Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:59, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование процесса управления маркетингом, выработка основных направлений повышения эффективности деятельности аптеки «Вита-Парус».
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
Изучение особенностей маркетинга услуг;
Рассмотрение организационно-экономической характеристики предприятия и изучение аспектов управления маркетингом на предприятии;
Проведение анализа работы и оценка организации маркетинговой деятельности в ООО «Сириус-Плюс»
Выработка направлений и мероприятий совершенствования маркетинговой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................5
ГЛАВА 1 Управление маркетинговой деятельностью на предприятии....7
1.1 Сущность и функции маркетинга..........................................................7
1.2 Основные мероприятия в процессе управления маркетингом.........10
1.2.1 Анализ рыночных возможностей...............................................11
1.2.2 Отбор целевых рынков................................................................12
1.2.3 Разработка комплекса маркетинга.............................................14
1.2.4 Планирование, выработка стратегии, маркетинговый
контроль................................................................................................25
ГЛАВА 2 Общая характеристика ООО «Сириус-Плюс»........................28
2.1 Цели, миссия, структура ООО «Сириус-Плюс».................................28
2.2 Организация работы в структурном подразделении
«Вита-Парус».........................................................................................31
2.2.1 Правовое обеспечение...............................................................32
2.2.2.Управление персоналом.............................................................35
2.2.3.Информационное обеспечение..................................................38
ГЛАВА 3 Управление маркетинговой деятельностью
в ООО «Сириус-Плюс»..............................................................................40
3.1 Организация маркетинговой деятельности........................................40
3.2 Маркетинговый комплекс....................................................................43
3.3 Направления совершенствования маркетинговой деятельности
и мероприятия по их реализации.........................................................53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........................................................................................65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................68
Контроль за выполнением годовых планов заключается в том, что специалисты маркетинга сопоставляют текущие показатели с контрольными цифрами годового плана и при необходимости принимают меры к исправлению положения. Цель контроля за выполнением годовых планов – убедиться, действительно ли фирма вышла на запланированные на конкретный год показатели продаж, прибылей и прочие целевые параметры. Контроль этого типа включает в себя четыре этапа:
Установление контрольных показателей
Измерение результатов деятельности
Анализ результатов деятельности
Корректирующие действия.
Четырьмя основными средствами контроля являются: анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом и наблюдение за отношением клиентов. Если при использовании одного из этих средств выявляются недостатки в выполнении плана, тотчас принимаются меры к исправлению положения.
Контроль прибыльности заключается в определении фактической рентабельности различных товаров, территорий, сегментов рынка и торговых каналов. Такие сведения помогут руководству решить, следует ли расширять, сокращать или совеем сворачивать производство тех или иных товаров, проведение той или иной маркетинговой деятельности. На первом этапе выявляют все издержки по продаже товара, его рекламе, упаковке, доставке и оформлению расчетных документов. На втором этапе выясняют суммы издержек по перечисленным видам деятельности в ходе торговли через каждый из интересующих каналов. Определив эти издержки, на третьем этапе готовят расчет прибылей и убытков по каждому каналу в отдельности.
Стратегический контроль заключается в регулярной проверке соответствия исходных стратегических установок фирмы имеющимся рыночным возможностям. Ревизия маркетинга представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы (или организационной единицы), ее задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности этой фирмы. Ревизору маркетинга должна быть представлена полная свобода в проведении интервью с управляющими, клиентами, дилерами, коммивояжерами и прочими лицами, которые могут пролить свет на состояние маркетинговой деятельности фирмы [3; 541].
ГЛАВА 2 Общая характеристика ООО «Сириус-Плюс»
2.1 Цели, миссия, структура ООО «Сириус-Плюс»
Фармацевтическая деятельность ООО «Сириус-Плюс» насчитывает чуть более трех лет. Первая аптека «Вита» была открыта 4 октября 2003 года. Аптечная сеть открывалась под эгидой торговой фирмы «Петровский». Не смотря на молодой возраст, на сегодняшний день «Вита» насчитывает уже тринадцать аптек и занимает прочную позицию на фармацевтическом рынке Архангельской области и пользуется популярностью среди населения. Сеть аптек «Вита» - динамично развивающаяся компания. Сегодня её подразделения расположены во всех районах областного центра, в Северодвинске и Новодвинске. Следует отметить выгодное месторасположение аптек: все аптеки расположены в одном здании с продовольственными магазинами сети «Петровский», вблизи транспортных развязок.
Цель и смысл работы коллектива заключаются в том, чтобы помогать людям сохранять и укреплять здоровье и, что не менее важно, относиться к нему как к самой большой ценности.
Цель маркетинговой политики компании - формирование устойчивого положительного имиджа предприятия.
Принципы маркетинговой политики:
быть лидером рынка;
быть уникальным, иметь яркий имидж и репутацию;
поддерживать высочайшее качество производимой услуги;
строить с целевым потребителем личностные коммуникации;
поддерживать постоянное маркетинговое давление на рынке;
использовать неординарные маркетинговые приемы и инструменты;
гармоничное сочетание передовых наукоемких технологий и старых – проверенных временем традиций.
Ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе можно считать следующее:
возможность разработки новых услуг;
качество услуг;
выгодность расположения предприятия;
доступ к квалифицированной рабочей силе;
возможность выполнения заказов потребителя;
привлекательная марка, имидж;
эффективная рекламная компания;
приятные в общении, доброжелательные работники [9; 35].
