Планирование ассортимента товаров предприятия розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине;
совершенствование управления товарным ассортиментом.
Объектом исследования является товарный ассортимент ООО «Элдер».

Содержание

Введение 4
Раздел I Теоретическая часть
Понятие ассортимента 6
Планирование ассортимента 11
Раздел II Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия ООО «Элдер» 17
Анализ влияния торгового ассортимента на прибыль 23
Раздел III Рекомендательная часть
Разработка мероприятий по совершенствованию
управления ассортиментом ООО «Элдер» 34
Прогнозирование товарного ассортимента и его влияние
на величину прибыли 37
Заключение 43
Используемая литература 46
Приложение 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисциплине_ Организация коммерческой деятельн.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Так как в  условиях безубыточности П=0, то П= 135,29*Qс- 6000=0.

Решив данное уравнение  получим Qх = 80*44=3520 (шт.) ,Qу  = 2*44 = 528 (шт.),

Qс = 44 (шт.), которые необходимо реализовать за отчетный период, чтобы достичь точки безубыточности.

Общий объём  выручки предприятия при реализации, соответствующих найденной точке  безубыточности, составит Вб = 3520*18,50+528*14+44*96,81= 76771,64руб.

Далее определим, как повлияет решение об изменении  структуры на финансовые результаты, для чего формулу (13) преобразуем  так, чтобы можно было учесть изменение  удельного веса каждого товара в  общем объёме реализации продукции 

П = Вб[((Р - V)/Р)*Di]-С(16),

где Di- доля каждого изделия в общем объёме реализации ;

(Р - V)/Р- доля маржинальной прибыли в цене.

Подставляя  значение Вб = 76771,64руб. в последнюю формулу получаем

П  =  76771,64*[(18,50-17,02)/18,50*0,85+(14-13,16)/14*0,0944+(96,8-90)/96,8*0,0556]-6000 = -42,52 тыс.руб.

Для проверки эффективности  принятого решения рассчитаем прибыль  при тех же условиях точки безубыточности, кроме одного - структуры реализации.

П = 76771,64*[(18,50-17,02)/18,50*0,90+(14-13,16)/14*0,054+(96,8-90)/96,8*0,046]-6000= 23,50 тыс. руб..

Из сделанных  расчетов видно, что новая ассортиментная структура выгоднее и позволяет  избежать убытков. Кроме того, магазину не помещает реклама в местной  прессе.

Ценовая политика рассчитана на разные социальные слои населения, но с основой на людей со средним достатком. Её можно сделать еще более гибкой и привлекательной для клиентов за счет введения бонусной системы скидок, причем можно попробовать сделать скидки дифференцированно в зависимости от товарной группы покупаемого товара. Например, по группе подгузников можно порог для предоставления скидки сделать выше, чем по продуктам питания из - за разницы в ценах и приобретаемых объёмах при разовой покупке.

Так же, целесообразно  предложить увеличение объема реализации за счет разработки такого нового канала реализации как мелкий и средний опт для районов области, налаживание сбыта в детские медицинские учреждения г. Самары, что позволяют делать объёмы деятельности и предложения из районов о сотрудничестве. Этот канал является перспективным для расширения рынка сбыта, несмотря на достаточную конкуренцию на этой части рынка.

Таким образом, расширение сбыта за счет нового канала реализации позволит упрочить положение  фирмы по сравнению с конкурентами.

Так как магазин  открылся совсем недавно, то сейчас очень важно правильно определить номенклатурный перечень его ассортимента и создать положительное отношение у посетителей за счет вежливого и компетентного обслуживания, так как граница между товарами и услугами не абсолютна. Постоянный покупатель - стабильный источник дохода.

Еще один метод  планирования товарного ассортимента основан на истории продаж – экстраполяция. Зная, что товары детского ассортимента практически не подвержены сезонным колебаниям и, имея данные о первых отчетных периодах работ магазина, можно сделать предположение о физических продажах на близлежащий отчетный период времени с помощью метода экстраполяции. Под экстраполяцией понимается перенос тенденции наблюдавшейся в прошлом на ближайшее будущее; один из методов краткосрочного прогнозирования. Поскольку в действительности тенденция развития не остается неизменной, то данные, получаемые путем экстраполяции, следует рассматривать как вероятностные оценки.

