Планирование ассортимента товаров предприятия розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине;
совершенствование управления товарным ассортиментом.
Объектом исследования является товарный ассортимент ООО «Элдер».

Содержание

Введение 4
Раздел I Теоретическая часть
Понятие ассортимента 6
Планирование ассортимента 11
Раздел II Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия ООО «Элдер» 17
Анализ влияния торгового ассортимента на прибыль 23
Раздел III Рекомендательная часть
Разработка мероприятий по совершенствованию
управления ассортиментом ООО «Элдер» 34
Прогнозирование товарного ассортимента и его влияние
на величину прибыли 37
Заключение 43
Используемая литература 46
Приложение 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисциплине_ Организация коммерческой деятельн.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Преимущества  и недостатки матрицы "рост/доля".

Матрица хозяйственного портфеля БКГ приносит несомненную пользу для принятия решения о характере стратегии для каждого отдельного вида деятельности (бизнеса). Матрица БКГ выдвигает на первый план финансовое взаимодействие внутри хозяйственного портфеля, показывает виды финансовых решений, которые должны приниматься, и объясняет, почему приоритеты распределения ресурсов внутри корпорации различны для разных хозяйственных подразделений. Она также предлагает удачные способы рационализации как для стратегии инвестирования и расширения, так и для стратегии ликвидации. Тем не менее, данная матрица аналитически не закончена и потенциально может ввести в заблуждение.

  1. метод линейного программирования – в процессе планирования будущего ассортимента возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений.

В процессе планирования номенклатуры и ассортимента продукции приходиться решать 2-е взаимоисключающие, на первый взгляд, задачи: 1- сократить время освоения новых изделий; 2- удлинить рыночный период жизни продукта. Решение первой проблемы связано с необходимостью выживания предприятия, а второй с наличием спроса на старые продукты в условиях ограниченной платежеспособности населения [5, с.40]. Поэтому основная идея эффективного планирования товарного ассортимента должна состоять в следующем: А - эффективная ассортиментная политика должна быть направлена на элиминирование объема продаж и прибыли от стадий жизненного цикла продукта; В - появление новинок на рынке должно происходить в такой последовательности, чтобы величина объема продаж и прибыли оставалась относительно постоянной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭЛДЕР»

 

Торговая фирма  «Элдер» основана в 2000 году. Сейчас под этой торговой маркой объединены 4 действующих магазина, расположенных  в черте города на улицах Мичурина, 21; Телевизионной, 10; Кирова, 7 и Максима Горького, 40. Общая численность персонала составляет 17 человек, в том числе 12 продавцов, 2 водителя- экспедитора, 2 кладовщика, 1 оператор ПК.

Доставка товаров  в магазины, а также на основной склад от поставщиков осуществляется собственным транспортом. Лишь изредка используется доставка наемным транспортом, что позволяет снизить транспортные расходы до минимума. Все магазины принадлежат частному лицу.

Целью деятельности торгового предприятия является получение дохода от реализации товаров населению через стационарную розничную торговую сеть. В магазинах представлен весь ассортимент детских товаров для детей в возрасте от 0 и до 6 лет включительно: питание, аксессуары, игрушки, подгузники, детская косметика, коляски, детская мебель. Структура товарооборота по фирме в целом за рассматриваемый период представлена в таблице в разрезе товарных групп (Таблица.1)

Таблица 1

Структура и  размер товарооборота фирмы «Элдер»

Товарная группа

Размер торговой выручки в целом по фирме за период с 10.04.09 по 10.05.09

Размер торговой выручки  в целом по фирме за период с 11.05.09 по 11.06.09

Динамика

руб.

в % к итогу

руб.

в % к итогу

руб.

