Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 02:39, контрольная работа

Описание работы

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
Задача. Определить максимальный уровень цены закупки сырья (сахарная свекла) для производства сахара. Исходные данные (таблица 1).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и виды цен………………………………………………………5
2. Методы ценообразования……………………………………………….8
3. Ценовые стратегии и тактика ценообразовани………………………..12
Задача………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….18
Список использованной литературы.......................................................19

Работа содержит 1 файл

ЭО.docx

— 265.51 Кб (Скачать)

 

                                                  Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие и виды цен………………………………………………………5

2. Методы ценообразования……………………………………………….8

3. Ценовые стратегии и тактика ценообразовани………………………..12

Задача………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………….18

Список использованной литературы.......................................................19

 

                                          Введение

 

Ценовая политика фирмы формируется в  рамках общей стратегии фирмы  и включает ценовую стратегию  и тактику ценообразования. Как  правило, ценовая политика разрабатывается  в рамках общей маркетинговой  стратегии, но с учётом финансовых целей  и возможностей предприятия.

Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта (услуги) на рынке. Выделяют различные подходы  к определению целевого сегмента и построению стратегии (матрица  Ансоффа, матрица БКГ, матрица Портера и др.). Также в рамках ценовой стратегии выбираются используемые методики определения (установления) цены, а также формы ценовой дискриминации.

В дальнейшем в рамках реализации стратегии разрабатываются  тактические мероприятия (для стимулирования продаж), включая системы ценовых  скидок и неценовых поощрений  покупателей.

Уровень цен оказывает влияние на все  основные показатели, характеризуюшие количественные и качественные результаты деятельности организации: объем продаж, выручку, прибыль, рентабельность, важнейшие финансовые коэффициенты деловой активности, финансовой устойчивости и платежеспособности, имидж, репутацию и т.д. Таким образом, ценообразование является важнейшим фактором стратегии организации, развивающейся в условиях обмена товаров и услуг, от которого зависит формирование спроса на них. Цена является одним из основных инструментов коммерческой политики организации, поэтому стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями (задачами) организации и отражать их.

В условиях конкурентного рынка определение  уровня конкурентоспособной цены представляет собой чрезвычайно сложный и  ответственный процесс, требующий  комплексного учета и анализа  множества внутренних и внешних  факторов, оказывающих влияние на деятельность организации. Этим обусловлена необходимость формирования и последовательной реализации ею эффективной ценовой стратегии. Ценовая стратегия, будучи основополагающим элементом ценовой политики организации, включает комплекс взаимосвязанных долгосрочных, наиболее принципиальных, важных установок, планов, намерений руководства организации в отношении производства, доходов и расходов, налогов, капиталовложений, цен, социальной зашиты работников, направленных на достижение желаемых результатов финансово-экономической деятельности организации.

 

1. Понятие и виды цен

Цена  и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают  весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом  общем виде цена представляет собой  сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. В условиях рыночной экономики  цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются  такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.

Цена  является конечным показателем, характеризующим  товар, она в равной степени учитывает  интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно  выделяются две противоположные  модели ценообразования: рыночное ценообразование  и централизованное (государственное) ценообразование.

В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы  производства. Цены устанавливаются  исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует  спрос на уровне заранее заданного  размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного  ценообразования происходит в сфере  реализации продукции. Именно здесь  сталкиваются спрос на продукцию  или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где  формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное  отличие рыночного ценообразования  заключается в том, что цены устанавливаются  здесь в соответствии со спросом  и предложением самим собственником  или производителем товара. Государственные  органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным  ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование  цен допускается на продукцию  предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

Цены  играют важную роль не только в экономике  в целом, но и в предпринимательской  деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль  и рентабельность. Цены выступают  основным фактором в решении таких  вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения  объемов инвестиций.

Критерии  классификации цен разнообразны. Они различаются по способу их отражения в учете. Понятие "балансовая стоимость актива" означает стоимостную  оценку актива по данным баланса предприятия, в котором активы оценены на момент приобретения по стоимости за вычетом  износа. Восстановительной является текущая стоимость основных средств, т.е. сумма затрат на их воспроизводство  в современных условиях (о первоначальной, остаточной, ликвидационной стоимости  основных средств говорилось при  рассмотрении амортизации). В зависимости  от сфер торговли, ее масштабов и  особенностей выделяют цены:

  • спроса - цены, по которым покупатели согласились бы купить товар;
  • равновесные - цены, складывающиеся на равновесных рынках в условиях относительного равенства спроса и предложения;
  • оптовые, т.е. цены реализации крупных партий товаров.

Выделяют  также розничные, закупочные цены (по которым государство закупает продукцию  у хозяйствующих субъектов), мировые (цены на мировых рынках), монопольные (монопольно высокие, монопольно низкие цены на монополизированных рынках). Также  различают аукционные и комиссионные, индивидуальные и единые цены. Индивидуальными  являются цены, которые устанавливаются  на единицу товара в процессе переговоров  между покупателем и продавцом. К единым относятся цены, устанавливаемые на стандартизированные товары серийного производства, они одинаковы для всех покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы ценообразования

Существует  целая система методов определения  цен. Фирмы рассматривают цену как  переменный и важный фактор, поэтому  к ее назначению относятся весьма осторожно. При выборе метода определения  цены обычно исходят из следующих  соображений. Если установить слишком  высокую цену, то спрос будет ограничен. Если установить слишком низкую цену, то прибыль будет мала или ее не будет совсем. Возможная цена определяется себестоимостью продукции, ценами товаров-конкурентов  и товаров-заменителей, уникальными  достоинствами товара по сравнению  с другими товарами. Максимальная цена определяется уникальными достоинствами  товара, минимальная издержками производства, средняя — конкуренцией.

