Процесс формирования ценовой политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Существующие в данное время проблемы в сфере ценообразования понижают как эффективность деятельности предприятий в целом, так и результативность ценовой политики предприятия, - отдельно.
Целью данной работы, является исследования моделей ценовой политики предприятия в рыночных условиях и объяснение необходимости внедрения системы принятия стратегических решений с ценовой политики на основе маркетинговых исследований ценовой чувствительности потребителей. Проблемы связанные с формированием ценовой политики предприятия являются объектом данной курсовой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Раздел I. Цена с точки зрения покупателя и производителя………..………4
Восприятие цены покупателем………………………………….………4
Цена с точки зрения издержек……………………………….………….6
Факторы издержек потребителей к цене………………………..………6
Раздел II. Роль цены в стратегии маркетинга………………………...………12
Важность ценовых решений…………………………………….………12
Цели стратегий установления цен…………………………….………..14
Раздел III. Подход к установлению цен, основанный на анализе спроса и конкуренции……………………………………………………………….……16
Цена с точки зрения спроса………………………………………..……16
Исследования эластичности……………………………………….……17
Изучение эластичности спроса к цене……………………………...….19
Цена с точки зрения конкуренции………………………………..…….21
Раздел IV. Формирование ценовой политики………………………………..28
Ценообразование в системе маркетинга………………………...……..28
Факторы влияющие на величину цены…………………………...…….31
Установление цены продажи……………………………………..……..36
Вывод………………………………………………………………………….…42
Список использованной литературы…………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Курсовая - МЦП.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

 

 
3) Изучение  эластичности спроса к цене

 

 

Ценовая эластичность непосредственно характеризует чувствительность спроса к цене; знание ее величины помогает рассчитать уровень спроса для различных цен. Знание ценовой эластичности позволяет также рассчитать оптимальную цену продаж, максимизирующую прибыль.

Ценовая эластичность определяется путем постановки ценовых  экспериментов; путем обработки  статистической информации о продаже  товаров на различных рынках или  на одном рынке, но в разные моменты  времени по разным ценам; путем построения экономико-математических моделей.

Даже приближенные оценки величины эластичности полезны  для решения следующих практических задач [4]:

1. Определение  направлений воздействия на цены  в целях увеличения дохода.

2. Сопоставление  эластичности для конкурирующих  товаров позволяет выявить те из них, которые менее чувствительны к повышению цены, т.е. демонстрируют большую рыночную силу.

3. Сравнение  эластичности цен на товары, входящие  в группу взаимодополняющих товаров,  позволяет назначать сбалансированные  цены на отдельные товары данной группы.

4. Перекрестные  эластичности позволяют прогнозировать  перемещение спроса с одной марки товара на другую. Для случая двух товаров А и Б перекрестная эластичность (Э) определяется как:

Несмотря на интерес к подобным исследованиям, на практике они осуществляются достаточно редко и прежде всего — крупными фирмами. Причина в том, что с понятием эластичности связан ряд трудностей концептуального и практического характера, ограничивающих реальную ценность определения эластичности спроса к цене. И здесь в первую очередь следует отметить то, что эластичность измеряет поведение покупателя при покупке товара в определенных условиях. Ее прогностическая ценность зависит от стабильности этих условий.

Кроме того, на практике часто очень трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для определения на их основе оптимальных цен. Опыт показывает, что точность определения величины ценовой эластичности порой составляет ± 25%. Такой значительный разброс недопустим при решении практических задач ценообразования.

Поэтому изучение ценовой эластичности спроса обычно дополняется или заменяется изучением чувствительности на основе исследования системы ценностей потребителей. Как уже было показано, главная идея этого подхода заключается в том, что потребители сравнивают достоинства товара и затраты на его приобретение и использование. Когда товар обеспечивает наилучшее соотношение достоинства/затраты, клиент совершает покупку. Таким образом, чувствительность к цене определяется воспринимаемой ценностью товара. Установление прямой зависимости между ценой на товар и спросом на него, как это делается в исследовании эластичности, — это упрощение, игнорирующее важную причинную переменную — восприятие покупателя, на которое, помимо цены, влияют и многие другие факторы: цены конкурентов, формы продажи товара, имидж товара и т.п. Поэтому важная задача — разобраться в восприятии, выявить его факторы, а затем найти средства воздействия на них.

 

 

4) Цена с точки зрения конкуренции

 

 

Степень независимости фирмы в выборе стратегии установления цен ограничивается двумя факторами, связанными с конкуренцией: конкурентной ситуацией в секторе, зависящей от числа конкурентов, и ролью ценности товара, воспринимаемой покупателями.[7]

  • Конкурентные ситуации. Ясно, что в условиях монополии фирмы ее ценовая независимость велика, а при чистой конкуренции минимальна. Олигополия и монополистическая конкуренция соответствуют промежуточным случаям.
  • Воспринимаемая ценность товара определяется стремлением фирмы к дифференциации с целью получения внешнего конкурентного преимущества. Если покупатель воспринимает элемент дифференциации как ценность, он обычно готов уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма приобретает определенную независимость в отношении цены.

