были выделены два сегмента:

Покупатели зефира, мармелада, шоколадных конфет. Доля этого сегмента составляет 63% от общего числа потенциальных  потребителей.

Покупатели ириса, драже, халвы. Доля сегмента составляет 35%, как это показано на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5. Доля покупок по группам изделий от общего числа потенциальных потребителей


Рисунок 2.6. Сравнительная характеристика причин покупки кондитерских изделий

 

При проверке сопряженности  сегментов по причинам использования  кондитерских изделий потребителями (Рисунок 2.6.) сделаны выводы о выделении трех отличающихся сегментов:

Рисунок 2.6. Сравнительная характеристика причин покупки кондитерских изделий, % от общего числа опрошенных

Покупают кондитерские изделия для себя 46%, покупают кондитерские изделия для семьи 47%, покупают кондитерские изделия для особых случаев чуть более 7%.

Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности за 2009 - 2011 годы приведены в таблице 2.1.

Прибыль от реализации за 2010 год составила 4825 млн. рублей и увеличилась по отношению к 2009 году на 587 млн. рублей или на 13,9 %. Прибыль до уплаты налогов увеличилась на 597 млн. рублей (на 14,7%), чистая прибыль - на 301 млн. рублей (на 10,8%). Положительная динамика экономических показателей наблюдается и в 2010 году: темп роста прибыли от реализации продукции – 121,4 %, чистой прибыли – 120,8 %.

 

 

 

Таблица 2.1. - Показатели финансово-хозяйственной деятельности, млн. руб.

Показатели

 

 

 

2009

 

 

2010

 

 

 

2011

 

 

Сравнение

2010г.  к 2009г.

2011г. к 2010г.

+ -, млн. руб.

Темп роста, %.

+ -, млн. руб.

Темп роста, %

Выручка   от   реализации   за вычетом  налогов  и отчислений из выручки

47 351

53 801

0050

6 450

113,6

26 249

148,8

Затраты   на   производство   и реализацию

43 113

48 976

4749

5 863

113,6

15 773

132,2

Прибыль от реализации

4 238

4 825

856

587

113,9

1 031

121,4

Рентабельность, %

9,8

9,9

9,0

0

101,0

-1

90,9

Сальдо   операционных   доходов и расходов

-26

-15

20

11

57,7

-5

133,3

Сальдо внереализ.доходов и расходов

-147

-148

148

-1

100,7

0

100,0

Прибыль до уплаты налогов

4 065

4 662

552

597

114,7

890

119,1

Налоги и расходы из прибыли

1 279

1 575

822

296

123,1

247

115,7

Чистая прибыль

2 786

3 087

730

301

110,8

643

120,8


Приложение А. Источники  за 2009- 2011г. ОАО «Красный пищевик» собственная  разработка

Критерии оценки структуры  баланса ОАО «Красный пищевик» за период 2009 – 2011 годов приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.- Показатели оценки платежеспособности и структуры баланса

Как следует из показателей, приведенных в таблице, значения коэффициентов текущей ликвидности (К1) и обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на протяжении всех анализируемых периодов выше нормативных значений. Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) значительно ниже предельно допустимой величины коэффициента (норматива) на протяжении трех лет.

 

 

Показатели

Норматив

 

По состоянию на:

 

01.01.

01.04

01.07

01.10

 

2009 год

Коэффициент текущей ликвидности  (K1)

> 1,70

1,92

1,93

1,72

1,81

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

> 0,30

0,48

0,49

0,40

0,43

 

Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3)

<0,85

0,27

0,28

0,34

0,32

 

2010 год

Коэффициент текущей ликвидности  (K1)

> 1,70

1,91

1,94

2,05

2,07

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

> 0,30

0,46

0,47

0,50

0,50

 

Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3)

<0,85

0,3

0,29

0,28

0,27

 

2008 год

Коэффициент текущей ликвидности  (K1)

> 1,70

1,94

1,94

1,84

1,73

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

> 0,30

0,47

0,49

0,44

0,39

 

Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3)

<0,85

0,28

0,29

0,32

0,33

 

Информация о работе Разработка комплекса маркетинга для предприятия на примере ОАО «Красный пищевик»