Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Фирма может заказать проведение маркетинговых исследований специализирующейся на этом организации или отдельной группе специалистов. Но лучше всего иметь собственный отдел маркетинговых исследований. Среди сотрудников отдела - разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию.
Таблица 2.20 - Импорт продукции организациями Минсельхозпрода в Россию, тыс. тонн
|
2.2. Характеристика ОАО «Оршанского мясоконсервного комбината»
ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» расположен в городе Орша по улице Шкловская, 34. История предприятия началась 5 января 1930 года.
Оршанский мясоконсервный комбинат – детище первых советских пятилеток: построен в 1930 году. В Великую Отечественную войну полностью разрушен. Но уже в победном 1945-м после восстановления дал первую продукцию – 308 тонн мяса и 22 тонны колбас.
За годы, что минули с тех памятных времен, всякое случалось в его биографии. Теперь мясокомбинат не узнать: из отстающего он вышел в лидеры отрасли, стал прибыльным. В 2005 году отметили 75-летний юбилей.
В 1935 г. был оборудован консервный цех, перед войной началось расширение холодильника – надстраивался третий этаж. В годы Великой отечественной войны комбинат был полностью разрушен. Однако уже в 1945г. комбинат выработал 308 т. мяса и 22 т. колбас. Лишь в 1953 году комбинат достиг довоенного уровня производства.
1969
г. произошли самые крупные
изменения тех лет – ввод
в эксплуатацию консервного
В 1988-1989 г. реконструирован консервный цех, установлена технологическая линия по выпуску жестяной банки №12.
В 1992 г. создана сеть собственных фирменных магазинов.
В
1996 г. проведена частичная
В 1998 г. предприятие преобразовано в открытое акционерное общество.
В 1999 г. введён в строй новый цех по производству консервов для детского питания.
В условиях жесточайшей конкуренции со стороны других аналогичных предприятий коллективу ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» удалось завоевать симпатии отечественного покупателя и выйти на зарубежные рынки. Одних только вареных колбас здесь производят 42 наименования. Среди них традиционные, хорошо нам знакомые названия – колбаса вареная «Докторская» высшего сорта, сосиски «Молочные» высшего сорта, которые выпускаются уже десятилетия. Но есть и новинки: колбаса вареная «Докторская лакомая» высшего сорта, сардельки «Гусарские».
Технические
условия и рецептуры консервов
для детского питания производства ОАО
«Оршанский мясоконсервный комбинат»
согласованы и одобрены Минздравом Республики
Беларусь. Безопасность и качество продукта
гарантирует Международная система качества
ХАССП.
Ассортимент производимой продукции
ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» производит следующие виды продукции:
Ассортимент продукции постоянно обновляется с учетом потребительского спроса. Разрабатываются и внедряются консервы для детского питания с использованием новых видов сырья (мясо кролика, индейки, баранины и т.п.).
Высокое качество продукции подтверждается дипломами и медалями, полученными на различных выставках, конкурсах и дегустациях на территории Республики Беларусь и за её пределами. Колбаса сырокопченая «Мясной хворост от НЯМ-НАМ», консервы мясные «Тушенка Оршанская», консервы мясные для детского питания «Пюре из мяса индейки», «Пюре из кролика», «Солнышко», «Пышка» стали лауреатами конкурса «Лучший продукт года – 2007».
Анализ рынков сбыта
За 2009 год объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах по ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» 99097 млн.руб., темп роста 115 %. Темп роста выхода товарной продукции из 1 тонны переработанного сырья составил 109,7%.
За 2009 год мяса и субпродуктов 1 категории выработано 8384 тонн, темп роста к 2007 году 98,3 %. Колбасных изделий выработано 4722 тонн, темп роста 105,2 %. Мясных полуфабрикатов выработано 813 тонн, темп роста 95,6 %. Консервов выработано 14262 туб, темп роста 136 %. В том числе 5170 туб консервов для детского питания, темп роста 162,7 %.
ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» – крупнейший производитель мясных консервов в Республике Беларусь. Комбинат, как отмечалось ранее, является и единственным производителем мясных консервов для детского питания, мощности которого по их производству позволяют удовлетворить потребности всей республики в данном продукте. Кроме того, предприятие изготавливает рыборастительные консервы с использованием ценных видов рыб (лосось, горбуша, форель, сайда, треска, хек).
