Процесс формирования ценовой политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Существующие в данное время проблемы в сфере ценообразования понижают как эффективность деятельности предприятий в целом, так и результативность ценовой политики предприятия, - отдельно.
Целью данной работы, является исследования моделей ценовой политики предприятия в рыночных условиях и объяснение необходимости внедрения системы принятия стратегических решений с ценовой политики на основе маркетинговых исследований ценовой чувствительности потребителей. Проблемы связанные с формированием ценовой политики предприятия являются объектом данной курсовой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Раздел I. Цена с точки зрения покупателя и производителя………..………4
Восприятие цены покупателем………………………………….………4
Цена с точки зрения издержек……………………………….………….6
Факторы издержек потребителей к цене………………………..………6
Раздел II. Роль цены в стратегии маркетинга………………………...………12
Важность ценовых решений…………………………………….………12
Цели стратегий установления цен…………………………….………..14
Раздел III. Подход к установлению цен, основанный на анализе спроса и конкуренции……………………………………………………………….……16
Цена с точки зрения спроса………………………………………..……16
Исследования эластичности……………………………………….……17
Изучение эластичности спроса к цене……………………………...….19
Цена с точки зрения конкуренции………………………………..…….21
Раздел IV. Формирование ценовой политики………………………………..28
Ценообразование в системе маркетинга………………………...……..28
Факторы влияющие на величину цены…………………………...…….31
Установление цены продажи……………………………………..……..36
Вывод………………………………………………………………………….…42
Список использованной литературы…………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Курсовая - МЦП.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

Данная модель не учитывает любые личные, временные  или пространственные предпочтения. Это означает, что затраты на доставку во всех случаях одинаковы, а стоимость удовлетворения потребности соответствует рыночной цене товара (не учитывается цена потребления). Подобные допущения, однако, не соответствуют реальности. Например, места покупки вовсе не являются нейтральными с точки зрения пользы для потребителя.

Из этих рассуждений  следует, что политика цен понимается здесь в широком смысле и рекомендации из теории равновесных цен могут  служить лишь общим ориентиром в  процессе ценообразования.

Являясь одним  из элементов комплекса маркетинга, цена активно используется при выработке маркетинговой политики. При этом если изменение продуктовой политики, планирование и реализация деятельности по продвижению продуктов, создание новых каналов товародвижения требуют достаточно длительного времени, то, в ответ на изменение внешних и внутренних возможностей и условий, цены могут быть изменены достаточно быстро.

Ценовая конкуренция – это конкурентная борьба посредством изменения цен на товары. Обычно прибегают к снижению цен. Однако для этого по сравнению с конкурентами надо иметь более низкие суммарные издержки. Прежде чем объявлять «ценовую войну», нужно очень тщательно оценить запас «экономической устойчивости» у себя и у конкурентов. Иначе возможна ситуация, когда развязавший «ценовую войну» в ней и проигрывает. Поэтому «ценовая война» – дело трудное, а возможно и разорительное. Если же конкурирующие организации находятся в примерно равных условиях, то «ценовая война» не просто расточительна, но и бессмысленна.

При неценовой  конкуренции роль цены нисколько  не уменьшается – при этом на первый план выступают свойства товара, престижность его марки, уровень сервиса, другие факторы окружения продукта. Выбор наиболее удачной политики перемещается в сферу реализации товара и там влияет на эффективность сбыта. При неценовой конкуренции весь потенциал организации направлен в созидательное русло и не носит разрушительного характера, как в случае «ценовой войны».

 

 

  1. Факторы влияющие на величину цены

 

 

На величину цены оказывают воздействие внутренние и внешние факторы.

К числу внутренних факторов относятся цели организации и маркетинга, стратегии по отношению к отдельным элементам комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования.

Возможными  общими целями организации, влияющими  на политику ценообразования, являются цели выживания и развития. Так, может сложиться ситуация, когда из-за ужесточения конкуренции, изменения потребностей потребителей, тяжелого экономического положения страны предприятие лишь частично использует свои производственные мощности. Чтобы не остановилось предприятие, продукция для увеличения спроса может продаваться по низким ценам. В благоприятных для предприятия условиях, когда существует высокий спрос и положительно действуют другие факторы, могут назначаться более высокие цены.

С точки зрения целей маркетинговой деятельности можно рассматривать следующие подходы к ценообразованию:[5]

  • максимизация прибыли в долгосрочном плане;
  • максимизация прибыли в краткосрочном плане:
  • увеличение показателя рыночной доли;
  • сохранение статуса ценового лидера в отрасли;
  • препятствие появлению новых конкурентов;
  • сохранение лояльности со стороны торговых посредников;
  • улучшение имиджа организации;
  • улучшение продаж «слабых продуктов»;
  • предотвращение «ценовых войн».

