Разработка целевого рынка десертных вин для гипотетической фирмы на рынке Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение маркетингового исследования и разработка целевого рынка десертных вин для гипотетической фирмы и на основе этих данных – разработка стратегии фирмы на данном рынке.
Информация, которую необходимо получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать :
ресурсы потенциального рынка с точки зрения покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж;
покупательский спрос, запросы и потребности потребителей;
характеристику потенциальных потребностей;
территориальное (географическое) размещение рынка;
данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке, ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.);

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1 Анализ рынка десертных вин....................................................................5
1.1Характеристика рынка десертных вин................................................................5
1.2 Емкость рынка десертных вин...........................................................................12
1.3Анализ конкурентов на рынке десертных вин...................................................14
Глава 2 Разработка(планирование) маркетингового исследования....................16
2.1Планирование и организация сбора первичной информации.........................16
2.2Предварительный анализ результатов опроса.................................................22
Глава 3 Сегментирование и позиционирование товара........................................24
3.1 Выбор переменных сегментирования................................................................24
3.2 Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента…………………………...26
3.2Позиционирование товара...................................................................................29
Глава 4 Разработка комплекса маркетинга.............................................................32
Заключение................................................................................................................37
Список использованной литературы........................................................................39
Приложение................................................................................................................41

Работа содержит 1 файл

Маркетинг (Восстановлен).doc

— 641.50 Кб (Скачать)

   Малага — превосходное ликерное купажное вино, вырабатываемое в окрестностях испанского г. Малага в Андалусии. Местные природные условия позволяют естественным путем получать здесь виноград очень высокой сахаристости. Для этого часть гроздей, убираемых в сентябре, когда еще много солнечных теплых дней, увяливают на открытом воздухе на специальных циновках, вмещающих по 10—12 кг винограда.

   Наиболее  известные сладкие сорта малаги, содержащие 13— 18% об. спирта, 12—30 г на 100 мл сахаров, от 30 до 60 г/л экстрактивных (без сахаров) веществ.

   Аревшат — ликерное вино типа малаги с содержанием спирта 16% об., сахаров 26 г на 100 мл, титруемой кислотностью 4,5—5,5 г/л. Его выпускают с 1907 г. в Араратском и Эчмиадзинском районах Армении, готовят из сортов винограда Мсхали, Кахет, Воскеат и Мускат белый. Это вино получают купажированием сахарсодержащих и крепленых сухих виноматериалов с уваренным, карамелизованным суслом и спиртом-ректификатом. Выдерживают в бочках 3 года.

   Дашгала — ликерное вино типа сладкой черной малаги. Выпускается с 1940 г. в Туркмении; готовится из винограда сортов Тербаш и Кара узюм. Цвет вина темно-коричневый, в букете и вкусе кофейные тона, очень сладкое вино, напоминающее марсалу.1

   Самые знаменитые десертные вина производят во Франции: в Сотерне, Эльзасе; в Германии - известные ауслезе и шпетлезе, редкие айсвайны; в Венгрии - токай, в Италии - пассито и вин санто. В последнее время стали все чаще встречаться десертные вина Нового Света. Если говорить все же о тех из них, которые представлены на нашем рынке, то эксперты прежде всего отмечают сотерны, а также итальянские вина, произведенные методом пассито (речото ди соаве). Изредка можно встретить вина Эльзаса и Германии из винограда позднего сбора, но этот сегмент очень узкий.

   Аналитики алкогольного рынка утверждают, что  чем выше благосостояние человека, тем больше он отдаёт предпочтение спиртному с меньшим содержанием  алкоголя, у него растёт интерес  к хорошему вину. В тоже время  в России доля винной продукции на алкогольном рынке слишком мала – абсолютными лидерами на нем остаются водка и пиво. Кроме этого, российский винный рынок за последние несколько лет пережил целый ряд потрясений. Основными событиями на рынке вина последних лет стали: запрет на импорт молдавского и грузинского вина, ограничения по импорту в целом, введение системы ЕГАИС. До запрета российские закупки составляли значительную часть винного импорта Грузии и Молдавии.

   Новое структурирование рынка происходит на фоне более глубинных  изменений — на уровне потребительских предпочтений и стереотипов восприятия вина. Раньше отечественные производители не слишком заботились о качестве продукта и маркетинговых стратегиях, а сейчас стали уделять этим аспектам больше внимания.

   Вино в  нашей стране по-прежнему пьют значительно реже, чем пиво и крепкие спиртные напитки – в основном водку. Однако, несмотря на это, в России начала развиваться культура потребления более изысканных напитков, и по данным аналитиков, до кризиса спрос на рынке вина начал постепенно смещаться в сторону более дорогого сегмента. Безусловно, огромную роль в этом сыграло общее повышение платежеспособности российского потребителя.