ОАО
«Оршанский мясоконсервный комбинат»
перерабатывает 24% сырья Витебской
области и обеспечивает более 3% общереспубликанской
промпереработки.
Таблица 2.21- Динамика реализации основной продукции
ОАО «Оршанский
мясоконсервный комбинат» в
Наименование продукции | 2007 | 2008 | 2009 | Темп роста к 2007, % |
Колбасные изделия, тонн | 4331 | 4969 | 5250 | 105,7 |
Консервы, туб | 5795 | 6620 | 9235 | 139,5 |
Детское питание, туб | 2489 | 3409 | 5162 | 151,4 |
Полуфабрикаты, тонн | 850 | 1090 | 1105 | 101,4 |
Как видно из Таблицы, реализация колбасных изделий в 2008 году увеличилась по отношению к 2007 году на 5,7%,, По консервам в 2008 году также наблюдалось увеличение объемов реализации на 39,5 %, объемы реализации консервов для детского питания увеличились на 51,4 %.Темпы роста реализации полуфабрикатов также увеличились и составили 101,4 %.
Продукция ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» отгружается во все регионы республики, а также за ее пределами, однако основными рынками сбыта является г.Орша, Оршанский район, Витебская область, Минская, Могилевской и Гомельская области.
До 60% колбасных изделий и до 75% полуфабрикатов реализуется в Витебской области (г. Орша, г. Витебск, г. Новолукомль, Оршанский, Дубровенский, Лиозненский, Сенненский, Толочинский районы). В Витебской области, кроме ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат», функционируют еще 3 мясокомбината: Глубокский, Миорский и Витебский. Также в торговой сети области присутствует продукция Гродненского, Минского, Березовского мясокомбинатов и т.д..
Больше
всего детских консервов
Таким образом, на целевом рынке – рынке Витебской области – предприятие занимает следующий удельный вес по основным видам продукции:
Являясь монополистом в Республике Беларусь по производству мясных и рыбных консервов для детского питания, предприятие полностью обеспечивает потребность республики и часть консервов поставляет на экспорт.
Ценовая политика
Ценообразование на предприятии осуществляется по методу «издержки плюс прибыль».
Мясо говядины и свинины (в полутушах) ограничены установленными предельными ценами, а консервы для детского питания имеют предельную рентабельность 15%.
Оптово-отпускные цены на мясопродукты формируются, исходя из реально сложившихся затрат. Исключение составляют цены на мясные консервы для детского питания. Уровень цен на эту продукцию регламентируется Министерством экономики Республики Беларусь.
В
целом, ценовая политика завода основывается
на постоянном анализе спроса с тем,
чтобы планировать ассортимент
выпускаемой продукции, максимально
соответствующий покупательским возможностям
потребителей, и устанавливать приемлемые
для потребителей цены.
Комплекс стимулирования
Современное
предприятие в рыночных условиях
не может нормально
Выделяют 4 основные группы методов продвижения товаров.
1. Товарная реклама – это форма неличного обращения к потенциальным потребителям в целях их убеждения приобрести товары или услуги. Товарная реклама стремится добиться известности торговой марки, а добившись ее, напоминать потребителям о её достоинствах.
Основными её средствами являются:
Финансово
экономическая деятельность предприятия
Таблица 2.22 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат».