Цена является одним из элементов комплекса  маркетинга, поэтому выбор цены также определяется с учетом выбора стратегий относительно других элементов комплекса маркетинга. Например, цена зависит от качества продукта, затрат на его продвижение, от стадии жизненного цикла продукта.

Цена должна покрывать все издержки: производственные, товародвижения и продаж, связанные с продвижением, и принести определенную прибыль с учетом риска ее получения. Важнейшей составляющей общих издержек является себестоимость выпускаемой продукции. Важнейшие факторы снижения себестоимости – масштабный фактор производства и обучение в процессе освоения производственного процесса, рассмотренные нами ранее. При анализе методов ценообразования более подробно пойдет разговор о структуре себестоимости.

Организация ценообразования  включает определение лиц или подразделений внутри организации, устанавливающих цены. Очевидно, что разные лица могут придерживаться разных подходов к определению цены. Скажем, сотрудники экономических служб предприятия тяготеют к установлению предельно высоких цен, а сотрудники службы маркетинга исповедуют при определении цены большую ориентацию на мнение потребителей и рыночную конъюнктуру, то есть проявляют в ценообразовании большую гибкость.

К числу внешних  факторов относятся: тип рынка; оценка соотношения между ценой и ценностью продукта, осуществляемая потребителем; конкуренция; экономическая ситуация; государственное регулирование; возможная реакция посредников.

Тип рынка, на котором  реализуются продукты организации, как это отмечалось ранее, также  влияет на цену.

В конце концов, является или нет цена правильной, решает потребитель. Хорошее ценообразование начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. Каждая цена обусловливает различную величину спроса, характеризующего реакцию потребителя на рыночное предложение. Зависимость цены от величины спроса описывается с помощью кривой спроса.

Кривая спроса показывает, какое количество продукта будет куплено на определенном рынке  за фиксированный период времени  при разном уровне цен на данный продукт. В большинстве случаев, но не всегда, чем выше цена, тем ниже спрос (исключение, например, составляет спрос на престижные товары). Для определения степени чувствительности спроса к изменению цен используют показатель эластичности спроса по ценам, который определяется как отношение процента изменения величины спроса к проценту изменения его цены.

В общем случае эластичность спроса – это зависимость его изменения от какого-либо рыночного фактора. Различают ценовую эластичность спроса и эластичность спроса от доходов потребителей (подсчитывается аналогично).

Степень эластичности спроса на изменение цены характеризует  коэффициент ценовой эластичности спроса, который определяется как  отношение процентного изменения  величины спроса к процентному изменению цены. Например, при увеличении цены на 2% спрос упал на 10% – это означает, что коэффициент эластичности спроса равен – 5 (отрицательный знак означает обратную зависимость между ценой и спросом). Данный коэффициент, как правило, хотя и не всегда, является отрицательной величиной. С практической точки зрения можно говорить, что если понижение цены вызывает такой рост продаж и оборота, что потери от низких цен с избытком компенсируются, то спрос квалифицируется как эластичный, если нет – то это свидетельство неэластичного спроса; ситуация, когда изменение цен никак не влияет ни на спрос, ни на предложение, – верный признак отсутствия рыночных отношений. Таким образом, доход, получаемый от реализации товаров с эластичным спросом, в ряде случаев может быть повышен при снижении в определенных пределах цены на эти товары.

В общем случае кривая эластичности имеет изогнутый  характер, отражающий изменение спроса в зависимости от различных уровней  цены. Отсюда вытекает, что чем сильнее  повышаются цены, тем чувствительнее к их изменению становится покупатель; то же относится и к снижению цены.

Для ряда товаров, например, престижных, кривая ценовой  эластичности может иметь особый характер (рис. 4).

Из рис. 4 вытекает, что снижение цены на престижные товары, продаваемые, в частности, в магазинах «Люкс», приводит к увеличению спроса только в определенных пределах. Как только цена перестанет соответствовать имиджу престижного товара, спрос на него начнет падать.

Если не имеется  надежной статистики относительно влияния уровня цен на объем реализации, то для определения ценовой эластичности возможно проведение специальных экспериментов. Например, на пробном рынке на небольшой период времени вводится пятипроцентное повышение цены на исследуемый товар. Если окажется, что это повышение не отразилось на объеме продаж, то оно вводится на всех рынках,

Рис 4. Ценовая  эластичность для престижных товаров

Факторы конкуренции, экономической ситуации и государственного регулирования были рассмотрены  ранее. По поводу возможной реакции посредников можно сказать следующее. Назначаемые цены должны дать возможность торговым посредникам получить свою норму прибыли, способствовать их превращению в союзников организации-производителя, помочь посредникам эффективно сбывать товар.