   Эксперты  отмечают специфичность этого сегмента винного рынка. В России очень  ограниченный круг потребителей подобных напитков, и их число вряд ли значительно увеличится.  Пока, по словам экспертов алкогольного рынка, в России наиболее востребованы полусладкие и дешевые сладкие вина, которые производятся с добавлением спирта по упрощенной технологии. Сегодня рынок сладких вин в нашей стране можно разделить на два сегмента: "традиционные" для России дешевые десертные вина и природно-сладкие (айсвайны, токайские, сотерны, малага, херес). В настоящее время внутреннее производство не удовлетворяет спрос, существенную часть рынка занимает импортная продукция. Что касается среднего и высшего ценовых сегментов, там подавляющая часть предложения представлена импортными винами. Сегмент натурального виноградного сладкого вина даже в мировом масштабе очень невелик и нацелен на довольно узкие потребительские предпочтения.

   Среди сладких  и полусладких в нашей стране больше всего популярны вина, произведенные  в России (53,9%), затем с большим  отрывом следуют болгарские (15,4%) и крымские (15,2%). Причем пьют сладкое  вино преимущественно женщины (68,6%) старше 35 лет (65,5%).

   На российском рынке продолжают лидировать красные  вина – именно на эту продукцию, которая пользуется наибольшей популярностью  у россиян, приходится около 60% импорта. В 2006 году красные вина удерживали лидерство по объему продаж – он составил 296 млн литров. Интерес к белым винам продолжал расти, однако объем продаж этой продукции традиционно ниже, чем у красных вин – 244 млн литров.

   Розовые вина в России продаются не слишком  успешно, так как культура потребления этих напитков в нашей стране пока не развита.

   Высокая сахаристость таких вин ограничивает их гастрономичность - не так много блюд, которые хорошо сочетаются со сладкими винами. Тогда  как сухие вина - это прекрасные партнеры для совершено разных блюд.

   Еще одна причина ограниченного спроса на десертные вина - это их более высокая стоимость как результат более сложного и более затратного процесса производства. За рубежом десертные вина пользуются невысоким, но стабильным спросом в тех странах, где существует многолетняя устоявшаяся культура правильного их потребления. В большом количестве в принципе их потреблять не принято нигде.

   Основными покупателями десертных вин являются три целевые группы (практически  вне зависимости от региона покупки):

   1.Мужчины  в возрасте 20-40 лет с высшим образованием (16,0% покупателей);

   2.Женщины  в возрасте 20-50 лет с высшим  образованием (24,8% покупателей);

   3.Женщины  со средним в возрасте 20-40 лет  специальным образованием (14,2% покупателей).2

   Среди покупателей  вина довольно высокий процент лиц с высшим образованием и относительно высокий (по сравнению с другими спиртными напитками) процент покупателей-женщин (58,6%).

   По наблюдениям  ритейлоров крупных городов в  настоящее время структура продаж выглядит следующим образом: 25% (в физическом выражении) приходится на крепленые и десертные вина и 75% — на столовые натуральные (сухие, полусухие и др., без добавок сахара, спирта и пр.). В малых городах это соотношение выглядит как 55 на 45, что соответствует северному типу потребления. Ритейлеры также отмечают, что для этого рынка характерна общая зависимость структуры потребления от времени года: сухие вина в большей степени востребованы летом, а крепленые – зимой.

   По данным компании Euromonitor International, вино является третьим по популярности алкогольным напитком в России – после пива и крепкого алкоголя. В 2009 году средний россиянин выпил 73 литра пива, 12 литров крепких спиртных напитков и 8 литров вина.

    Следует  отметить, что за последние несколько  лет российский рынок вина  пережил несколько кризисов, которые замедлили его развитие. Кроме того, запрет на импорт вина из Молдавии и Грузии сказался на структуре потребительских предпочтений.

   По мнению специалистов, одним из факторов, определяющих развитие сегмента, стало повышение  качества сервиса, предлагаемого розничной торговлей. Значительная доля продаж в натуральном выражении приходится на бары и рестораны. Кроме того, развитию культуры винопития, продвижению дорогих сортов вин и росту их продаж способствуют специализированные бутики.

   Эксперты  отмечают, что российский винный рынок  достаточно серьезно отличается от мировых "стандартов", в том числе  следующим: 
• доля потребления красного вина значительно превышает долю белого. 
• до 80% потребления составляют полусладкие вина. 
• несмотря на то, что вина российского производства составляют значительную долю рынка, потребитель в целом относится к российскому вину с осторожностью, а порой — и с недоверием.

   Еще одна проблема винного рынка в России – на нем до сих пор не существует устойчивых брендов. Главная характеристика бренда — узнаваемость и лояльность покупателей. Бренд — это то, что позволяет выделить конкретный товар из массы аналогов, предлагаемых конкурентами. Узнаваемость винных торговых марок не превышает 30%.