Во многих рыночных ситуациях взаимозависимость конкурентов велика и существует «цена рынка», которая для всех является базовой.

На рынках этого типа фирма может  подстраиваться под цены конкурентов  или лидера в отрасли, зафиксировать цену на более высоком уровне с риском потери доли рынка или установить цену ниже рыночной, стремясь тем самым к конкурентному преимуществу, которое не достигается никаким другим способом, с риском спровоцировать воину цен. Задача, следовательно, сводится к определению относительной цены. Успех подобных стратегий сильно зависит от реакции конкурентов.

Цель анализа конкуренции в  ценовой сфере - оценить способность конкурентов к действию и противодействию, прежде всего определить эластичность реакции самого опасного конкурента (конкурентов).

Поскольку направление и сила конкурентных реакций неодинаковы при снижении и повышении цены, в этом случае спрос имеет вид ломаной линии, когда эластичность спроса различна по обе стороны от цены рынка (рис. 2). Некоторые условия благоприятствуют снижению цены, а некоторые ее повышению. Именно эти условия и нужно идентифицировать.

Рис. 2 Ломаная кривая спроса. Рынок электрических бритв в Германии.[4]

Снижение цены с целью стимулирования спроса имеет смысл только в условиях расширяемого глобального спроса. В противном случае, если фирма понизит цену, а все остальные сразу же подстроятся под нее, прибыль каждой фирмы уменьшится, а все доли рынка останутся неизменными, поскольку объем рынка не увеличился.

Тем не менее на нерасширяемом рынке возможны следующие ситуации, когда снижение цены не вызовет быстрой ответной реакции конкурентов.[8]

  • Издержки конкурентов очень высоки, и они неспособны понизить цену без резкого падения рентабельности. При этом отказ от снижения цены ведет к потере доли рынка, если элементы дифференциации неспособны нейтрализовать эффект ценового разрыва.
  • Малые фирмы могут успешно использовать снижение цен. Для них это не так критично, как для фирм, владеющих большой долей рынка, поскольку издержки на стимулирование спроса за счет цены пропорциональны объему. Поэтому крупный конкурент может предпочесть сохранить свою цену, а реагировать через неценовые факторы, например через рекламу, затраты на которую фиксированы.

Фирма может не последовать за снижением цен также потому, что воспринимаемая ценность для ее товара выше, чем у прямых конкурентов. Такие элементы дифференциации, как имидж марки, диапазон услуг, взаимоотношения с клиентами, защищают фирму при снижении цен. Смена поставщика может повлечь такие издержки перехода, которые не компенсируют клиенту разницу в ценах. Замечено, что обычно клиенты легко переносят разницу в ценах порядка 10%. если у них установились стабильные связи с поставщиком. Понятно, что очень быстро требуемый рост продаж превысит эффект, которого можно ожидать от снижения цен.

На рынке олигополии всегда присутствует риск ценовой войны; по этой причине  фирмы очень неохотно идут на снижение цены. Однако в некоторых случаях  ценовая война может позволить  некоторым фирмам улучшить свое положение на рынке. Снижение цены может быть скомпенсировано ростом доли рынка, что в свою очередь может повысить рентабельность благодаря снижению издержек. Еще одной целью ценовой войны может стать устранение потенциально опасного конкурента.

В тех секторах, где издержки, соответствующие добавленной стоимости, велики, значительное снижение издержек может быть достигнуто по мере роста кумулированного объема продаж. Если на таком рынке покупатели чувствительны к цене, то, как показано на рис. 3, эффективной может стать агрессивная ценовая стратегия, когда цена в момент входа на рынок устанавливается ниже уровня издержек. При достижении планируемого объема продаж будет достигнут и плановый уровень предельной прибыли. Подобная стратегия имеет ряд преимуществ. Во-первых, слабые фирмы будут вынуждены покинуть рынок и конкуренция, станет менее острой. Как следствие фирма сможет увеличить продажи и быстро сместиться по кривой опыта. Во-вторых, низкий уровень цен привлечет на рынок новых покупателей.

Рис. 3 Цена как функция кривой опыта.

Разумеется, стратегии выбора цены ниже уровня издержек нельзя следовать  долго, ей присущ повышенный риск.

