Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:02, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели ценообразования, применяемыев экономической практике;
2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия;
3) исследовать процесс ценообразования на предприятии.
Объект исследования – предприятие (условное, в данном случае). Предмет – процесс ценообразования на предприятии.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы ценообразования и ценовой политикипредприятия………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие цены……………………………………………………...…….…4
1.2 Виды цен и их классификация………………………………...…….……5
1.3 Основные этапы формирования ценовой политики предприятия…..…9
1.4 Методы ценообразования и определяющие их факторы…………...…14
1.5 Пути совершенствования ценовой политики предприятия…………...18
2. Анализ ценовой политики предприятия………………………………….….20
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия………………...20
2.2 Определение цены методом полных затрат……………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
ценообразования и ценовой политики предприятия…………………………………………………
1.1 Понятие
цены……………………………………………………...…….
1.2 Виды
цен и их классификация………………………………...……
1.3 Основные этапы формирования ценовой политики предприятия…..…9
1.4 Методы ценообразования и определяющие их факторы…………...…14
1.5 Пути совершенствования ценовой политики предприятия…………...18
2. Анализ ценовой политики предприятия………………………………….….20
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия………………...20
2.2 Определение цены методом полных затрат……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фирма или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике. Переход к рыночной экономике предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.
Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
Объект исследования – предприятие (условное, в данном случае). Предмет – процесс ценообразования на предприятии.
1. Теоретические основы ценообразования и ценовой политики
1.1 Понятие цены
Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена товара – стоимость товара, выраженная в деньгах. [1, с. 30]
В условиях рыночной экономики значение цены огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества. Структура цены в общем виде состоит из себестоимости продукции (услуги) и чистого дохода (табл. 1).
Таблица 1
Формирование цен
[8]
Элементы цены | ||||||
Себестоимость производства и продажи товаров (услуг) |
Прибыль производите-ля |
Косвенные налоги (акциз, НДС) |
Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника) |
Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) | ||
Оптовая цена изготовителя |
||||||
Оптовая отпускная цена |
||||||
Оптовая цена закупки |
||||||
|
Информация о структуре цены важна в процессе разработки стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это свидетельствует о снижения конкурентоспособности. В результате фирма не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости говорит об обратном — предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать снижения цены.
1.2 Виды цен и их классификация
Цены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:
1) вида рынка:
Аукцион – способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее установленное время с правом предварительного осмотра товаров. Товар на аукционе продается единичными образцами или партиями (лотами). Аукционная цена – это цена публичной продажи по максимально предложенному покупателем уровню. Таким образом, главное отличие аукционной цены – формирование ее уровня в процессе сильной конкурентной борьбы, в результате аукционная цена может быть выше рыночной и часто она многократно превышает первоначально назначенную, т. к. отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара, а также зависит от мастерства аукциониста.
Биржа – организационная форма оптовой торговли стандартными массовыми товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг. Котировка цен – определение типовых, характерных цен при биржевой торговле. Необходимо котировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, – базу биржевого бюллетеня.
Классические торги (тендер) — рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого, поступают предложения от потенциальных продавцов. Цены торгов (тендерные цены) — цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ.
Общая тенденция развития цен здесь понижательная: при прочих равных условиях заказчик предпочитает более дешевое предложение. В отличие от аукционов торги более закрытые и ограниченные. Цены торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства, так как значительная доля заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государством.
2) времени:
Постоянные (твердые) цены устанавливаются в момент подписания контракта и не подлежат изменению в течение срока его действия. Как правило, такие цены применяются при немедленных поставках или поставках в краткосрочный период. При заключении контрактов на длительный срок в нем обязательно делается оговорка: «Цена твердая, изменению не подлежит».
Сезонная цена — цена, изменяющаяся в зависимости от времени года (цены на сельскохозяйственную продукцию), сезона (цены на одежду и обувь). Такие изменения называются сезонными колебаниями цен.
Ступенчатая цена — цена на конкретную серийную продукцию производственного назначения, снижающаяся скачкообразно по мере сокращения издержек или морального старения товара.
3) объема продаж:
Оптовая торговля – торговля крупными партиями товаров, осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников.
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях оптовой торговли.
Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.
Розничные цены – это цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети, то есть в условиях продажи товаров индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объёме каждой продажи.
По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.
Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счёт которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создаётся прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
3) государственного воздействия, регулирования:
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка и являются равновесными ценами, при которых объем спроса равен объему предложения.
Регулируемые цены – это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов. К регулируемым ценам относятся: предельные цены, по которым установлена максимальная величина; минимальные цены, когда определен их нижний предел. В России такие цены применяются при реализации водки и ликероводочной продукции крепостью выше 28 процентов.
4) информации об уровне цен:
Публикуемые цены – это цены, информация о которых помещается в специальных информационных изданиях, и они отражают средний уровень мировых цен или цен внутри страны. К ним относятся:
- цены прейскурантов, каталогов, проспектов. Они устанавливаются на стандартизированную конечную продукцию изготовителями и рассылаются заинтересованным потребителям в виде печатных изданий, где, помимо цен, указываются основные характеристики товаров, изделий и дается их описание. Цены, указанные в прейскурантах, проспектах, каталогах е. носят условный характер и, как правило, выше реальных цен реализации на 10–15 %;
- справочные цены – это цены товаров, публикуемые в справочных изданиях, издаваемых объединениями производителей, информационными агентствами, консультационными или брокерскими фирмами. Они отражают интересы поставщика или продавца, а для покупателя являются ориентировочной ценой.
Расчетные цены применяют при заключении контрактов, договоров на изготовление нестандартного оборудования, производимого по индивидуальным заказам. Эти цены разрабатываются и обосновываются поставщиками для каждого конкретного случая с учетом технических и коммерческих условий поставок. Информация по расчетным ценам является достаточно закрытой и редко публикуется в печати. [2], [8]
1.3 Основные этапы формирования ценовой политики предприятия
Ценовая политика предприятия представляет собой общие принципы и подходы в деятельности фирмы, которых она придерживается в сфере установления цен на свои товары или услуги.
Основной задачей ценовой политики является управление конкурентоспособностью товара и услуг фирмы, при этом цена представляет собой главный фактор рентабельности и призвана стимулировать спрос.
Решения по ценам принимаются
в тесной увязке с решениями по
объемам производства, управлению затратами,
дизайну и конструированию
Разработка ценовой политики
и стратегии предприятия
Рис. 1. Основные этапы формирования ценовой политики предприятия
[5]
Первым этапом работ является сбор исходной информации для разработки ценовой политики предприятия. Основными мероприятиями в ходе выполнения данного этапа работ являются следующие:
При оценке затрат производства и сбыта продукции основное внимание следует уделять выявлению всех тех затрат, с которыми реально связано производство и сбыт данной продукции, а также выявлению и анализу тех статей затрат, величина которых может изменяться при изменении объемов выпуска (продаж) продукции в результате изменения цен;
Ценовая стратегия должна
соответствовать основным финансовым
целям предприятия, принятым на ближайшее
время и перспективу. В соответствии
с финансовым планом предприятия
определяется минимальный уровень
прибыльности, необходимый при продаже
каждого вида продукции, а также
приоритетность задачи – получения
наибольшего объема прибыли или
получения прибыли в