    Еще одной  причиной отсутствия винных брендов является слабая рекламная поддержка. Вино и до 2006 года рекламировалось и продвигалось не слишком активно, а после принятия нового закона "О рекламе" продвижение практически полностью свелось к не слишком активным промомероприятиям. 

   Средняя стоимость 1 л крепленого вина на российском потребительском  рынке в сентябре 2010 года составила 234,5 руб./л. По сравнению с аналогичным  показателем сентября предыдущего  года рост составил 6,0%.3    
 

   1.2 Емкость  рынка десертных вин

   Объем российского рынка вина и винодельческих изделий в период 2006-2008 гг. демонстрировал рост. В 2009 г. по сравнению с предыдущим годом он остался на прежнем уровне. В 2010 году объем рынка начал падать и к началу 2011 года он сократится на 5,7%.Согласно мониторингу компании Euromonitor International, начиная с 2002 года, потребление вина в России постоянно растет. Если в 2002 г. оно составляло примерно 620 млн литров, то в 2008 г. этот показатель равнялся 1,2 млрд литров, а в 2009 — 1,02 млрд литров (данное снижение объясняется запретом на импорт молдавского и грузинского вина). Тем не менее, потребление вина в развитых странах значительно превосходит российские объемы.

   До кризиса  вино находило своих почитателей  даже в традиционно мусульманских  странах. В Индонезии, по докризисным данным, потребление вина на душу населения составляло 0,9 л в год. Для сравнения: в Армении -1,5 л в год, в России - около 5,5 л, в скандинавских странах - по 15 л. В Сингапуре же ежегодно потребляют 23,5 л вина. На Филиппинах выпивают 21,5 л, в Малайзии - 6,4 литра. В традиционно "виноориентированных" Франции, Италии, Португалии потребляют более 50 литров на душу населения в год. Таким образом, рынок вина в России имеет колоссальный потенциал для дальнейшего роста.

   По данным BusinesStat, продажи вина в России росли с начала 2000-х гг. В 2008 г. 65% жителей России потребляли вино. Годовые затраты на одного потребителя составляли 2750 руб. в год. Однако уже в 4 квартале 2008 года продажи вина начали падать под влиянием снижения потребления, внутреннего производства и импорта. В 2009 г. объем рынка вина в России уменьшился почти на 30%.

   Оживление на рынке прогнозируется после 2010 года. К 2015 году, по мнению экспертов, потребление  вина существенно увеличится и составит 18-21 литр на человека в год. Отечественные производители вина смогут воспользоваться благоприятной конъюнктурой и не отдать импортерам рынок.

   В перспективе  планируется увеличить производство и повысить качество российского  товара. Союз виноградарей и виноделов  разработал программу развития отрасли до 2020 года. Она предполагает увеличение площадей виноградников с нынешних 60 тысяч гектаров до 170 тысяч гектаров, как было в России до антиалкогольной эпопеи 1986 года.

   Рисунок 1. Потребление  вина на душу населения (литров в год) 2009 год

    4

   На рынке  вин крепленые вина , к которым  относятся десертные занимает 44 %.

     
 
 
 
 
 
 
 

   Соответственно  потребление десертного вина на душу населения в 2009 году составило 2,4 литра  в год.Численность населения  Санкт-Петербурга на 2010 год- 4 613 800 человек .

   Таким образом  фактическая емкость рынка десертных  вин составляет 2,4* 4613800=  11 073 120 литров.

   Потенциальная емкость составит 22,2* 4 613 800=1 033 491 120 литров.

   1.3 Анализ  конкурентов на российском рынке  десертных вин

   Характеристики    Imperial Vin Holding    Фанагория    Кубанские вина    Массандра
   Ценовая политика    От 500 до 2500 рублей    От 350 до 2000 рублей    От 200 до 1000 рублей    От 600 до 5000 рублей
   Ассортимент    Красные сладкие  десертные(кагоры), токайские Сладкие и полусладкие ,белые,красные розовые десертные вина мускат.типа    Ликерные  и полусладкие белые и розовые  десертные вина    Сладкие,полусладкие  и ликерные десертные вина токайского типа, типа кагора и мускатного типа(белые,красные,розовые)
   Сбытовая  политика    Сетевые магазины, дискаунтеры    Специализированные  магазины, сетевые магазины    Специализированные  магазины(винные бутики) Сетевые магазины,дискаунтеры    Специализированные  магазины, сетевые магазины
   Продвижение товаров на рынок    Активная  реклама, выставки,ярмарки, размещение рекламы в интернете    Участие на международных выставках, каталоги,журналы, реклама в интернете, предоставление карт    Реклама в  интернете, в журналах,раздача листовок.    Реклама в  СМИ, участие в выставках, реклама  в интернете

Информация о работе Разработка целевого рынка десертных вин для гипотетической фирмы на рынке Санкт-Петербурга