Решение о повышении цены также  является трудным. Идущая на это фирма  должна быть уверена в готовности конкурентов последовать за ней. В общем случае степень этой готовности зависит от текущих условий на рынке. Они благоприятны, когда производственные мощности загружены полностью, а спрос растет. Как и при снижении цены, фирме, прежде чем приступить к действиям, следует оценить наличие пространства для маневра.

В период инфляции все издержки растут, так что повышение цены для  поддержания приемлемой рентабельности часто становится неизбежным. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы повышение цены обеспечило примерно такой же уровень рентабельности, как и до начала инфляции. При принятии подобных решений приходится считаться с возможным падением спроса в результате повышения цены.

Однако компенсация инфляционных эффектов может быть иногда достигнута и без повышения цены, например за счет роста производительности, который скомпенсирует рост некоторых издержек.

Стратегии ценового лидерства преобладают  на рынках олигополии. Одна из фирм в  силу своего размера или положения на рынке становится естественным лидером. Этот лидер принимает ценовые решения, а остальные фирмы, присутствующие на рынке, признают эти решения и следуют им.

Инициатива в повышении цены - типичная роль фирмы-лидера. Наличие  лидера делает рынок регулируемым и позволяет избежать слишком резких колебаний цены. На рынках олигополии, где конкурентов сравнительно мало, ситуация благоприятствует появлению лидера, который занимает проактивную позицию и периодически пересматривает цену. Существует несколько типов лидерства.

  • Лидерство доминирующей фирмы, удерживающей наибольшую долю рынка. Чтобы заставить остальные фирмы принять установленную им цену, лидер должен быть достаточно сильным и стремиться к поддержанию высокой цены.
  • Лидерство на опережении, которое заключается в том, чтобы инициировать желательное повышение или понижение цены, исходя из изменения в уровне издержек или эволюции спроса. Здесь лидер должен располагать эффективной информационной системой, обеспечивающей надежные данные о ценах, конкуренции, технологических изменениях.
  • Лидерство с общего согласия, когда какая-то фирма признается лидером без какого-либо формального соглашения (которое было бы незаконным). Им может стать, в частности, самая заметная фирма, например, технологический лидер.

Присутствие лидера характерно для  случая, когда части рынка, удерживаемые конкурентами, существенно различны. В целом присутствие лидера является фактором, стабилизирующим рынок и снижающим риск ценовой войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел IV. Формирование ценовой политики

 

  1. Ценообразование в системе маркетинга

 

 

Под ценой понимается количество денег, запрашиваемое за продукцию или услугу, или сумма благ, ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги. Цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер представляет очень древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко, но это не является нормальным явлением. Ниже пойдет разговор только о денежной форме оплаты.

Макроэкономическая теория более 150 лет исходила из того, что на сбыт товара можно влиять только с помощью цен. Переоценка этих воззрений объясняется тем, что при жизни Адама Смита и Дэвида Рикардо производились преимущественно сырье и однородные потребительские товары и не использовались возможности разнообразить продукцию и привлекать покупателей с помощью упаковки, марок и рекламы. Одна из немногих возможностей отрыва от конкурентов заключалась как раз в изменении цен. С другой стороны, потребители при покупках также ориентировались, прежде всего, на цену, так как средний доход был тогда весьма низок.[5]

Еще одна причина  концентрации профессионального интереса на цене продукта может заключаться  в том, что цена является чисто  количественной, одномерной величиной  и легко поддается операционализации. Благодаря этому ее гораздо проще использовать в моделях спроса и предложения, чем сравнительно сложные характеристики типа качество продукта, его имидж, или влияние рекламы.

Спрос падает при росте цен, а предложение – растет. Производитель через цену получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в его продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты производителя и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразности производства и соответствия спросу.

Особенностью  рынка свободной конкуренции  является то, что при определенном количестве предложенной продукции  он как бы сам по себе стремится  к равновесию. Предположим, что производитель  предлагает свой товар по цене выше точки равновесия. Покупатели считают такую цену слишком высокой, поэтому какое-то количество продукции не находит покупателя. В этом случае образуется превышение предложения над спросом. Рынок перенасыщается данным товаром, и производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновременно сокращается ее выпуск, так как производство при снижающейся цене невыгодно. Цена смещается по кривой предложения вниз; но новой цене соответствует больший спрос, и тогда цена перемещается по кривой спроса вверх. Указанный процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся. Если результаты исследования рынка показывают, что в недалеком будущем ожидается повышение спроса на тот или иной товар, то производитель имеет все основания на увеличение его выпуска в надежде на последующее увеличение прибыли.

Однако эта  модель ценообразования разработана  для рынков совершенной конкуренции  и основана на множестве допущений, которые касаются, прежде всего, количества участников рынка, их целей, видов продуктов и т.д. Многие из этих допущений далеки от реальности.

Информация о работе Процесс формирования ценовой политики на предприятии