Проведем экстраполяцию, используя уравнение прямой, (предполагается, что абсолютные приросты продаж в будущем будут приблизительно постоянными)

 У=а01*t. Зная ,что а0=∑y/n и а1=∑y*t/∑t2 , где у – фактический уровень рядя динамики; t – порядковый номер периода времени; n – количество периодов времени; уt – прогнозный уровень продаж.[8,с.155] Используя данные таблицы 8, найдем значения параметров а0, а1 и подставим в уравнение У=а01*t. См таблицу 12

Таблица 12

Прогноз продаж по магазину «Элдер»

 

∑У*t

а0

а1

Уt1

Доход

прогноз

Доход отч. период

1

2

3

4

5

6

7

каши

-46

527

-11,5

493

1029,38

1067,98

пюре стекло

-100

887

-25

812

535,43

609,04

соки

136

2832

35

2934

4358,75

3671,84

пюре жесть

-59

339,5

-14,8

295

255,23

306

вода

4

107

1

110

151,77

157,5

Продолжение таблицы  12

1

2

3

4

5

6

7

чай

0

33

0

33

230,86

210

м/с

-5

537,5

-1,3

534

4996,64

3757,38

печенье

0

110

0

110

363,29

363,3

молоч.кухня

100

1073

25

1148

458,05

468,63

косметика

-22

147

-5,5

131

842

911,4

аксессуары

55

122,5

13,8

164

1033,20

791,76

подгузники

-5

559,5

-1,3

556

19059,96

18262,44

игрушки

17

68,5

4,3

81

2252,61

1584

ИТОГО:

       

35567

32161


 

В таблице, в  последней колонке показан возможный  уровень продаж в натуральных  единицах в разрезе товарных групп  по магазину с учетом первых двух месяцев  работы. Если сравнить прогнозные оценки с тенденциями продаж в прошлом, то предполагается, что в ближайшем будущем динамика продаж будет менее сильной. Так, например, по подгруппе подгузников ожидается снижение продаж всего лишь на одну товарную единицу. Что возможно, связано с влиянием сезонности (лето дети находятся на улице намного больше, чем зимой или осенью), но так как магазин не имеет большой истории продаж, то проверить это предположение невозможно.

Последняя колонка  таблицы 12 может служить ориентиром для создания более рационального товарного ассортимента, так как показывает, к планированию каких товарных групп следует отнестись более внимательно, что бы изменить нежелательную тенденцию продаж или усилить положительную динамику. Следует помнить, что для каждого сегмента рынка необходимо разрабатывать свой прогноз, который может быть отличным от общего по всему целевому рынку в целом. При прогнозном уровне продаж прибыль может составить 23038,65 рублей против 20175 рублей (или 35567 руб. валового дохода против 32161 рубля) отчетного периода вследствие изменения структуры товарного портфеля в сторону увеличения доли реализации более доходных товаров, например аксессуаров и игрушек.

  1. Каши
  2. Печенье
  3. Пюре (в стекле)
  4. Молочная кухня
  5. Соки
  6. Косметика
  7. Пюре (в жести)
  8. Аксессуары
  9. Вода
  10. Подгузники
  11. Чай
  12. Игрушки
  13. Молочные смеси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Рынок – это  сложное и многостороннее явление, та среда, в которой только и могут  быть удовлетворены все нужды  потребителей через взаимодействие спроса и предложения.

Спрос и предложение  являются характеристиками экономической  среды, в которой работает фирма. Постоянный анализ рынка - залог успешной работы. Прогноз развития внешней  среды заключается в постоянном мониторинге условий наиболее полного удовлетворения всех потребностей пользователей товаров или услуг предприятия. Степень удовлетворения нужд потребителей характеризуется такой величиной как спрос, под которым подразумевается сумма денег, которую потребители могут и хотят потратить на приобретение нашего товара. Это своеобразная шкала потребности в продукции по всем возможным ценам при неизменности остальных факторов.

Построение  эффективной модели спроса позволяет  определить: кому нужен предлагаемый товар, при каких условиях он будет продаваться успешно.

Изучение рынка, построение различных моделей спроса да и само существование любого коммерческого  предприятия направлено на получение  положительной разницы между  понесенными затратами и полученными  доходами – прибыли. Для торгового предприятия величина прибыли находится в прямой зависимости от физических объёмов продаж и разницы между ценой продажи и ценой приобретения. В свою очередь величина физической реализации зависит от оптимальности ассортимента реализуемых товаров. Оптимальность ассортимента является прямым следствием правильно выстроенной модели спроса по каждой товарной позиции и в целом по всей номенклатуре товаров. Кроме ассортимента величина прибыли и ее уровень зависит от материально- технической базы торгового предприятия, уровня профессионализма персонала и её деловой репутации, то есть того, что о фирме думают потребители товаров и услуг, деловые партнеры.

