Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение маркетингового исследования и разработка целевого рынка десертных вин для гипотетической фирмы и на основе этих данных – разработка стратегии фирмы на данном рынке.
Информация, которую необходимо получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать :
ресурсы потенциального рынка с точки зрения покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж;
покупательский спрос, запросы и потребности потребителей;
характеристику потенциальных потребностей;
территориальное (географическое) размещение рынка;
данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке, ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.);
Введение..................................................................................................................3
Глава 1 Анализ рынка десертных вин....................................................................5
1.1Характеристика рынка десертных вин................................................................5
1.2 Емкость рынка десертных вин...........................................................................12
1.3Анализ конкурентов на рынке десертных вин...................................................14
Глава 2 Разработка(планирование) маркетингового исследования....................16
2.1Планирование и организация сбора первичной информации.........................16
2.2Предварительный анализ результатов опроса.................................................22
Глава 3 Сегментирование и позиционирование товара........................................24
3.1 Выбор переменных сегментирования................................................................24
3.2 Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента…………………………...26
3.2Позиционирование товара...................................................................................29
Глава 4 Разработка комплекса маркетинга.............................................................32
Заключение................................................................................................................37
Список использованной литературы........................................................................39
Приложение................................................................................................................41
Малага — превосходное ликерное купажное вино, вырабатываемое в окрестностях испанского г. Малага в Андалусии. Местные природные условия позволяют естественным путем получать здесь виноград очень высокой сахаристости. Для этого часть гроздей, убираемых в сентябре, когда еще много солнечных теплых дней, увяливают на открытом воздухе на специальных циновках, вмещающих по 10—12 кг винограда.
Наиболее
известные сладкие сорта
Аревшат — ликерное вино типа малаги с содержанием спирта 16% об., сахаров 26 г на 100 мл, титруемой кислотностью 4,5—5,5 г/л. Его выпускают с 1907 г. в Араратском и Эчмиадзинском районах Армении, готовят из сортов винограда Мсхали, Кахет, Воскеат и Мускат белый. Это вино получают купажированием сахарсодержащих и крепленых сухих виноматериалов с уваренным, карамелизованным суслом и спиртом-ректификатом. Выдерживают в бочках 3 года.
Дашгала — ликерное вино типа сладкой черной малаги. Выпускается с 1940 г. в Туркмении; готовится из винограда сортов Тербаш и Кара узюм. Цвет вина темно-коричневый, в букете и вкусе кофейные тона, очень сладкое вино, напоминающее марсалу.1
Самые знаменитые десертные вина производят во Франции: в Сотерне, Эльзасе; в Германии - известные ауслезе и шпетлезе, редкие айсвайны; в Венгрии - токай, в Италии - пассито и вин санто. В последнее время стали все чаще встречаться десертные вина Нового Света. Если говорить все же о тех из них, которые представлены на нашем рынке, то эксперты прежде всего отмечают сотерны, а также итальянские вина, произведенные методом пассито (речото ди соаве). Изредка можно встретить вина Эльзаса и Германии из винограда позднего сбора, но этот сегмент очень узкий.
Аналитики
алкогольного рынка утверждают, что
чем выше благосостояние человека,
тем больше он отдаёт предпочтение
спиртному с меньшим
Новое структурирование рынка происходит на фоне более глубинных изменений — на уровне потребительских предпочтений и стереотипов восприятия вина. Раньше отечественные производители не слишком заботились о качестве продукта и маркетинговых стратегиях, а сейчас стали уделять этим аспектам больше внимания.
Вино в нашей стране по-прежнему пьют значительно реже, чем пиво и крепкие спиртные напитки – в основном водку. Однако, несмотря на это, в России начала развиваться культура потребления более изысканных напитков, и по данным аналитиков, до кризиса спрос на рынке вина начал постепенно смещаться в сторону более дорогого сегмента. Безусловно, огромную роль в этом сыграло общее повышение платежеспособности российского потребителя.