Аптеки «Вита» позиционируют себя аптеками нового поколения. Основная идея – аптеки самообслуживания, оснащенные современными средствами автоматизации. Все аптеки сети выдержаны в единой цветовой гамме: зеленый, малиновый и белый. Эти цвета символизируют покой, свежесть, чистоту и порядок. Открытая выкладка товара способствует увеличению продаж, т.к. посетители имеют возможность ближе познакомиться с предлагаемым ассортиментом: подержать в руках понравившуюся вещь, повертеть ее, понюхать. Увеличению числа импульсных покупок способствует также и большой ассортимент. В любой из тринадцати аптек насчитывается шесть-семь тысяч наименований товара: лекарственные препараты, лечебная косметика, биологически активные добавки природного происхождения, аппараты для измерения давления, массажеры, товары для детей, предметы гигиены и санитарии. Для фармацевтов главным является доверие покупателей, поэтому и к безобидной пустышке для младенца, и к дорогостоящему лекарственному препарату предъявляются одинаковые требования к качеству товара.
Аптечная сеть «Вита» позиционирует себя как аптека для здоровых людей, поэтому главный акцент делается на товары, направленные на поддержание и сохранение здоровья.
Организационно-правовая форма аптечной сети – общество с ограниченной ответственностью «Сириус Плюс». (Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов).
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2:
Директор
Рисунок 2 - Организационная структура предприятия
Структура - линейно-штабная.
Управление в каждом структурном подразделении (аптеке) осуществляется заведующей аптекой. В подчинении заведующей аптекой находятся фармацевты, уборщица, охранники.
Для облегчения работы создана компьютерная локальная сеть, которая позволяет получить доступ к информации в других подразделениях. Процесс работы в аптеках автоматизирован, установлена программа ЮНИКО. Благодаря этой программе можно узнать о наличии препаратов в других подразделениях «Вита», т.к. все структурные подразделения связаны между собой. Обновление данных о наличие товара производится ежедневно не менее двух раз в день. Также ежедневно между структурными подразделениями происходит обмен информацией о дисконте. Ежедневно в центральный офис отсылается информация о реализации за прошедший день. По мере поступления в центральный офис отсылаются счета-фактуры на поступивший товар для формирования цен.
2.2 Организация работы в структурном подразделении «Вита-Парус»
Аптека №6 «Вита – Парус» функционирует чуть более года: открылась 23 августа 2005 г. по адресу ул. Урицкого 1, корп. 1.на первом этаже двухэтажного кирпичного здания торгового комплекса «Парус». Режим работы аптеки с 8-00 до 21-30 без перерывов и выходных. Контингент аптеки – это в основном сотрудники близлежащих предприятий, беременные женщины и молодые матери, т. к. рядом располагается Центр планирования семьи, студенты, расположенных рядом студенческих городков, жители близлежащих домов, пациенты косметического салона. Покупателями также являются и пенсионеры близлежащих домов.
Аптечная организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, выданной в установленном порядке.
Основной задачей аптек является реализация населению, лечебно-профилактическим учреждениям, прикрепленным на снабжение, и другим организациям изготовленных и готовых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента.
При выполнении возложенных на сотрудников функций, они обязаны:
1. Соблюдать установленные действующие НД.
2. Соблюдать порядок сертификации и контроля качества реализуемой продукции, оформления соответствующей документации.
3. Поддерживать ассортиментный перечень, согласно профилю и специализации.
4. Изучать спрос и предложение на фармацевтическом. рынке по номенклатуре и ценам лекарственных форм и изделий медицинского назначения.
5. Осуществлять отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидками отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
Согласно приказа МЗ РФ №229 от 03.06.2003г. «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» аптека – организация, (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), предназначенная для изготовления, расфасовки, отпуска населению и учреждениям здравоохранения лекарственных средств, реализации лечебно-профилактических средств, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции, других товаров аптечного ассортимента и осуществления других фармацевтических услуг в пределах, определенных лицензией. Аптека может выполнять производственные функции (производственная аптека), либо ограничиваться отпуском готовых лекарственных средств заводского изготовления (аптека готовых лекарственных средств).
2.2.1 Правовое обеспечение
Правила продажи лекарственных средств из аптечных организаций регламентируются ФЗ РФ «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 №86-ФЗ, а также приказом МЗ РФ «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях». Основные положения» от 04. 03.2003 №80.
Наличие в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи регламентировано приказом МЗ РФ от 25 апреля 2005г.№312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств». Перечень жизненно необходимых средств, который должен быть в каждой аптеке утвержден Постановлением Правительства РФ №1344.
Согласно приказа МЗ РФ от 4 марта 2003г. №80 «Отраслевой стандарт» аптеки могут реализовывать следующие товары:
- реализация населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;
- реализация лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в т.ч. профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее - товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций);
- реализация лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями.
Аптечные учреждения наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию. (Согласно ФЗ «О лекарственных средствах»).
Аптека реализует населению следующие виды товаров:
- готовые лекарственные препараты (в том числе гомеопатические препараты) по рецептам и без рецептов врача.
Препараты рецептурного отпуска располагаются в рецептурном отделе, и их отпуск осуществляет фармацевт по рецептам врача.
Аптека, работая вместе с врачами гомеопатами, специализируется на гомеопатических средствах компании Биологише Хайльмиттель Хеель ГмбХ
- лекарственное растительное сырье в заводской упаковке; изделия медицинского назначения (в частности предметы ухода за больными – судна, круги подкладные, костыли, трости; диагностические средства – тесты на определение беременности, овуляции, содержания в моче наркотических средств; лечебно-профилактическое белье – бюстгальтеры для кормящих матерей, колготки, чулки для профилактики варикоза; чулочные изделия – носки из верблюжьей шерсти, носки противогрибковые; бандажи; предметы ухода за детьми - большой ассортимент товаров серии «Мир детства»); предметы (средства) личной гигиены; минеральные воды; пищевые добавки лечебного и профилактического назначения; лечебную косметическую продукцию фирм LA ROCHE POSAY и VICHY; косметическую и парфюмерную продукцию.