Наименование показателя | Един. измер. | 2008г. | 2009г. | темп |
роста, % | ||||
Производственная программа | ||||
- мясо и субпродукты 1 кат. | тонн | 8 384 | 11 902 | 142,0% |
- жиры пищевые топленые | тонн | 370 | 445 | 120,3% |
- колбасные изделия | тонн | 5 220 | 5 368 | 102,8% |
- кулинарные изделия | тонн | 813 | 831 | 102,2% |
- консервное производство | туб | 14 262 | 19 096 | 133,9% |
в т.ч. консервы | туб | 9 092 | 13 926 | 153,2% |
детское питание | туб | 5 170 | 5 170 | 100,0% |
- рыбная продукция | тонн | 227 | 232 | 102,2% |
- хлеб | тонн | 254 | 259 | 102,0% |
Объём производства продукции в денежном выражении | ||||
- в сопоставимых ценах | млн. руб. | 117 256 | 136 012 | 116,0% |
- в действующих ценах | млн. руб. | 100 030 | 162 735 | 162,7% |
- товары народного потребления | млн. руб. | 141 508 | 162 452 | 114,8% |
Потребность в мясном сырье | ||||
- говядина | тонн | 4 166 | 4 615 | 110,8% |
- свинина | тонн | 4 137 | 4 747 | 114,7% |
Использование производственных мощностей | ||||
- мясо | % | 41,8% | 65,9% | 24,1п.п. |
- колбасные изделия | % | 88,9% | 91,4% | 2,5п.п. |
- полуфабрикаты | % | 43,9% | 44,9% | 1п.п. |
- консервы | % | 42,3% | 64,7% | 22,5п.п. |
- детское питание | % | 100,0% | 100,0% | 0п.п. |
Программа реализации | ||||
- мясо и субпродукты 1 кат. | тонн | 1 793 | 2 395 | 133,6% |
в т.ч. на экспорт | тонн | 290 | 480 | 165,5% |
- жиры пищевые топленые | тонн | 338 | 447 | 132,2% |
в т.ч. на экспорт | тонн | 331 | 385 | 116,3% |
- колбасные изделия | тонн | 5 244 | 5 379 | 102,6% |
в т.ч. на экспорт | тонн | 226 | 320 | 141,8% |
- кулинарные изделия | тонн | 813 | 831 | 102,2% |
- консервное производство | туб | 14 330 | 19 508 | 136,1% |
в т.ч. на экспорт | туб | 776 | 1 012 | 130,4% |
из них консервы | туб | 9 380 | 14 338 | 152,9% |
в т.ч. на экспорт | тонн | 260 | 340 | 130,8% |
детское питание | туб | 4 950 | 5 170 | 104,4% |
в т.ч. на экспорт | тонн | 516 | 672 | 130,2% |
- рыбная продукция | тонн | 227 | 232 | 102,2% |
- хлеб | тонн | 254 | 259 | 102,0% |
Остатки готовой продукции на конец года | 11 545 | 19 000 | 164,6% | |
в % к среднемесячному объёму производства | 138,5% | 140,1% | 1,6п.п. | |
- говядина | тонн | 352 | 150 | 42,6% |
- свинина | тонн | 161 | 150 | 93,2% |
- колбасные изделия | тонн | 31 | 20 | 64,5% |
- кулинарные изделия | тонн | 7 | 7 | 100,0% |
- консервное производство | туб | 2 063 | 1 651 | 80,0% |
в т.ч. консервы | туб | 1 539 | 1 127 | 73,2% |
детское питание | туб | 524 | 524 | 100,0% |
- рыбная продукция | тонн | 1 | 1 | 100,0% |
Выход товарной продукции с 1 тонны сырья | тыс. руб. | 6 170 | 6 478 | 105,0% |
Снижение уровня материалоемкости продукции, работ услуг | % | -2,0% | -2,0% | 0п.п. |
Доля сертифицированной продукции в объеме промышленного производства (в фактических ценах) | % | 64,5% | 71,0% | 6,5п.п. |
Экспорт | тыс.$ | 3 621 | 4 709 | 130,0% |
Импорт | тыс.$ | 7 351 | 4 511 | 61,4% |
Сальдо внешней торговли | тыс.$ | -3 730 | 198 | -5,3% |
Инвестиции в основной капитал | млн. руб. | 6 831 | 3 000 | 43,9% |
Финансовые показатели | ||||
Выручка от реализации | млн. руб. | 108 384 | 164 120 | 151,4% |
- внутренний рынок | млн. руб. | 100 378 | 151 638 | 151,1% |
- экспорт | млн. руб. | 8 006 | 12 482 | 155,9% |
Структура выручки | ||||
- внутренний рынок | % | 92,6% | 92,4% | -0,2п.п. |
- экспорт | % | 7,4% | 7,6% | 0,2п.п. |
Прибыль от реализации | млн. руб. | -633 | 697 | -110,1% |
Рентабельность от реализации | % | -0,61% | 0,43% | 1,04п.п. |
Чистая прибыль (убыток) | млн. руб. | 0 | 374 | - |
Среднесписочная численность работников | чел. | 1092 | 1083 | 99,2% |
Среднемесячная з/плата | тыс.руб. | 689,9 | 744,5 | 107,9% |
Производительность труда в действующих ценах | млн. руб. | 91,6 | 150,3 | 164,1% |
Объем реализации на 1 работника | млн. руб. | 99,2 | 151,5 | 152,7% |
Показатель по энергосбережению | % | -13,6% | -12,0% | 1,6п.п. |