Эксперты отмечают специфичность этого сегмента винного рынка. В России очень ограниченный круг потребителей подобных напитков, и их число вряд ли значительно увеличится. Пока, по словам экспертов алкогольного рынка, в России наиболее востребованы полусладкие и дешевые сладкие вина, которые производятся с добавлением спирта по упрощенной технологии. Сегодня рынок сладких вин в нашей стране можно разделить на два сегмента: "традиционные" для России дешевые десертные вина и природно-сладкие (айсвайны, токайские, сотерны, малага, херес). В настоящее время внутреннее производство не удовлетворяет спрос, существенную часть рынка занимает импортная продукция. Что касается среднего и высшего ценовых сегментов, там подавляющая часть предложения представлена импортными винами. Сегмент натурального виноградного сладкого вина даже в мировом масштабе очень невелик и нацелен на довольно узкие потребительские предпочтения.
Среди сладких и полусладких в нашей стране больше всего популярны вина, произведенные в России (53,9%), затем с большим отрывом следуют болгарские (15,4%) и крымские (15,2%). Причем пьют сладкое вино преимущественно женщины (68,6%) старше 35 лет (65,5%).
На российском рынке продолжают лидировать красные вина – именно на эту продукцию, которая пользуется наибольшей популярностью у россиян, приходится около 60% импорта. В 2006 году красные вина удерживали лидерство по объему продаж – он составил 296 млн литров. Интерес к белым винам продолжал расти, однако объем продаж этой продукции традиционно ниже, чем у красных вин – 244 млн литров.
Розовые вина в России продаются не слишком успешно, так как культура потребления этих напитков в нашей стране пока не развита.
Высокая сахаристость таких вин ограничивает их гастрономичность - не так много блюд, которые хорошо сочетаются со сладкими винами. Тогда как сухие вина - это прекрасные партнеры для совершено разных блюд.
Еще одна причина ограниченного спроса на десертные вина - это их более высокая стоимость как результат более сложного и более затратного процесса производства. За рубежом десертные вина пользуются невысоким, но стабильным спросом в тех странах, где существует многолетняя устоявшаяся культура правильного их потребления. В большом количестве в принципе их потреблять не принято нигде.
Основными покупателями десертных вин являются три целевые группы (практически вне зависимости от региона покупки):
1.Мужчины в возрасте 20-40 лет с высшим образованием (16,0% покупателей);
2.Женщины в возрасте 20-50 лет с высшим образованием (24,8% покупателей);
3.Женщины со средним в возрасте 20-40 лет специальным образованием (14,2% покупателей).2
Среди покупателей вина довольно высокий процент лиц с высшим образованием и относительно высокий (по сравнению с другими спиртными напитками) процент покупателей-женщин (58,6%).
По наблюдениям
ритейлоров крупных городов в
настоящее время структура
По данным компании Euromonitor International, вино является третьим по популярности алкогольным напитком в России – после пива и крепкого алкоголя. В 2009 году средний россиянин выпил 73 литра пива, 12 литров крепких спиртных напитков и 8 литров вина.
Следует отметить, что за последние несколько лет российский рынок вина пережил несколько кризисов, которые замедлили его развитие. Кроме того, запрет на импорт вина из Молдавии и Грузии сказался на структуре потребительских предпочтений.
По мнению специалистов, одним из факторов, определяющих развитие сегмента, стало повышение качества сервиса, предлагаемого розничной торговлей. Значительная доля продаж в натуральном выражении приходится на бары и рестораны. Кроме того, развитию культуры винопития, продвижению дорогих сортов вин и росту их продаж способствуют специализированные бутики.
Эксперты
отмечают, что российский винный рынок
достаточно серьезно отличается от мировых
"стандартов", в том числе
следующим:
• доля потребления красного вина значительно
превышает долю белого.
• до 80% потребления составляют полусладкие
вина.
• несмотря на то, что вина российского
производства составляют значительную
долю рынка, потребитель в целом относится
к российскому вину с осторожностью, а
порой — и с недоверием.
Еще одна проблема винного рынка в России – на нем до сих пор не существует устойчивых брендов. Главная характеристика бренда — узнаваемость и лояльность покупателей. Бренд — это то, что позволяет выделить конкретный товар из массы аналогов, предлагаемых конкурентами. Узнаваемость винных торговых марок не превышает 30%.