Анализ потребителей торгового предприятия ООО «Элдер» (магазина по улице Мичурина, 21) показал, что основным целевым сегментом сети магазинов являются семьи, где ожидается появление ребенка или он уже есть и ему меньше 7 лет.

По отношению  к конкурентам ООО «Элдер» чувствует себя достаточно уверенно, каждый год открывает новые торговые точки, несмотря на насыщенность рынка детских товаров и питания

Основным условием стабильного развития является постоянный мониторинг спроса по каждой товарной точке и фирме в целом. Положительной  чертой в работе магазина является оперативная работа по индивидуальным заказам потребителей, что создает положительный имидж и и привлекает дополнительных потребителей. Еще один плюс - квалифицированный персонал. В магазине работают женщины, у которых уже есть дети в возрасте до 14 лет, что позволяет оказывать консультационную помощь покупателям в их выборе.

Анализ товарного  ассортимента магазина за период апрель- июнь 2009 года показал, что основу выручки составляют группы подгузников (около 40%) и детского питания (55,53%), остальные товарные группы являются дополняющими и не превышают 4% от товарооборота в отдельности по каждой товарной группе. По объёмам физических продаж группы-лидеры те же, но соотношение между ними совсем другое. Так физические продажи питания составляют 91,65% от РТО а, подгузников только 6,24%.

Что касается величины рентабельности, то наиболее доходными являются игрушки, где величина прибыли составляет до 50%, потом идут подгузники -17%. Средняя доходность питания составляет всего 6,89%, что компенсируется объемами продаж.

По итогам работы за анализируемый период выявлены следующие тенденции в структуре товарного ассортимента. С наступлением лета начали расти объемы продажи соков, игрушек, солнцезащитной косметики, воды, подгузников. В то же время снизился спрос на мясные пюре, молочную кухню, чаи и немного на каши, косметику, не соответствующую сезону.

В целом по магазину в июне выручка снизилась на 1,55% или 4360,71 рубль, объем прибыли сократился на 942,81 рубля или 2,83%. Снижение показателей  связано с оттоком непосредственных потребителей товаров из города. Снижение показателей могло быть еще большим, если бы структура товарной номенклатуры осталась неизменной. Только увеличение доли товарной группы соков и снижение удельного веса пюре в жестяной таре и чаев позволило получить 23,5 тыс. руб. прибыли дополнительно при неизменности остальных позиций.

Если же оценивать  эффективность ассортимента в разрезе  каждой товарной позиции, то весь ассортимент  можно подразделить на три группы: А-имеющие удельный вес более 1% в РТО -388 позиций, В - имеющие удельный вес менее 1%, но более 0,115-590 наименований и С - все остальные - 440 наименований. Причем основу товарооборота составляют товары из групп В (28,9%) и А (45,5%). Эти же группы являются лидерами по величине переменных затрат и извлекаемой прибыли.

В целях совершенствования управления товарным ассортиментом в ООО «Элдер» в данной работе предлагаются следующие мероприятия:

- основой ассортимента  должны стать недорогие отечественные  марки детского питания, не  уступающие по качеству продукции  иностранного производства, и подгузники – как товары повседневного спроса;

- прогноз товарного  ассортимента показал, что наибольший  объем выручки принесут такие  позиции, как: соки, косметика,  вода, подгузники, причем анализ  продаж позволил выявить, что  наценка на данные ассортиментные  позиции составляет в среднем 8-15% (эта наценка является средней по номенклатуре);

- в связи  с увеличением объемов продаж  этих товарных групп по прогнозу  в летний период необходимо  отслеживать уровень запаса данных  видов товара на складе;

- необходимо  планомерно отслеживать сезонные колебания спроса и микроспрос в районе расположения магазина;

- следует искать  пути и возможности расширения  торговых площадей ООО «Элдер» в целях обеспечения удобства обслуживания посетителей и расширения товарного ассортимента.

Предложенные мероприятия позволят ООО «Элдер» укрепить свои рыночные позиции, увеличить конкурентные преимущества и создать плацдарм для дальнейшего развития.

Информация о работе Планирование ассортимента товаров предприятия розничной торговли