в % к итогу

структуры

1

2

3

4

5

6

7

8

каши

132190,69

7

167174,2

7,3

34983,55

26,46

0,3

пюре

(в стекле)

132190,69

7

96182,44

4,2

-36008,25

-27,24

-2,8

соки

283265,76

15

389309,9

17

106044,10

37,44

2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

пюре 

(в жести)

56653,152

3

66411,68

2,9

9758,53

17,23

-0,1

вода детская

28326,576

1,5

41221,04

1,8

12894,47

45,52

0,3

чай

18884,384

1

11450,29

0,5

-7434,09

-39,37

-0,5

м/с

453225,22

24

526713,3

23

73488,12

16,21

-1

печенье

30215,014

1,6

22900,58

1

-7314,43

-24,21

-0,6

молочная кухня

28326,576

1,5

25190,64

1,1

-3135,94

-11,07

-0,4

Косметика

30215,014

1,6

34350,87

1,5

4135,86

13,69

-0,1

Аксессуары

52876,275

2,8

64121,62

2,8

11245,35

21,27

0

Подгузники

632626,86

33,5

778619,7

34

145992,86

23,08

0,5

игрушки

47210,96

2,5

66411,68

2,9

19200,72

40,67

0,4

Итого

1888438,4

100

2290058

100

401619,60

21,27

0

итого питания:

1125509,3

59,6

1346554

58,8

221044,82

19,64

-0,8


 

Номенклатура  реализуемых товаров не имеет  резко выраженного сезонного  характера, в связи, с чем показатели финансово-хозяйственной деятельности в весенне-летний период и в осенне-зимний период находятся практически на одинаковом уровне. Из таблицы, приведенной выше видно, что к концу первого месяца лета выручка выросла на 401 619.60 рублей или 21.27% , при этом в структуре РТО произошли изменения. Летом всегда увеличивается потребление жидкости, что увеличило долю соков на 2% и детской питьевой воды на 0,3% в общей массе реализованных товаров, также отмечалось увеличение доли в структуре по группам подгузников (очень удобны в участившихся поездках за город) на 0,5% , игрушек на 0,4%, каш на 0,3%. В целом же за июнь удельный вес питания в общей структуре товарооборота снизился на 0,8% особенно по группам чай, печенье, пюре (отмечается отток горожан в связи с наступлением периода отпусков).

Динамика структуры  отличается от стоимостного изменения товарооборота. Например, доля детской косметики снизилась, но продажи по этой группе возросли на 13,69% (4135,86 руб.), что стало возможным за счет изменений внутри самой товарной группы (увеличилась доля дорогих средств от загара), а по группе аксессуаров реализация увеличилась на 21,27% (11245,35 руб.) без изменения её положения по отношению к прошлому периоду.

Ценовая политика и ассортимент рассчитаны в основном на людей со средним достатком, хотя мы работаем и с индивидуальными заказами (в основном это, какое - либо особо редкое из-за своей специфичности питание или дорогая мебель, коляска).

В основе ценообразования  лежит затратный метод с минимальной  по сравнению с конкурентами торговой наценкой, обеспечивающей прибыль. Основными статьями затрат для торгового предприятия  являются: приобретение товарно-материальных ценностей, расходы по их доставке, аренда торговых площадей, фонд оплаты труда, налоговые отчисления в бюджет РФ, реклама. В основном же изменение цены продажи происходит из-за колебаний цен поставщиков. Что же касается товаров импортируемых в Российскую Федерацию, то их стоимость напрямую зависит от долгосрочных колебаний курсов валют на валютных рынках. Кроме того, в процессе формирования цены прослеживается влияние маркетинговых акций фирм производителей или самих дилеров в отношении конкретных марок. Примером вышесказанного может служить продукция американской фирмы Procter and Gamble - подгузники «Хаггис». С понижением курса доллара по отношению к евро и рублю, их цена по сравнению с подгузниками европейского производства значительно упала, что в сочетании с высоким качеством продукции и развернутой рекламной кампанией привело к резкому росту спроса на эту торговую марку, причем, если раньше для стимулирования спроса в каждой пачке подгузников «Хаггис» была небольшая игрушка – подарок, то сейчас эту тактику переняли их конкуренты из Европы, например марка «Памперс».

 Нашими основными конкурентами является сеть магазинов «БЭБИ БУМ», реализующая детское питание и аксессуары и являющаяся официальным дилером фирмы «Нутриция» со сходным товарным ассортиментом питания, подгузников и аксессуаров, в том числе косметики.