Еще одной причиной отсутствия винных брендов является слабая рекламная поддержка. Вино и до 2006 года рекламировалось и продвигалось не слишком активно, а после принятия нового закона "О рекламе" продвижение практически полностью свелось к не слишком активным промомероприятиям.
Средняя стоимость
1 л крепленого вина на российском потребительском
рынке в сентябре 2010 года составила
234,5 руб./л. По сравнению с аналогичным
показателем сентября предыдущего
года рост составил 6,0%.3
1.2 Емкость рынка десертных вин
Объем российского рынка вина и винодельческих изделий в период 2006-2008 гг. демонстрировал рост. В 2009 г. по сравнению с предыдущим годом он остался на прежнем уровне. В 2010 году объем рынка начал падать и к началу 2011 года он сократится на 5,7%.Согласно мониторингу компании Euromonitor International, начиная с 2002 года, потребление вина в России постоянно растет. Если в 2002 г. оно составляло примерно 620 млн литров, то в 2008 г. этот показатель равнялся 1,2 млрд литров, а в 2009 — 1,02 млрд литров (данное снижение объясняется запретом на импорт молдавского и грузинского вина). Тем не менее, потребление вина в развитых странах значительно превосходит российские объемы.
До кризиса вино находило своих почитателей даже в традиционно мусульманских странах. В Индонезии, по докризисным данным, потребление вина на душу населения составляло 0,9 л в год. Для сравнения: в Армении -1,5 л в год, в России - около 5,5 л, в скандинавских странах - по 15 л. В Сингапуре же ежегодно потребляют 23,5 л вина. На Филиппинах выпивают 21,5 л, в Малайзии - 6,4 литра. В традиционно "виноориентированных" Франции, Италии, Португалии потребляют более 50 литров на душу населения в год. Таким образом, рынок вина в России имеет колоссальный потенциал для дальнейшего роста.
По данным BusinesStat, продажи вина в России росли с начала 2000-х гг. В 2008 г. 65% жителей России потребляли вино. Годовые затраты на одного потребителя составляли 2750 руб. в год. Однако уже в 4 квартале 2008 года продажи вина начали падать под влиянием снижения потребления, внутреннего производства и импорта. В 2009 г. объем рынка вина в России уменьшился почти на 30%.
Оживление на рынке прогнозируется после 2010 года. К 2015 году, по мнению экспертов, потребление вина существенно увеличится и составит 18-21 литр на человека в год. Отечественные производители вина смогут воспользоваться благоприятной конъюнктурой и не отдать импортерам рынок.
В перспективе
планируется увеличить
Рисунок 1. Потребление вина на душу населения (литров в год) 2009 год
4
На рынке вин крепленые вина , к которым относятся десертные занимает 44 %.
Соответственно потребление десертного вина на душу населения в 2009 году составило 2,4 литра в год.Численность населения Санкт-Петербурга на 2010 год- 4 613 800 человек .
Таким образом
фактическая емкость рынка
Потенциальная емкость составит 22,2* 4 613 800=1 033 491 120 литров.
1.3 Анализ
конкурентов на российском
Характеристики | Imperial Vin Holding | Фанагория | Кубанские вина | Массандра |
Ценовая политика | От 500 до 2500 рублей | От 350 до 2000 рублей | От 200 до 1000 рублей | От 600 до 5000 рублей |
Ассортимент | Красные сладкие десертные(кагоры), токайские | Сладкие и полусладкие ,белые,красные розовые десертные вина мускат.типа | Ликерные и полусладкие белые и розовые десертные вина | Сладкие,полусладкие и ликерные десертные вина токайского типа, типа кагора и мускатного типа(белые,красные,розовые) |
Сбытовая политика | Сетевые магазины, дискаунтеры | Специализированные магазины, сетевые магазины | Специализированные магазины(винные бутики) Сетевые магазины,дискаунтеры | Специализированные магазины, сетевые магазины |
Продвижение товаров на рынок | Активная реклама, выставки,ярмарки, размещение рекламы в интернете | Участие на международных выставках, каталоги,журналы, реклама в интернете, предоставление карт | Реклама в интернете, в журналах,раздача листовок. | Реклама в СМИ, участие в выставках, реклама в интернете |