Система методов ценообразования включает следующие методы:

  • на основе издержек производства;
  • ориентацией на ценностную значимость товара;
  • ориентацией на конкуренцию;
  • на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка;
  • параметрические методы; метод статистических игр.

Определение цен на основе издержек производства

Суть  этого метода расчета цен состоит  в следующем: производитель товара определяет издержки производства и  прибавляет к ним желаемую сумму  прибыли, которую рассматривает  как вознаграждение за вложенный  капитал. Оптовые и розничные продавцы при определении своих цен исходят из затрат, связанных с приобретением товаров (оптовыми продавцами — у производителя, розничными — у оптовых продавцов или непосредственно у производителя), и наценок (оптовых, розничных), которые устанавливаются продавцами по их усмотрению (если, конечно, наценки не регламентируются государством) и должны обеспечить покрытие затрат, связанных с их деятельностью и получением желаемой прибыли. Размер наценок зависит от многих факторов: от характера товара, размеров его продаж, положения продавцов на рынке, сложившихся на рынке величин наценок, желаний продавцов, государственного вмешательства в ценообразование.

Определение цен на базе издержек производства осуществляется на основе полных и  переменных затрат. При исчислении цен на базе полных затрат производства учитываются как переменные, так  и постоянные затраты. При исчислении цен на основе переменных затрат постоянные затраты не учитываются. Прибыль  в этом случае прибавляется к переменным затратам.

К ценообразованию  на основе затрат также относится  метод установления цен в соответствии с «кривой освоения». К этому  методу фирма обращается в тех  случаях, когда она решает снизить  текущую цену. В данном случае снижение цен производится вслед за снижением  затрат. Фирма производит либо выборочное снижение цен с целью расширения рынка, либо резкое снижение цен, если есть угроза конкуренции или если покрытие затрат будет гарантировано  быстрым ростом объема продаж.

Определение цен с ориентацией на ценностную значимость товара

В основе данного метода определения цен  лежит ощущаемая потребителем ценностная значимость товара и желание покупателя за эту значимость заплатить определенную сумму. Цена в этом случае должна соответствовать  ощущаемой потребителем ценностной значимости товара. Фирма может установить на свой товар высокую цену тогда, когда товар представляет для  покупателя большую ценностную значимость и когда он готов заплатить  за него выше нормальной рыночной цены. Со снижением ощущаемой потребителем ценностной значимости товара цена снижается. При этом в обоих случаях издержки производства могут быть одинаковыми. Издержки производства при данном подходе  к определению цен рассматриваются  лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар  по исчисленной данным методом цене приносить запланированную фирмой прибыль или нет.

В основе цены, исчисляемой рассматриваемым  методом, лежит субъективная оценка покупателями ценности товара для них. Эта оценка зависит от многих параметров, например, от получаемой потребителем отдачи от использования товара, от психологических преимуществ, от уровня послепродажного обслуживания и  т. д.

Фирме для  определения цены на свой товар необходимо выявить, какие ценностные представления  имеются у покупателей о товарах-конкурентах. Это можно сделать на основе опроса покупателей. Но можно поступить  следующим образом. Надо определить сложившееся соотношение между  ценами и потребительскими свойствами, но аналогичным, имеющимся на рынке  товарам, выявить, насколько товар  фирмы лучше или хуже этих товаров, и на основе полученных соотношении  назначить цену на свой товар. В таких  действиях фирмы, ищущей цену на свой товар, отражается логика поведения  потребителя.

Определение цен с ориентацией на конкуренцию

Фирма при  ориентации на этот метод определения  цен исходит исключительно из уровня текущих цен товаров-конкурентов  и меньше всего обращает внимание на собственные издержки производства и спрос. Она устанавливает на свой товар цену чуть выше, или чуть ниже, или на уровне цен своих  основных конкурентов. Логика ценообразования  здесь такова: мой ближайший конкурент  продает лук по цене 4 руб. за 1 кг, мой лук такой же, поэтому я  оценю свою продукцию так же и  назначу цену 4 руб. за 1 кг. Если лук  фирмы по показателям качества отличается от товара конкурента, то она назначит цену чуть выше или чуть ниже. На этот метод ценообразования ориентируются  фирмы, товары которых относятся  к рынку чистой конкуренции (сюда можно отнести с некоторым  допущением многие товары сельскохозяйственного  производства) или к олигополистическому  рынку (сталь, алюминий, бумага, автомобили, компьютеры и т. д.).

К данному  методу ценообразования обращаются те фирмы, которые затрудняются точно  определить издержки производства на единицу продукции и считают средние цены, сформировавшиеся в отрасли, хорошей базой для определения цен на свои товары. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с назначением своей цены, которую рынок может не принять.

При таком  подходе к ценообразованию фирма, как правило, не меняет свои цены в  связи с изменением ее издержек производства или спроса.

 

3. Ценовые стратегии и  тактика ценообразования

Стратегия ценообразования — это набор правил и практических методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.

Информация о работе Ценовая политика предприятия