Магазин на ул. Мичурина, 21 является типичным для сети «Элдер». Отдел существует с мая 2008 года. Торговая полезная площадь магазина составляет 30 м2, на которых удается размещать не только питание, игрушки с подгузниками, но и детские стульчики, коляски. Продажа крупногабаритных товаров осуществляется и на заказ по каталогам, всегда имеющимся у продавцов.

Он расположен в близи крупного продуктового магазина и остановки, что обеспечивает непосредственную близость к потенциальным покупателям (за покупками в основном ходят  женщины или мужья со списком).

Район, в котором  находится магазин, является достаточно обширным с большим количеством детей, однако отдел не приносит больших доходов из-за низкой платежеспособности населения.

В магазине используется традиционная форма торговли – через  прилавок, что очень удобно для  посетителей, так как позволяет  мамам и папам сориентироваться при помощи продавца и рекомендаций педиатра, и самообслуживание в отношении колясок, велосипедов и других аналогичных товаров.

В магазине принята  сдельная форма оплаты труда для  стимулирования работы сотрудников, но есть определенный минимум, ниже которого зарплата платится, независимо от выручки. Расчет с работниками происходит еженедельно.

Магазин работает семь дней в неделю с 10 до 19 , но по выходным рабочий день сокращен с 1000 до 1700 в субботу, и с 1000 до 1500 в воскресенье.

Что бы в целом представить основные стратегические цели деятельности предприятия, определения общего направления его развития и стратегических альтернатив возможно использование широко признанного в зарубежной практике метода SWOT- анализа, который позволяет оценить силу, слабость, возможности и угрозы. Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.

Результаты  проведенных исследований отражают условия работы розничного торгового  предприятия «Элдер» и служат основой для составления карты SWOT его деятельности (Таблица. 2).

Условно обозначим  в ней степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность объекта исследования. Она должна определяться экспертным путем по пятибалльной шкале оценки (возможности: 5 - очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие; угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 - очень слабая; сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 - низкое, 1 - очень низкое) [15,с.55-60].

 

Таблица 2

Карта SWOT деятельности магазинов «Элдер»

Возможности

баллы

Угрозы

баллы

1

2

3

4

Стабильная политическая ситуация в стране

3*

Высокие процентные ставки банковского кредита

1

Сокращение численности  безработных

1

Высокий уровень инфляции

5

Рост производства отечественных  товаров народного потребления

5

Предприятие плохо адаптировано к нововведениям, основанным на достижениях  современных технологий

2

Снижение уровня налоговой  нагрузки

4

Низкая покупательная  способность населения

5

Рост реальных доходов  населения 

5

Ценовая политика, не учитывающая издержкоемкость реализации товаров

5

Развивающиеся конкурентные отношения

5

Нестабильность политики налогообложения предприятий

5

Развивающиеся конкурентные отношения

4

Итого

23

Итого

27

 

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

Сильные стороны

баллы

Слабые стороны

баллы

Основной принцип работы –сокращение расходов и рационализациия  всего процесса продаж

4

Слабые позиции в  использовании нововведений (недостаточность  технических средств сбора и  обработки информации, программного обеспечения)

4

Работа на достаточно стабильный и хорошо известный сегмент рынка

5

Низкий уровень аналитической  работы на предприятии

4

Относится к числу  лидеров на рынке

5

   

Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

3

Обеспеченность площадями

5

Учитывается принцип рентабельности продаж при формировании ассортимента

4

Нестыковка наличных денежных потоков во времени

5

Технологии и оборудование

4

   

Высокая степень внимания, уделяемого коммуникационным связям предприятия

4

   

Достаточно высокий  уровень квалификации кадров

4

   

Итого

23

Итого

27

Сильные стороны

баллы

Слабые стороны

баллы

Основной принцип работы –сокращение расходов и рационализациия  всего процесса продаж

4

Слабые позиции в  использовании нововведений (недостаточность  технических средств сбора и обработки информации, программного обеспечения)

4

Высокий уровень компетентности специалистов в вопросах стратегического  планирования

3

   

Итого

36

Итого

18

Информация о работе Планирование ассортимента товаров предприятия розничной торговли