 

3)Установление цены продажи

 

Базисные, прейскурантные цены обычно изменяют с учетом различий между клиентами и условий  продажи. В этой связи используют следующие стратегии корректировки  цен: ценовые скидки, дискриминационное  ценообразование, ценообразование  по психологическому принципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому принципу.

Ценовая скидка предоставляется производителем оптовым  и розничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода  времени.

Используют  следующие виды ценовых скидок: скидки за оплату наличными – снижение цены покупателям, оперативно оплачивающим счета; скидка за количество закупаемого товара – снижение цены покупателям, закупающим товар в больших количествах; функциональные скидки – снижение цены для организаций системы товародвижения, выполняющих определенные функции по продаже товара, его хранению и др.; сезонные скидки – скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки; уменьшения прейскурантной цены на новый товар при условии сдачи старого. Введение временной ценовой скидки может быть обусловлено необходимостью противостоять ценовой политике конкурента или появлению нового товара.

Ценовая скидка может предоставляться производителями  оптовым и розничным торговцам  для того, чтобы они каким-то образом уделяли особое внимание определенным товарам. Прежде всего, при этом выделяют поддержку рекламной деятельности, компенсирующую затраты торговцев на рекламу, поддержку демонстрационной деятельности, компенсирующую затраты на создание специальных демонстрационных средств.

Стимулирующее ценообразование – временное  назначение цены ниже прейскурантной цены, иногда – ниже себестоимости, с целью активизации продажи  на коротком интервале времени. Осуществляется для привлечения покупателей, которые  наряду с дешевыми товарами могут купить товары, имеющие обычные наценки, а также для снижения товарных запасов.

Дискриминационное ценообразование – продажа товара или услуги по двум или более разным ценам вне зависимости от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в разных формах: [5]

1) в зависимости  от сегмента покупателей –  разные покупатели платят за  один и тот же товар разные  деньги (например, продажа одного  и того же товара в обычном  магазине и в магазине «люкс»);

2) в зависимости  от варианта товара – разные версии товара продаются по разным ценам, но без учета разницы в издержках;

3) с учетом  местонахождения – товар продается  по разной цене в разных  местах, хотя издержки для этих  мест одинаковы, например, цена  театральных билетов различна для разных мест в зале;

4) с учетом  времени – цены меняются в  зависимости от сезона, дня недели  и даже часа суток.

Ценообразование по психологическому принципу основано на том, что при определении цены учитываются не только экономические, но и психологические факторы. Например, исследования показали, что потребители воспринимают более дорогие товары как более высококачественные, особенно когда они не в состоянии проверить качество товара. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует их при поиске какого-то товара (квалифицированный покупатель хорошо знает, какая цена на определенный товар относится к категории высокой или низкой). Производители и продавцы могут активно воздействовать на формирование справочных цен.

Исходя из психологических  установок, не следует бояться заявлять цены в рекламе, в витрине, в различных  документах, связанных с продвижением товаров. Предложений с указанием  цен бояться не стоит. Зрительное восприятие цены, как правило, вызывает больше доверия к продавцу, говорит об уверенности в правильности проводимой им торговой политики.

В ряде случаев  в упаковку с теми же размерами, что  и у конкурентов, расфасовывают  меньшее количество товара (стиральные порошки, продукты питания, медикаменты  и др.), назначая при этом и более низкую цену на данный товар. При этом истинный вес или объем указываются на упаковке. Данный метод установления цены или, скорее, в целом продвижения товара ориентирован на невнимательного покупателя.

В 60-х годах  конкурирующая фирма «Вольфшмидт» попыталась отвоевать часть рынка у «Хьюблайн» и стала продавать водку «Вольфшмидт» на 1 доллар дешевле, утверждая, что эта водка по качеству ничуть не уступит «Смирновской». Что бы вы сделали на месте руководителей фирмы «Хьюблайн», попав в такую ситуацию? Снизили бы цены? Увеличили бы затраты на рекламу? Ничего бы не делали, рассчитывая на стабильность вкусов любителей «Смирновской»? Все эти довольно-таки шаблонные варианты перебрало и руководство фирмы «Хьюблайн», и ни один из них не был принят, поскольку так или иначе все они были чреваты сокращением прибылей.

Информация о работе Процесс формирования ценовой политики на предприятии