Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Фирма может заказать проведение маркетинговых исследований специализирующейся на этом организации или отдельной группе специалистов. Но лучше всего иметь собственный отдел маркетинговых исследований. Среди сотрудников отдела - разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию.
По сделанным ранее специалистами ФАО прогнозам, к 2020 году при сохранении наметившихся тенденций роста объем производства мяса в мире достигнет 315 млн. тонн, и при численности населения – 7,0 млрд. человек потребление мяса в расчете на душу населения может достигнуть 45 кг в год. Но на сегодняшний момент, учитывая все негативные последствия финансового кризиса, можно предположить, что после кратковременного превышения производства мяса над спросом и возможностями импортеров, возможен период дисбаланса на рынке мяса. Это будет вызвано влиянием множества финансово-экономических факторов как в отраслях птицеводства, свиноводства и мясного скотоводства, так и в перерабатывающей промышленности, которые повлекут сокращение количества предприятий и невозможности их прибыльного функционирования без поддержки государства.
Как и любая страна, Беларусь должна наращивать экспорт мяса и мясных продуктов, зарабатывая валюту. Но за рубеж, на данный момент поступает около 15% белорусского мяса и мясных изделий, что, безусловно, мало. В основном это не переработанное мясо, а это значит сырьё, а не готовый продукт, который стоит дороже.
Экспортом сельскохозяйственной и продовольственной продукции в Беларуси занимаются порядка 320-ти организаций, из них 40 – крупные экспортеры, объем поставок за рубеж которых превышает 20 млн. долларов США.
Основной потребитель — российский рынок, на котором белорусское мясо конкурирует с продукцией из Канады, Бразилии, Аргентины и других стран. На долю России в 2009 году приходилось 90% всех зарубежных поставок. Свыше 95% экспортных поставок – это продукция животноводства и птицеводства (свинина, колбасные изделия, говядина и т.д.).
Продукт отечественного производства по своим качественным характеристикам ничуть не уступает, в том числе и главному конкуренту на рынки России — Польше, где производство и экспортные поставки сельхозпродукции щедро дотируются государством. Однако со вступлением в Евросоюз поляки вынуждены отменять прежние преференции и квоты на экспорт мяса. А известные инфекционные проблемы животноводческой отрасли большинства европейских стран резко сократят поступление импортного мяса на российский рынок. Понятно, что белорусы приобретают возможность значительно увеличить экспорт в Россию, и этот шанс нельзя упустить.
Таблица 2.14 – Экспорт мясопродуктов организациями Минсельхозпрода в 2010 году
Наименование продукции | 2010 год | |
тыс,тонн | тыс.USA | |
Свинина | 33,2 | 97,4 |
Говядина | 121,9 | 453,3 |
Мясо птицы | 33,3 | 66,8 |
колбасные изделия | 5,4 | 22,4 |
мясные консервы | 4,9 | 23,2 |
Итого мясопродуктов: | 203,8 | 666,7 |
Экспорт мясопродуктов в 2010 году составил
203,8 тысяч тонн на сумму более 666,7 тысяч
долларов USA.
Рисунок 2.6 – Структура экспорта мясопродуктов, %
Из вышеприведенных данных можно сделать вывод, что Республика Беларусь за границу реализует в большем объеме говядину(59,8%), экспорт мяса птицы и свинины на равных позициях - по 16,3 % от общего объема реализации. Объем реализации за рубеж мясных консервов и колбасных изделий невысок – 2,4% и 2,6% соответственно.
Место Республики Беларусь в ТОП-20 стран экспортеров по реализации говядины – на 9 месте, по реализации свинины – на 19 месте(таблица 4.2).
Таблица 2.15 – Основные экспортные продовольственные позиции Республики Беларусь на 2010 год
Основные экспортные поззиции | Место РБ в ТОП-20 стран экспортеров (по физ.объему) | Доля белорусского экспорта в Топ-20 строн-экспортеров(по физ.объему) |
Мясо КРС | 9 | 4,1 |
Свинина | 19 | 0,5 |
Колбасные изделия из свинины | 13 | 3,5 |
Таблица 2.16 – Эффективность реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции на экспорт
Наименование товара | Прибыль на 1 тонну, дол. USA | Рентабельность,% |
Говядина | 163 | 4,5 |
Свинина | 48 | 1,6 |
Полуфабрикаты натуральные свиные | 627 | 20 |
Полуфабрикаты натуральные говяжьи | 77 | 1,8 |
Полуфабрикаты рубленые | 480 | 15,2 |
Колбасы твердокопченые | 636 | 9,2 |
Колбасные изделия вареные | 238 | 7 |
Копчености свиные | 490 | 9,9 |
Копчености говяжьи | 476 | 6,5 |
Пельмени | 214 | 8,6 |
Самые рентабельные виды мясопродуктов, которые экспортируются из Беларуси:
- Полуфабрикаты натуральные свиные (рентабельность 20%);
- Полуфабрикаты рубленые (15,2%);
- Копчености свиные (9,9%);
Таблица 2.17– Экспорт продукции организациями Минсельхозпрода, тыс. тонн
|
Из таблицы 2.17 видно, что, начиная с 2000 года, экспорт продукции организациями Минсельхозпрода постоянно увеличивался, и сейчас в разы превышает уровень 2000 года.
Большое значение для белорусского экспорта играет рынок России, куда сбывается большая часть продукции, производимая в стране, в том числе мясо и мясопродукты.
Таблица 2.18 - Экспорт продукции организациями Минсельхозпрода в Россию, тыс. тонн
|
Экспорт мясопродуктов в денежном выражении в 12,6 раз превысили показатели 2005 года, в частности увеличился экспорт говядины (в 47,6 раз).
Что
касается и импорта мясопродуктов,
то можно отметить, что в страну
ввозиться в основном свинина. В
2009 году по сравнению с 2005 годом мясопродуктов
стали импортировать в меньшем объеме
(на 42,2%),в том числе импорт свинины снизился
на 30,7%.
Таблица 2.19- Импорт продукции организациями Минсельхозпрода, тыс.тонн
|
Что
касается ввоза мясопродуктов из
России, то можно отметить, что этот
показатель в натуральном выражении
остался в сравнении с 2005 годом
на прежнем уровне, а свинину Республика
Беларусь из России не импортирует начиная
с 2005 года.